Участие в выступлении групп по решению этнопедагогических задач.
Участие во фронтальной дискуссии по теоретическим вопросам.
Материалы текущего контроля:
Найдите ответы на вопросы:
– В чем проявляется взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества?
– Как понимать сущность термина «этносоциализация»?
– Калейдоскоп идей сценариев мероприятий этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) для одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме
Основная литература
1. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1. п. 1.1.1. Народный идеал в системе нравственных ценностей.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. (Глава 5.)
3. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Режим доступа : http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/(здесь можно читать лекции по этнопедагогике в онлайн–режиме).
Дополнительная литература
1. Кон И.С. Ребенок и общество : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с.
2. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
3. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996.
4. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с.
5. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для помощи студентам (по группам) в организации презентации различных моделей и систем социализации детей в современном мире, в т.ч. этносоциализации.
Тема 1.3. Методология и источники этнопедагогики как науки
Лекция № 3 «Методология, источники и методы этнопедагогики как науки»
Цель:ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности).
План
1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики.
2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания.
3. Источники и методы этнопедагогики.
Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№
п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Конспектирование информации по методологии этнопедагогики за преподавателем, представляемой с помощью интеллект–карты.
Работа с обобщающей таблицей по описанию сути каждого из методологических подходов, используемых этнопедагогикой на разных методологических уровнях (на каждом из 4–х). Содержание таблицы приведено ниже
Проверка записей в тетради.
Групповая
Изучение сущности теорий возникновения и развития этнической идентичности по 3 группам и заполнение обобщающей таблицы при выступлений групп всеми студентами в тетради: Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм)
Презентация идей римордиализма, инструментализма и конструктивизма, представление заполненной таблицы по 3 теориям возникновения и развития этнической идентичности
3 3
Индивидуальная
Построение в тетради СЛС по теме «Источники и методы этнопедагогики»
Представление и защита СЛС
Элементы Интеллект–карты по теме «Методология этнопедагогики»
Обобщающая таблица «Методологические подходы исследований
в этнопедагогике»
Подход
Его сущность применительно
к этнопедагогике
Примечания
ФИЛОСОФСКИЙ
Генетический
Позволяет:
– анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов,
– анализировать условия происхождения определенных этнопедагогических явлений и процессов,
– прогнозировать их последующее развитие;
– выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным),
– исследовать механизм возникновеия уже сложившихся качеств и характеристик этнопедагогического процесса и его субъектов
Эволюционный
Этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, её функционирование – неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Её развитие происходит в соответствии с общими универсальными законами развития, в основе которых лежит самоорганизация
ОБЩЕНАУЧНЫЙ
Системный
Означает для этнопедагогики:
– разработку систему методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения,
– рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого,
– рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека,
– проектирование целостного этнопедагогического процесса в образовании,
– моделирование воспитательно-образовательного процесса и этнопедагогических технологий,
– Моделирование опытно-экспериментальной апробации этнопедагогических технологий и использование результатов в практике учебных заведений,
– Разработку системы оценки эффективности этнопедагогических технологий и учебно-воспитательного процесса.
Логико-исторический
Предполагает изучение предистории, истории, зрелого состояния, перспектив развития этнопедагогики
Синергетический
Синергетические принципы этнопедагогики:
– принцип субъектности познающего сознания, новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по–новому осмыслить и статус действующих лиц этнопедагогического процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами этнопед. процесса,
– принцип дополнительности, который определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории – концепцией комплементарности; смысл клнцепции в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что этнический культурный монолог уступает место смысловому межэтническому межкультурному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся этнокультурной личности,
– принцип открытости этнокультурной информации – роль педагога состоит в том, чтобы поместить предлагаемые обучаемому этнокультурные знания в контекст открытия, стимулировать процесс познания, а не давать знания в готовом виде,
– принцип нелинейности этнокультурного развития личности – формирование этнокультурной личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития,
– принцип «целое больше частей» подразумевает рассмотрение каждой отдельной этнокультуры как части мирового культурного процесса, как неотъ емлемого компонента мировой цивилизации,
– принцип признания самоценности каждой личности – с позиции синергетики, личность есть открытая возможность,
– принцип флуктуации (отклонения) – любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в этнокультурном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию»,
– принцип противоречивости процесса развития – самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных стрктур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне,
– принцип единого темпомира (темпа развития) – обучающего и обучающегося в процессе развития в этнокультурном пространстве; в процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе
Интегральный
Состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания – от физики и биологи, теории систем и теории хаоса до искусства, поэзии и эстетики, всех значимых школ и направлений, традиций Востока и Запада.
