Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Геб и Нут. Земля и небо.



Шу и Тефнут, уже как пара, рождают вторую пару: Геб и Нут. В египетских текстах говорится, что они зачаты фаллосом Шу и рождены утробой Тефнут.

^

Геб - Нут

Речь идёт о том, что это уже творение из одного другого путём соединения двух в одно. Геб и Нут – это земля и небо, речь идёт о сверхземле и сверхнебе. Геб – это идеальная земля на которой обитает правда, это материя, но она предназначена вечности. Нут – это совершенный небесный ангельский мир, мир высших духовных сил. Интересно, что в Египте, в отличие от прежних представлений, земля имеет мужской род, а небо женский. На изображениях часто показаны соединяющиеся Геб и Нут, и между ними стоит Шу, который поднимает Нут от Геба, то есть он разводит небо и землю, это символизирует, что творение прекращено. Но есть и более глубокое понимание, почему земля мужское начало, а небо – женское. Это ступени от совершенного мира, тварного, к небесному миру нетварному, от небесного мира нетварного через правду и свет к полноте Атума. Первый кто встречает умершего на небе и ведёт его к Атуму это Геб. В Текстах Пирамид говорится: «Прими главу свою, собери кости свои, прими пиво которое не прокисло и хлеб который не испорчен плесенью. И возойди на небо к Отцу своему. Привратник (Геб) встречает тебя у врат закрытых для людей, берёт тебя за руку и ведёт тебя к Отцу твоему Атуму. И ты становишься первым среди звёзд негибнущих (это те умершие, которые уже пребывают в Боге)».

Геб и Нут рождают ещё четырёх детей, это Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

 

Название Иуну происходит, по-видимому, от «жезла Иут» (>3wt). Этот жезл иероглифически изображался виде шеста с рогами быка. Здесь, очевидно, прослеживается прямая связь с неолитом, с древнейшими изображениями Бога Творца в виде рогатых животных. Отсюда «жезл Иут» есть символ божественной власти и его обладатель тоже божественен. Сам Иуну именовался ещё как место соединения двух миров («Две Страны»). Это соединение «Двух Стран» это та точка, где соединяются мир небесный и мир земной, это первая точка творения. Ту же символику мы видим и в царской власти: двойная корона царя это не только образ соединения Верхнего и Нижнего Египта, но так же образ соединения горнего и дольнего, земного и небесного.

21. Осирис и осирическое предание. Исида и Нефтида.

Почему человек склонен ко злу? Как раз повествование о девятерице рассказывает об этом. Но это не самое главное в том, что есть девятерица, она в первую очередь не объясняет, а позволяет спастись через понимание того как и почему человек отпадает от Бога.

 

Осирис это образ жизни, это тот, кто даёт жизнь. Само слово Осирис образно переводится как Владыка творения, а буквальный перевод это - глаз над престолом. Само имя Осирис появляется довольно поздно, хотя потом он главенствует во всей заупокойной литературе. Имя Осириса впервые появляется в Текстах пирамид, а иероглиф изображающий Осириса появляется у фараона Джедкара (V-ая династия). Однако в 42-ом году в Хилуане обнаружили знак Осириса и Исиды, принадлежащий первой династии, что говорит о более древнем происхождении этого образа. Знак Осириса это так называемый «Столб Джед», который означает могущество, силу. По мнению одних учёных он изображает фрагмент позвоночного столба человека, а по мнению других это изображение Мирового Древа, скорее всего оба эти толкования приемлемы. Рядом с изображением Осириса присутствует изображение Исиды, так называемый Тьет – узел Исиды. Он обозначает связывание земли и неба, творения и нетварного. Два эти знака изображённые рядом показывают, что Осирис и Исида были известны и раньше.

