Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Категория «Нун» в египетской религии.



Категория Нун в египетской религии очень интересна и необычна. Нун – это бездна. И под бездной Нуна египтяне понимали – инобытие, Бога в себе, до творения мира. В творении Бог как бы раскрывается, а в Нуне Он предстаёт как бы Сам в Себе. Творение это отнюдь не всё, творение это лишь небольшая частика той безграничности божественного, которая нам недоступна, которая Иная – это было важным чувствованием египтян.

«Книга небесной коровы», загадочный текст 18-20 династии, повествует о «грехопадении», о неком изначальном разладе, произошедшим in illo tempore, во время оно. Текст этот был написал в гробнице, что говорит о том, что текст этот не простая басня, но он имел сотериологическое значение, что это священный текст. Судя по языку и по ряду других причин, можно заключить, что текст этот периода Среднего царства, а не Нового.

Текст такой: когда Ра, создавший Сам Себя и людей, стал стар, люди замыслили на него мятеж (понимать это нужно так, что стар стал не сам Ра – ибо он вечен, но мир стал стар, что Бог в мире стал стар, что религия стала старой), узнав об этом Ра призвал к себе творения свои – Шу, Тефнут и проч. – «ко мне все те, кто пребывал со Мною, когда я пребывал в Нуне» - т.е. когда не было мира, с Ра была уже те божественные сущности, через которых потом произошло творение, - Ра тайно призывает их к себе и потом говорит, что вернётся, когда всё будет совершено, обратно в Нун, и понятно что дотоле, он пребывает со своим творением. Т.е. Он вернётся в свою бездну, т.е. это начало (исход из Нун) и конец (возвращение в Нун) мира. Пришли все боги, встали в ряды пред Ним, поклонились ему «дабы Он мог держать речь к старейшему Отцу, создателю человеков» (т.е. Ра будет держать речь к Нуну). Что здесь очень важно: Ра творец мира, а Нун творец людей – человек существует до творения мира. Ра обращается к Нуну, говорит, что люди замыслили бунт, и совещается как быть. И тодга Нун говорит Ра разные вещи и в том числе то, что Ра больше чем Тот, Кто Его породил – это значит, что для этого мира, Творец этого мира больше чем тот, Кто за пределами этого мира. Ра и Атум соотносятся так же как и Бог явленный и Бог пребывающий в Себе, это Ра – явленный и Нун – Бог в Себе.

Нун происходит от глагола нуни – nny – быть инертным, расслабленным, что иероглифически изображается как человек ставший на колени и опустивший руки – как человек не способный к деятельности, расслабленный. Это Бог по ту сторону создания. Бога ведь выразить нельзя, ничто не отражает божественной реальности – это невыразимо и египтяне ищут, и предлагают формулу Нун. Этот сотворённый мир не более чем плавающий пузырёк в толще Нуна! Нун это бездна абсолюта, безграничность божественного, по сравнению с чем мир наш, есть лишь маленькая частичка. Нун окружает этот пузырёк со всех сторон, но в этом ничтожном пузырьке идёт громадная жизнь свободной твари. Но в книге мёртвых говорится, что Ра и Нун это и одно и тоже, но в проявлении к божественному Бытию. Эти имена как разные аспекты, проявления (…«ипостаси»…). Человек сотворён в Нуне и потому он может в Него вернуться. «Пэппи рождён был в Нуне, до того как простёрлось небо и создалась земля, до того как всё утвердилось…» - т.е. конкретный человек, личность. О царе Неферкара говорится, обращаясь к Нуну: «Ты зачал его, Ты замесил его, Ты выплюнул его…» В одном тексте говорится, что Нун приносит в мир хлеб. Этот образ говорит о том, что человек приобщается этим хлебом к божественному. Это то, что даёт вечную жизнь.

Нун не просто бездна, но ещё и воды, это водная бездна. 1) Египетская жизнь зависела от воды Нила. 2) Морские глубины бездонны и таинственны. Вода как символ божественной бездны. Крещение наше это не просто поливание водой, но глубокий символический акт. Вообще символы воды распространённая вещь в феноменологии религии.

Кроме того, египтяне знали категорию «Врата Нуна». Что бы войти в Нун, нужно быть сопричастным Нуну. Здесь явные параллели с нашим пониманием евхаристии. Умершему египтяне желали: да воссияешь ты как Ра, подави злое. Так же часто повторяется, что Врата открывает человеческая нравственность. Пред человеком раскрывается «высота незаострённая» - как говорили египтяне – человку раскрывается бездна Нуна.

Т.о. категория Нуна есть фундаментальная категория египетского богословия, она содержит в себе апофитеческие аспекты богопознания и сотериологические аспекты нравственности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.