Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма текущего контроля. Участие в выступлении групп по решению этнопедагогических задач.



Участие в выступлении групп по решению этнопедагогических задач.

Участие во фронтальной дискуссии по теоретическим вопросам.

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

– В чем проявляется взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества?

– Как понимать сущность термина «этносоциализация»?

– Калейдоскоп идей сценариев мероприятий этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) для одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме

Основная литература

1. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1. п. 1.1.1. Народный идеал в системе нравственных ценностей.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. (Глава 5.)

3. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Режим доступа : http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/(здесь можно читать лекции по этнопедагогике в онлайн–режиме).

Дополнительная литература

1. Кон И.С. Ребенок и общество : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с.

2. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с.

3. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996.

4. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с.

5. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для помощи студентам (по группам) в организации презентации различных моделей и систем социализации детей в современном мире, в т.ч. этносоциализации.

 

Тема 1.3. Методология и источники этнопедагогики как науки

 

Лекция № 3 «Методология, источники и методы этнопедагогики как науки»

 

Цель:ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности).

План

1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики.

2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания.

3. Источники и методы этнопедагогики.

 

Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Конспектирование информации по методологии этнопедагогики за преподавателем, представляемой с помощью интеллект–карты. Работа с обобщающей таблицей по описанию сути каждого из методологических подходов, используемых этнопедагогикой на разных методологических уровнях (на каждом из 4–х). Содержание таблицы приведено ниже Проверка записей в тетради.
Групповая Изучение сущности теорий возникновения и развития этнической идентичности по 3 группам и заполнение обобщающей таблицы при выступлений групп всеми студентами в тетради: Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм) Презентация идей римордиализма, инструментализма и конструктивизма, представление заполненной таблицы по 3 теориям возникновения и развития этнической идентичности
3 3 Индивидуальная Построение в тетради СЛС по теме «Источники и методы этнопедагогики» Представление и защита СЛС

 

Элементы Интеллект–карты по теме «Методология этнопедагогики»

 

 

 

 

Обобщающая таблица «Методологические подходы исследований

в этнопедагогике»

 