Начиная с того момента как вообще появляется письменность, начинается и упоминание, но упоминание не Осириса. Имя Осирис, скорее всего такая же поздняя реконструкция как и имя Амон Ра, или же вероятно это тайное имя, которое нельзя было произносить, которое подобно имени Бога древних евреев было запретным для произнесения, и так же как и у евреев вместо того чтобы именовать Бога Сущим (Иегова) именовали Его различными эпитетами (Всемогущий, Господь), так же видимо и египтяне использовали для имени Осирис эпитет, который многократно встречается с первых памятников письменности и звучит как Хентуаменти (первенец из запада). Аменти – первенец, хенти – запад. Западный – это мёртвый, умерший, поэтому Хентуаменти это первый кто познал смерть, первый кто умер, и зная историю Осириса можно предположить, что это первый кто победил смерть. Главная особенность Осириса это то, что он победитель смерти. Так в Текстах Пирамид говорится об умершем царе: «Ты будешь на троне Осириса как наследник Хентуаменти». Хентуаменти это имя, которое скорее всего замещало имя Осириса до пятой династии.

Именно роль победителя над смертью отражена в массе его упоминаний в Текстах Пирамид и гимнах и молитвах более позднего времени. «Слава тебе Осирис, сын Нут, двурогий, высоковенечный, увенчанный и обрадованный девятерицей. Трепет пред тобой вселил Атум в сердца людей, богов, воскресших и умерших. В Иуну была вручена тебе власть. Велик ты явлением своим Джеду владыка ужаса на двух холмах, господь страха в Эросетау (кладбище в Гизе), владыка трепета в Хенесе, владыка могущества в Тенете, великий любовью на земле, владыка славы в палатах дворца, великий прославлениями в Ободосе, кому дано было победное торжество пред девятерицей, для кого были совершены заклания в великий зале Хервера, кого страшатся великие силы, пред кем славные встают с мест своих. Ужас пред тобой соделал Шу, трепет пред тобой сотворила Тефнут. К тебе приходят два собрания кланяясь в доли, ибо велик страх пред тобою, силен трепет пред лицом твоим. Се Осирис владыка богов, великая сила небесная, правитель живущих, повелитель тех кто в инобытии. Прославляют тебя тысячи в тер Аха, превозносят тебя множество в Иуну. Ты владеешь приговором, объявляемым в палатах высоких (то есть судом над умершими). Тебе приносятся жертвы в Мемфисе, тебе совершаются ночные празднества в Сехеме. Взирая на тебя молятся тебе боги, взирая на тебя поклоняются тебе воскресшие. Ты оплакан множествами на земле, ты прославлен теми кто в инобытии». Эпитеты которые даются Осирису говорят о том, что хотят от Осириса видеть люди, почему египтянам важен Осирис.

Его именуют Хентуаменти, понятно что все станут «западными» и хотят соединиться с Осирисом, потому что он первым познал смерть и победу над смертью. Поэтому в Египте начиная с самого раннего упоминания Осириса умерший именуется Осирис-имярек (личное имя). Только когда смысл этого наименования позабылся, тогда имя Осирис-(личное имя) стало даваться только умершим мужчинам, а умершим женщинам стало даваться имя Хатхор (дом Гора) – один из эпитетов Исиды – Хатхор-(личное имя). Но раньше независимо от пола давалось имя Осирис-(личное имя), что было более правильным. С одной стороны это говорит, что человек на земле мечтал соединить себя с Осирисом и в нём победить смерть, а с другой стороны умерший не растворяется в Осириси, поэтому навечно он будет именоваться Осирис-(личное имя), он получает качества Осириса, но при этом он останется собой.

В Осирисе умерший достигает обожения. Поэтому другое имя Осириса это Ун-Нофр – wn nfr -(добробытийный). Ун - это бытие, жизнь, а Нофр это благое. Это имя даётся ему потому что он даёт доброе бытие людям. Также его именуют Нефер-Нечер-Маат- (Бог благой владыка правды), это очень важное имя, потому что Маат это очень важный критерий на суде, это та гиря которая взвешивает сердце умершего. Осирис побеждает смерть благодаря правде, поэтому любой соединяется с Осирисом потому что он правдив, следует правде, то есть он побеждает смерть правдой. Вообще эпитетов у Осириса много, поэтому его ещё именуют Многоименным.