– Освоение этнокультурных явлений представляет собой один и этапов самосовершенствания личности, движения к «совершенному «Я»», к личности с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности,
– интеграцию 4–х уровней методологического анализа и подходов на этих уровнях,
– означает интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, рассмотрение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур, рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации,
– осознание личностью необходимости владения уровнем этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, сознательность на всех этапах реализации этнопедагогических технологий,
– интеграция культур в ходе образовательного процесса – родной культуры обучаемого и культуры других этносов, обучение в рамках концепции диалога культур,
– формируемая этнокультурная компетентность рассматривается как сложное, многоуровневое, многоаспектное интегральное явление, входящее в систему личностных качеств человека,
– комплексное изучение этнокультурных явлений как неотъемлемая часть мирового культурного процесса
Парадигмальный
Означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики этнопедагогических процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно–ориентированного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека
КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ
Личностно-ориентированный
Воспитание совершенного человека: совершенным и настоящим человеком считался всеми народами тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа и отражал наилучшие черты его характера. Поэтому национальное в идеале совершенного человека оказывается часто условным и субъективным, общечеловеческое – определенным и объективным
Культурологический
Предполагает:
– определенную последовательность выбора соответствующей иерархии методов исследования – на уровне выявления цивилизованных, культурных, системных, ценностных факторов, определяющих развитие этнопедагогических процессов и явлений в образовательном пространстве,
– сравнение национальных культурных особенностей и их преломление в педагогических явлениях и процессах,
– построение этнопедагогических технологий
Антропологический
– рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека,
– признание целостности и уникальности человека в этнокультурном пространстве,
– рассмотрение воспитания как модуса (способа, вида) бытия человека,
– признание единства общего, особенного и единичного в познании человека в этнокультурном пространстве,
– осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального компонентов культуры,
– констатация неопределенности результатов педагогического взаимодействия или воздействия и неизмеримости, невозможности исчерпывающего постижения человека и окончательного определения,
– понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека,
– признание способности человека к самовоспитанию, приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации,
– использование только тех педагогических форм и методов, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника в этнокультурном пространстве,
– использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром этнокультуры, с самим собой,
– необходимость самопознания, самоопределения, самореализации в этнокультурном пространстве,
– признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых этнопедагогических методов, форм и средств
Деятельностный
Практическая сторона реализации этнической концепции трудового воспитания
Смыслоцентрированный
– принцип эволюционного движения – естественный порядок обучения и воспитания в этнопространстве не является единственно возможным,
– принцип вариативности – образование в этнопространстве осуществляется на многовариантной и альтернативной основе, наличие моментов нестабильности, определенных нерешенных выбором дальнейшей траектории развития, связано с необходимостью ориентировки в поликультурном пространстве,
– принцип компаративного (сравнительного) анализа системы ценностей – развитие личности реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в этнокультуре,
– принцип множественностив сопровождающей образовательную деятельность операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор определяется смысловой зависимостью для личности изучаемых и наблюдаемых реалий этнокультурного характера; процесс формирования этнокультурной компетентности включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем различных уровне, поиска и приобретения новых смыслов,
– принцип нелинейности взаимодействия – образование представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с этнокультурной средой, при котором личность воспринимает её для обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для умножения потенциала самой среды,
– принцип открытости этнокультурной среды – это открытая система,
– принцип саморазвития – в этнокультурной образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов
МЕТОДИЧЕСКИЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)
Коммуникативный
Обеспечивает успешную межэтническую и межкультурную коммуникацию, культуру внутриэтнического и межнационального общения
Технологический
Этнокультурное образование – четко сконструированная система последовательных операций, приводящая к успеху в этнокультурном воспитании
Система методов энопедагогики
Методы научного этнопедагогического следования – это способы получения информации, необходимой для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе:
– методы изучения фольклорных материалов,
– изучение письменных источников,
– Изучение археологических материалов,
– полевые исследования,
– метод историко-педагогического анализа,
– социологический метод,
– метод сравнения,
– этнопедагогический эксперимент,
– методы теоретичсекого исследования этнопедагогических явлений