Подход Его сущность применительно к этнопедагогике Примечания
ФИЛОСОФСКИЙ  
Генетический Позволяет: – анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов, – анализировать условия происхождения определенных этнопедагогических явлений и процессов, – прогнозировать их последующее развитие; – выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным), – исследовать механизм возникновеия уже сложившихся качеств и характеристик этнопедагогического процесса и его субъектов  
Эволюционный Этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, её функционирование – неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Её развитие происходит в соответствии с общими универсальными законами развития, в основе которых лежит самоорганизация  
ОБЩЕНАУЧНЫЙ  
Системный Означает для этнопедагогики: – разработку систему методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения, – рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого, – рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека, – проектирование целостного этнопедагогического процесса в образовании, – моделирование воспитательно-образовательного процесса и этнопедагогических технологий, – Моделирование опытно-экспериментальной апробации этнопедагогических технологий и использование результатов в практике учебных заведений, – Разработку системы оценки эффективности этнопедагогических технологий и учебно-воспитательного процесса.  
Логико-исторический Предполагает изучение предистории, истории, зрелого состояния, перспектив развития этнопедагогики  
Синергетический Синергетические принципы этнопедагогики: – принцип субъектности познающего сознания, новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по–новому осмыслить и статус действующих лиц этнопедагогического процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами этнопед. процесса, – принцип дополнительности, который определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории – концепцией комплементарности; смысл клнцепции в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что этнический культурный монолог уступает место смысловому межэтническому межкультурному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся этнокультурной личности, – принцип открытости этнокультурной информации – роль педагога состоит в том, чтобы поместить предлагаемые обучаемому этнокультурные знания в контекст открытия, стимулировать процесс познания, а не давать знания в готовом виде, – принцип нелинейности этнокультурного развития личности – формирование этнокультурной личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития, – принцип «целое больше частей» подразумевает рассмотрение каждой отдельной этнокультуры как части мирового культурного процесса, как неотъ емлемого компонента мировой цивилизации, – принцип признания самоценности каждой личности – с позиции синергетики, личность есть открытая возможность, – принцип флуктуации (отклонения) – любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в этнокультурном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию», – принцип противоречивости процесса развития – самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных стрктур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне, – принцип единого темпомира (темпа развития) – обучающего и обучающегося в процессе развития в этнокультурном пространстве; в процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе  
Интегральный Состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания – от физики и биологи, теории систем и теории хаоса до искусства, поэзии и эстетики, всех значимых школ и направлений, традиций Востока и Запада. – Освоение этнокультурных явлений представляет собой один и этапов самосовершенствания личности, движения к «совершенному «Я»», к личности с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности, – интеграцию 4–х уровней методологического анализа и подходов на этих уровнях, – означает интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, рассмотрение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур, рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации, – осознание личностью необходимости владения уровнем этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, сознательность на всех этапах реализации этнопедагогических технологий, – интеграция культур в ходе образовательного процесса – родной культуры обучаемого и культуры других этносов, обучение в рамках концепции диалога культур, – формируемая этнокультурная компетентность рассматривается как сложное, многоуровневое, многоаспектное интегральное явление, входящее в систему личностных качеств человека, – комплексное изучение этнокультурных явлений как неотъемлемая часть мирового культурного процесса  
Парадигмальный Означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики этнопедагогических процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно–ориентированного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека  
КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ  
Личностно-ориентированный Воспитание совершенного человека: совершенным и настоящим человеком считался всеми народами тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа и отражал наилучшие черты его характера. Поэтому национальное в идеале совершенного человека оказывается часто условным и субъективным, общечеловеческое – определенным и объективным  
Культурологический Предполагает: – определенную последовательность выбора соответствующей иерархии методов исследования – на уровне выявления цивилизованных, культурных, системных, ценностных факторов, определяющих развитие этнопедагогических процессов и явлений в образовательном пространстве, – сравнение национальных культурных особенностей и их преломление в педагогических явлениях и процессах, – построение этнопедагогических технологий  
Антропологический – рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека, – признание целостности и уникальности человека в этнокультурном пространстве, – рассмотрение воспитания как модуса (способа, вида) бытия человека, – признание единства общего, особенного и единичного в познании человека в этнокультурном пространстве, – осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального компонентов культуры, – констатация неопределенности результатов педагогического взаимодействия или воздействия и неизмеримости, невозможности исчерпывающего постижения человека и окончательного определения, – понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека, – признание способности человека к самовоспитанию, приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации, – использование только тех педагогических форм и методов, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника в этнокультурном пространстве, – использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром этнокультуры, с самим собой, – необходимость самопознания, самоопределения, самореализации в этнокультурном пространстве, – признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых этнопедагогических методов, форм и средств  
Деятельностный Практическая сторона реализации этнической концепции трудового воспитания  
Смыслоцентрированный – принцип эволюционного движения – естественный порядок обучения и воспитания в этнопространстве не является единственно возможным, – принцип вариативности – образование в этнопространстве осуществляется на многовариантной и альтернативной основе, наличие моментов нестабильности, определенных нерешенных выбором дальнейшей траектории развития, связано с необходимостью ориентировки в поликультурном пространстве, – принцип компаративного (сравнительного) анализа системы ценностей – развитие личности реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в этнокультуре, – принцип множественностив сопровождающей образовательную деятельность операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор определяется смысловой зависимостью для личности изучаемых и наблюдаемых реалий этнокультурного характера; процесс формирования этнокультурной компетентности включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем различных уровне, поиска и приобретения новых смыслов, – принцип нелинейности взаимодействия – образование представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с этнокультурной средой, при котором личность воспринимает её для обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для умножения потенциала самой среды, – принцип открытости этнокультурной среды – это открытая система, – принцип саморазвития – в этнокультурной образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов  
МЕТОДИЧЕСКИЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)  
Коммуникативный Обеспечивает успешную межэтническую и межкультурную коммуникацию, культуру внутриэтнического и межнационального общения  
Технологический Этнокультурное образование – четко сконструированная система последовательных операций, приводящая к успеху в этнокультурном воспитании  
Система методов энопедагогики Методы научного этнопедагогического следования – это способы получения информации, необходимой для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе: – методы изучения фольклорных материалов, – изучение письменных источников, – Изучение археологических материалов, – полевые исследования, – метод историко-педагогического анализа, – социологический метод, – метод сравнения, – этнопедагогический эксперимент, – методы теоретичсекого исследования этнопедагогических явлений  
       

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.