Что качается его места в девятерице, то на этот счёт тоже имеется текст в Текстах Пирамид, который говорит о том кто такой Осирис. Но надо заметить, что обращение сын не обязательно предполагает непосредственно отца, оно может предполагать любого предка. «О Атум, се сын Твой Осирис которого восставил Ты дабы жил он (то есть он погиб и был восставлен). Если живёт он (Осирис) Унос будет жить (это как раз речение из пирамиды Уноса). Если не умирает, Унос не умрёт. Если неразрушим он (Осирис), Унос не будет разрушен. Если не осуждается он, Унос не будет осуждён. Если осуждается он, будет осуждён и Унос. О Шу, се сын твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Тефнут, се сын твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Геб, се сын твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Нут, се сын твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть всё это родители Осириса, он порождён ими, он от них изошел). О Исида, се брат твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (Исида это сестра Осириса. Как и на всём Востоке возлюбленную и жену называют сестрой. Образ Исиды и Осириса это образ идеального брака для всех египтян, который должен быть воспроизведён в каждой семье.) О Сет, се брат твой Осирис который был восставлен дабы жил он и мог наказать тебя. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть Сет не участвовал в восставление. Воскресение Осириса даже не столько для Осириса, а для того чтобы наказать Сета.) О Нефтида, се брат твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (Далее появляется Тот - язык девятерицы. В более поздних текстах Тот никогда в девятерицу не входит.). О Тот, се брат твой Осирис который был восставлен дабы жил он и мог наказать тебя. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть Тота каким-то образом сопрягают с Сетом, но это до сих пор загадка для египтологов. Это не единственный текст где Тот союзник Сета, но этой истории мы не знаем.) О Гор, се отец твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз)».

Это речение показывает, что Осирис с древнейшего времени рассматривается как часть девятерицы, и отношение богов девятерицы к нему различно, все боги кроме Сета и Тота участвуют в его восстановлении, а Осирис должен быть восставлен чтобы наказать их.

Греки, и тот же Плутарх, говорят что имя Осирис это греческое имя, но это не так. Но когда Плутарх соединяет имя Осириса с именем Диониса он не далёк от истины. Дионис это Трижды рождённый, тоже познавший смерть дважды и трижды возрождённый к жизни. Имя Осирис, так же как и имя Дионис, связано с именными рядами Месопотамии. Само слово Осирис связано с Ашур, Асар и Асари, это шумерские имена, которые датируются третьим тысячелетием до Р. Х. Асар, так же как и Усир, это «Место ока», и изображается точно так же – глаз над троном. В Месопотамии Асар соединялся с Думузи (Тамузом), а это тоже самое имя что и Дионис. В шумерском языке имя Думузи переводится как «Верный сын», это тоже эпитет, а потом это имя становится нарицательным. Таким образом, это один круг божественных лиц, к ним приближается ещё целый ряд других божеств Переднего Востока. Это то что обычно называется учёными «умирающем и воскресающем богом», на самом же деле это бог единожды умерший и единожды воскресший, поэтому соединение с ним человека обозначает воскресение. Таким образом, не случайно что Асар, Осирис и другие именуются Древом мира, Осью мира, потому что Древо мира это то что соединяет небо и преисподнюю, то что выводит человека, то есть через что можно перейти в другое состояние. Гроб любого египтянина это образ Мирового Древа, это знак того что челок соединяет миры, как соединяет их Осирис, и восходит от преисподни к небу.

 

А теперь обратимся к самому преданию об Осирисе. Сами египтяне, в отличие от Плутарха, никогда не записывали это предание, оно не излагается, но всегда имеется ввиду. Рассказ Плутарха поможет прояснить историю Осириса.

