Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Птах. Поднимающаяся земля.



Птах – pth – этимология этого слова неизвестна. Птах именуется Отцом Атума. С этим именем связана тайна – в древних текстах пирамид имя его упоминается всего трижды, однако в личных именах людей это имя присоединяется очень часто (Птаххотеп, Мериптах и др.). Почему-то в именах употребляется, а в заупокойных текстах нет… - странно.

Менес (1-й царь, 1-ой династии) основал город Хэт ка Птах – палата духа Птаха. Менес избирает точку, где почитается имя Птаха. Это место находится в центре Египеа. Это связано, как говорят многие учёные, с тем, что Менес соединяя государство возвысил одного божка. Но судя по всему было наоборот – высший Бог освятил это место. Само слово Мемфис происходит от другого эпитета – Мен-нефер – Мен – это имя Менеса – мне – несокрушимый, твёрдый; нефер – расцветающий, твёрдый, дающий жизнь, или Менес дающий жизнь Египту. В Менесе и почитался Птах.

Что такое Птах? Одно из ранних упоминаний Птаха в тексте ковчегов. Принадлежит к началу первого переходного периода, но почитался он и раньше. Птаха ещё называют – Ресе Дженеф – «тот, кто за южной стеной» - rsj jng.f.Этим подчёркивается, что Он отделён от нас, он за стеной, он за пониманием, он недоступен – Бог в Себе. В тексте ковчегов мы читаем: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, Царь небесный, Творец душ (нехеп кау), правитель обеих земель (неба и земли). Творец душ, дарующий душам (кау - здесь скорее не душа, а суть, сущность человека), творец сутей всего, дарующий этим сутям венцы, существенности и бытие. Я творец душ и жизнь их в руке Моей. Когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я – творящее слово (ху), которое на устах моих и премудрость, которая в теле моём. Слава Моя во Мне пребывает. Я Господь».

Самое распространённое имя Его – Птах-та-тенен. Та – это земля, плодородная почва, или как они говорят – поднимающаяся земля – та тенен. Он создатель этого мира. Но Создатель находится за пределами создания. Мемфисский памятник (найденный в XIX веке, а опубликован в ХХ), или – камень Шабака, по тексту это язык древнего царства, т.е. древнейший текст (а в нём прямо говорится, что мир творится словом - ху!), говорит нам следующее: «Боги которые возбытийствовали в Птахе, Птах на великом престоле… (пропуск в тексте) …который родил богов. Птах-Нун, Отец Атума, который родил богов, Птах-Нунэ – мать родившая Атума. Птах великий – это сердце и язык богов. Неферту на носу Ра каждодневно (Неферту – благая полнота, т.е. он родил богов и каждодневно дарует полноту через Ра). Создался сердцем, создался языком, образ Атума, ибо единственный великий есть Птах, своим сердцем и своим языком даровавший жизнь всем этим богам и их сутям (кау). Сердце его – Гор, явление Птаха, язык его – Тхот (Тхот – это ибисоголовое божество, создатель литературы, письменности, он читает книгу жизни умершего в инобытии) явление Птаха (т.е. Гор и Тхот – это сердце и язык Птаха, а не отдельные боги, но члены его, правда свободные). Ведь известно, что повелевают сердце и язык всеми членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах, всех богов, всех людей, всех животных, всех ползающих тварей, у всего, что имеет жизнь – замышляя то, что они желают, объявляя то, что они желают (т.е. в сердце замышляется, языком объявляется – язык творит, творящее слово. Сердце – Гор, язык - Тхот)». Здесь видно, что Птах – создатель, мастер. Напр. человек это и творение и дитя, он и сотворён и частичку божественного в себе имеет. Две категории имён: Птах и Ра – две природы человека.

Творец тварной природы Птах, Птах умелец, создатель. Главный жрец Птаха – Ур-хэрэп-химут – великий управитель ремёсел. Тутанхамон – одним их его эпитетов было – умелый словно Птах. В молитвенном тексте Нового царства, из берлинского папируса, к Птаху обращаются в следующих словах: «Ты создатель (отглагольное существительное – ниби, что значит выплавитель из металла) всех богов, людей и животных, Ты создатель (ири – творение видением!) всей земли, всех берегов, морей и океанов, ибо имя твоё – Устроитель земли (хэму та). О Ты, которого не ведает никто! Да будем молиться Ему, да восхвалим Его, да помолимся пред славным образом Его, призывая прекрасные имена Его. Впереди Тебя вечность, позадиТебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь оба конца вечности, нет конца бытию Твоему».

Птах никогда не изображался кроме как антропоморфно и только он одни так. Он всегда изображался в виде жреца человека (бритоголового), с посохом ауш (процветание). – Птах творит все тела, Он творец наших обликов и Он изображается в наших обликах.

Птах же и создатель царственности – царственность, монархия творение Птаха для египтянина! Царь всегда венчался в Мемфисе, в храме Птаха. Поэтому восстанавливаясь от смуты, новая столица возникает именно в Мемфисе, ибо Птах есть начало царственности. Там, где почитается создатель космоса, гармонии, творец государства.

О нём мало говорят потому что Он за пределами своего творения, за пределами мира. Мир лишь творение Птаха, а в именах Он употребляется потому, что Он близок человеку, т.к. в человеке есть частица Его, человек икона Его, образ.

В Новом царстве сакральность падает и Птаху начинают слагать гимны повсеместно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.