Общая (единое задание для каждого студента группы)
Подготовка ответов на вопросы:
1. Книга «Мудрость старых чехов» Я.А. Коменского посвящена анализу пословиц. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями воспитания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соответствующих такому определению.
2. К.Д.Ушинский был талантливым детским писателем. Его сказки и рассказы интересны и дошкольникам, и младшим школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над рассказом «Четыре желания».
3. К.Д.Ушинский – народный педагог в самом лучшем, самом благородном смысле этого слова. Прокомментируйте эту мысль.
4. В сочинениях А.С. Макаренко много фактов и примеров из народной педагогики. Вспомните что-либо из них. Можно ли «Книгу для родителей» принять за пособие по «Этнопедагогике семьи»?
5. Попытайтесь припомнить какую-либо традицию из жизни колонии, руководимой Антоном Семеновичем Макаренко, творчески воспроизводящую одну из крестьянских традиций.
6. «Поэзия – неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвышеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому образу» (В.А.Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки.
7. «Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В.А. Сухомлинского?
Сверка полученных ответов
Групповая
Подготовка сообщений и презентация о классиках педагогики с точки зрения развития ими этнопедагогических идей.
Выступление руководителя группы с дополнением остальных представителей группы.
Проверка заполненной обобщающей таблицы
Индивидуальная
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Написать эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем (по выбору)» (Возможно использование монографии В.Б Помелова «В поисках утраченного», Киров: Радуга-Пресс, 2012 г., электронное издание).
3-я неделя семестра
Проверка текста эссе в этнопедагогическом Портфолио
Групповая
Индивидуальная
Подготовка к следующему семинару № 3 «Этнические различия и национальный менталитет»
Практическое задание из шкалы баллов:
Исследование национальных стереотипов:
а) На основе интервью с представителями своей культуры (этноса) составьте перечень претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья», попытайтесь проанализировать их с точки зрения существующих этнических (национальных) стереотипов и предубеждений.
б) Попросите ваших друзей составить список из десяти черт, присущих «типичному представителю» трех этнических общностей: своей собственной, той, которая ему «больше всего нравится», и той, которая ему «больше всего не нравится». Сравните полученные индивидуальные характеристики–стереотипы и попытайтесь проанализировать индикаторы двух форм межэтнической дифференциации – сопоставления и противопоставления)
3-я неделя семестра
Проверка текста, отражающего результаты проведенного исследования, в этнопедагогическом Портфолио.Выступление с результатами исследования на следующем семинаре № 3
По выбору студента (студент выбирает задание из предложенного перечня)
Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области»(проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.)