Плутарх рассказывает, что Осирис 28 лет был царём на земле, причём он цивилизовал людей, он сделал их культурными, он дал им земледелие, скотоводство, научил их огню и что самое главное научил их богопочетанию. Он был царём Египта и царём всего, причём не ограничивался Нильской долиной, а вышел из Египта, прошёл по всему Востоку неся всем народам благую весть организации жизни. Плутарх утверждает, что человечество было до Осириса, но оно находилось в диком и бедственном состоянии. Когда Осирис возвращается в Египет он устраивает пир, на который приглашены все египетские вельможи, естественно приглашён и брат Осириса, Сет, который завидует своему брату. Если Осирис это жизнь, то Сет это противоположное жизни начало. О том, что Осирис это жизнь говорится многократно, в частности в Текстах Пирамид: «Слава тебе владыка изобилия, хранитель пищи, сидишь ты перед зеленеющим полем, а за тобою господь светолития. Дай мне вкусить от зёрен растущих здесь, о Осирис великое половодье…».

Плутарх рассказывает об убийстве Осириса с художественной красотой, но в этом художественном аспекте есть элементы, которые говорят о том, что рассказывает он египетское, а не выдуманное им самим. Сет не решается просто так убить Осириса, почему-то он выбирает более сложный способ. Он заказывает по мерке брата роскошный саркофаг и в какой-то момент пира он велит внести этот гроб и говорит: «Тому кому он подойдёт я его и дарю». Надо сказать, что в Египте гроб часто выносился на пиршества. В Древнем Египте ещё не была потеряна та мысль о том, что всё что связано с ритуалом погребения это не знаки гибели, а знаки возрождения, знаки победы над смертью. Царь чтобы наградить вельможу не вешал ему орден, а дарил ему место в некрополе поближе к своему месту, то есть то что связано с заупокойным культом было высшими наградами, потому что царь, как то кто соединял небо и землю, тем самым подтверждал, что вельможа заслуживает спасения. Когда гости начинают примерять гроб он оказывается впору Осирису, и в тот момент когда он в нём лежит Сет его заколачивает и заливает свинцом и законопачивает шов, после чего бросает гроб с живым Осирисом в Нил и выносится в Средиземное море через самое восточное устье, которое считалось у египтян нечистым и по нему не ходили корабли. Жена Осириса Исида начинает его искать, это очень важный образ, но его нет в египетских текстах. В них говорится что Сет убил Осириса, что Сет ниспроверг Осириса, что Сет утопил Осириса. Сет убил Осириса в земле Неджер, это то место где повергают. И то что он его утопил это знак полного уничтожения, то есть чтобы никакого жизнедателя вообще не было, с целью завладеть всем. После этого Сет владеет и небом и землёй. И только верная супруга Исида и Нефтида идут искать Осириса, и после долгих странствий они приходят в Ливан в город Библ. В Текстах Пирамид финикийцы упоминаются как «те кто обрели Осириса». Исида приходит к царю Библа, который показывает ей свой дворец и недавно отстроенный тронный зал, потолок в которм был установлен на огромной колонне. Он говорит, что у него на берегу выросла огромная ива из которой он и сделал столб для своего тронного зала. Но Исида, будучи опытной в тайных знаниях, понимает что внутри это дерево имеет гроб с телом Осириса. Она просит царя подарить ей этот столб с чем царь соглашается. Исида выносит столб за пределы города и когда открывает гроб, видит тело своего мужа и рыдает над ним (в египетской традиции его оплакивают Исида и Нефтида). А дальше Исида оживляет Осириса, соединяется с ним как жена и от него умершего зачинает сына, и через определённый срок рождается Гор, который является сердцем Птаха, в котором было замысленно творение мира. Египтяне знают что Гор существует в двух образах, Гора Великого – сердце Птаха и Гора ребёнка. Так соединяется весь креативный мир.

Итак, Сет владычествует всем небом и землёй, в его воцарении это царство смерти. Осирис убит и неоткуда взять семя жизни, только от умершего. На самом деле образ зачатия от умершего не чужд и христианского понимания, ведь Дева Мария родилась от тех, кто мёртв (поражён первородным грехом), и сама поражена первородным грехом, поэтому от мёртвого рождается Спаситель, Который победит смерть. Египтяне говорят об этом с предельной медицинской подробностью, потому что для них деторождение это великое таинство. Подчёркивается что Исида рождает того, кто станет защитником, отмстителем и спасителем.

Кроме того, здесь обыгрывается и астральная категория, категория звёзд, Сириуса (Сотиса) и Осириса именуемого Орионом. В этих словесных сочетаниях есть большой смысл. Слово Орион по-египетски произносилось Сах, точно так же как и «воскресшее тело», это есть Осирис, потому что он воскресает плотью. А звезда Сириус произносится Сепедет (Собт), эта звезда восходит перед началом разлива Нила, который даёт плодородие, поэтому Осириса очень часто именуют Нилом, а Собт произносится так же как слово «готовый», поэтому он намекает на Гора готового к поединку за власть над небом и землёй с Сетом. А поскольку Сириус появляется перед разливом Нила, то соответственно Гор это тот, кто предвосхищает и соделывает возрождение своего отца Нила.

Итак, Исида зачинает сына и скрывается в болотах Дельты, где она и рождает Гора. В некоторых текстах говорится, что её укрывали рыбаки, бедные люди, которые жили в этом месте, но главным укрытием от Сета была сила Атума. В Текстах Пирамид есть слова Атума: « Не бойся сестра Осириса, ты под моей защитой. И убийца и враг Сет не настигнет тебя». Гор вырастает, тогда Сет понимает, что он может его просто убить, так как он находится под защитой божественной полноты, поэтому он пытается его каким-либо способом искусить.

Но необходимо отметить несколько моментов. Традиционно гора изображают соколом или сокологоловым человеком. Причём в иероглифике различают два изображения Гора, это Гор Ур (Гор-Великий) – сердце Птаха, которого изображают соколом стоящим на помосте; и Гор Па Крат (Вышний ребёнок) – это Гор рождённый от Исиды в болотах Дельты, он изображается соколом лежащим на брюхе без лап. Плутарх сообщает, что Гор Па Крат был слаб ногами, поэтому к нему приходил Осирис и тренировал его. То что он рождается со слабыми ногами обозначает, что он рождается от поражённого смертью, от уже убитого, он имеет в себе не только божественное естество Гора Ура, но он имеет в себе и слабую человеческую природу, природу познавшего смерть. И этот знак слабости египтяне обозначают тем, что Гор не может встать на ноги, в нём есть некоторый изъян от смертной природы. Поэтому практически египтяне изображали два естества в Горе, естество божественное, изображаемое соколом, и естество человеческое, никак не изображаемое, но показанное умалением божественного. Само слово Гор это «вышний», «вознесённый», оно не имеет никакого отношения к слову «сокол», поэтому парящий в небе сокол это знак того, что он вышний, но Гор это не сокол.

Есть целый ряд текстов которые повествуют о попытках Сета соблазнить Гора. В чём разница между соблазнением и убийством? В убийстве нет твоей воли, поэтому от этого Атум может защитить, но когда ты проявляешь свою волю от этого тебя никто не может защитить, даже Всевышний. Поэтому соблазнение страшнее насилия, так как твоя собственная воля склонилась к неверному. Один из соблазнов до сих пор никто не может объяснить, это Сет предлагает Гору пробыть три месяца под водой. Они превращаются в гиппопотамов, живут под водой, борются друг с другом. Возможно это какой-то символ схождения в инобытие. А другой соблазн более подробно развит в предании тяжбы Гора и Сета. В нём Сет склоняет Гора к гомосексуальному сожительству, и Исида предупреждает, что этого ни в коем случае делать нельзя. Но всё же это происходит, однако Гор не позволяет чтобы это произошло в буквальном смысле, чтобы семя излилось внутрь него. Он по совету Исиды подставляет руку и собирает туда семя Сета и потом приносит его матери. Она отсекает руку сына и вместе с этим семенем выбрасывает в болото. После этого начинается тяжба Гора и Сета. Важно то, что семя Сета это семя смерти, поэтому если бы Гор его принял, то он был бы поражён смертью добровольно. После этого случаю начинается поединок. Поединок Гора и Сета это судебный поединок. Собираются все боги в палате Геба, верховного судьи, и Сет с Гором вступают в поединок, это распространенная формула судебного разбирательства, считалось что никогда не сможет победить тот кто неправ. Перед поединком Сет заявляет, что он не будет сражаться с Гором, ибо он не мужчина, так как он принял его семя. На это Гор требует чтобы Сет показал ему где его семя. Сет говорит: «О семя моё, покажи себя. Где ты в этом презираемом существе?». А семя ему отзывается из дальнего болота, что вызывает насмешки других богов. Поэтому первый моральный поединок проигран Сетом. После этого начинается настоящий поединок, но сердца богов начинают склоняться на сторону Гора, так как Сет выдвигает свои аргументы против Осириса и его власти. Во время поединка оба врага друг друга калечат, Сет вырывает левый глаз Гора, а Гор вырывает семенные яички Сета. Что касается последних, то здесь идёт речь о семени смерти, то есть Сет кастрирован и сила смерти потеряла своё могущество. А глаз Гора связан с идеей творения. Глаз это орган которым творится космос, бытие. То есть Сет похищает силу творения, мир не может творится. Гор и Сет взаимно обессилили друг друга. Всё замирает, мир не может творится и не может умирать. После этого вступает суд богов, который происходит в два этапа. На первом этапе Геб объявляет о том, что Сету отдаётся небо, а земля – Гору. Но почему-то тут же происходит пересмотр судебного решения, и всё абсолютно отдаётся Гору, и земля, и небе. После этого утраченные Гором и Сетом части тела возвращаются им. А потом происходит воскрешение Осириса. Сет, который изображается в виде быка, везёт на себе тело Осирис, то есть он опять ему повинуется. Сет не повергается, в отличие от сатаны, а возвращается на своё место, так как без него девятерица не полна, поэтому он просто исправляется. Он лишается власти над миром, подчиняется девятерице и становится тем, кем он был до того как убил Осириса.

Приняв назад своё око, Гор размыкает уста мёртвого Осириса, обряд размыкания уст один из важнейших в погребальном ритуале Египта, есть специальное орудие. Но на самом деле уста не размыкались, это был символический обряд. Гор открывает уста Осириса и даёт ему проглотить своё око, то чем сотворён мир, что дало жизнь всему, входит в Осириса и он воскресает. То есть смерть побеждена в нём, но побеждена только после поединка Гора и Сета, только после суда богов, только после того как Гор объявлен победителем. Поэтому Гора именуют «спасителем своего отца». Отныне Гор это живой, на земле пребывающий, бурящийся со злом, а Осирис это тот кто оживлён своим сыном, тот кто получил свою жизнь через глаз Гора, через жертвоприношение. Поэтому отныне любое жертвоприношение это «глаз Гора», то есть это то что оживляет умершего. Каждый живой это Гор по отношению к умершему. Осирис идёт божественным путём, путём Атума, и каждый умерший отождествляется с Осирисом если он в своей земной жизни был Гором, также заботился о своём отце, также боролся со злом, также строил свою жизнь по законам Маат. Такой человек становится Осирисом и Гором оживляется.

 

22. Сет. Понимание смерти и зла в Египте.

Что касается Сета, то это сила противоположная Осирису, сила разрушения, сила прекращения жизни. Сет, в отличие от Осириса, изображается не зелёным (цвет зеленеющих полей) или чёрным (цвет плодородной земли), а изображается жёлто-красным (цвет бесплодной пустыни). Если знаком Осириса является Джед, то есть соединение неба и земли, то знаком Сета является знак, который, как предполагают учёные, имеют очень характерный противоположный смысл. Этот знак Сета обозначал либо заслонку канала, которая прекращает течение воды, либо инструмент для кастрации животных. В любом случае, чем бы не был этот знак, это знак прекращения, пресечения. Если Джед это символ соединения, то знак Сета разделяет. Если Осирис это зерно плодородия, поэтому его изображают с половым членом готовым к соитию, то Сет это кастрированное, не способное к деторождению начало. Кроме того, Осирис это владыка Египта, а Сета именуют владыкой иных стран, и изображают его не понятным зверьком похожим на осла, но с мордой сайгака. Иногда предполагают, что это тропическое животное окапи, которое живёт в экваториальной Африке, которое было не египетским животным, тем самым подчёркивалось что Сет владыка чужеземных стран. Для египтянина, как представителя цивилизованного народа и окружённого ещё не цивилизованными племенами, существовало представление что вечная жизнь даётся в организованном обществе с помощью царя, ритуалов, храмов, а те кто этого всего не имеют, не имеют и вечной жизни. Поэтому владыка чужеземных стран это именно констатация того, что это владыка тех, кто не достигает вечности.

Но откуда же взялся Сет, почему он одно из лиц девятерицы? В древнейших текстах Сет не воспринимается как однозначно плохое существо, хотя все эти эпитеты ему свойственны, тем не менее Сет тоже упоминается как тот кто ведёт царя на небо. В Древнем Царстве имя царицы включало в себя формулу «та кто взирает на Гора и Сета», то есть они были тоже в царе. Если внимательно посмотреть на первые главы Книги Бытия, то можно увидеть, что элемент разрушения включён в рассказ о созидании и творении мира. Когда Бог говорит Адаму, что он может есть от всякого плода, кроме плода познания добра и зла, когда он говорит что всем животным дана в пищу всякая зелень, этим предполагается, что зелень и плоды разрушаются в момент поедания и человеку удаётся реализовать свою жизнь. Более того, когда даётся повеление плодиться и размножаться, то надо помнить что само зачатие есть одновременно и разрушение, так как разрушается и прекращает своё существование как нечто цельное и женская яйцеклетка, и мужской сперматозоид, вместо них возникает новая клетка, то есть само зачатие есть не только жизнь, но и гибель. То есть мир находится в постоянном умирании и оживании, и Сет это именно владыка аспекта разрушения без которого невозможна жизнь. И проблема была не в том чтобы исключить разрушение как таковое, а в том чтобы разрушение было не самодовлеющем, чтобы оно было элементом созидания.

Неслучайно Осирис и Исида, Сет и Нефтида это последний уровень божественной креации. Для Нуна, для Бога в Себе, жизнь не требует разрушения, так как Бог в Себе есть вечный покой, состояние в котором жизнь жительствует без процесса разрушения и созидания. Но когда творится наше бытие, когда в мире Нуна возникает капля творения, когда кроме божественного в целом возникает Эдем и возникает космос, в нём включается этот закон разрушения для созидания, поэтому сила разрушения характерна для космоса, а не для абсолютного бытия. Девятерица, головою Атума касаясь Нуна, стопами Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды касается космоса и тварной земли. И тут сила разрушения, имея свободу, может выйти из-под контроля. Сила разрушения решает использовать себя как абсолютную силу, и Сет убивает Осириса. Если в правильно организованном мире Осирис творит благодаря частичному разрушению Сетом того что потом должно быть расширено, рождено, создано, то Сет выйди из повиновения разрушает саму жизнь, он убивает жизнь чтобы самому восторжествовать в мире. И когда сила разрушения не компенсирована силой жизни, тогда она приводит к умиранию всего.

 

Есть целый ряд текстов которые повествуют о попытках Сета соблазнить Гора. В чём разница между соблазнением и убийством? В убийстве нет твоей воли, поэтому от этого Атум может защитить, но когда ты проявляешь свою волю от этого тебя никто не может защитить, даже Всевышний. Поэтому соблазнение страшнее насилия, так как твоя собственная воля склонилась к неверному. Один из соблазнов до сих пор никто не может объяснить, это Сет предлагает Гору пробыть три месяца под водой. Они превращаются в гиппопотамов, живут под водой, борются друг с другом. Возможно это какой-то символ схождения в инобытие. А другой соблазн более подробно развит в предании тяжбы Гора и Сета. В нём Сет склоняет Гора к гомосексуальному сожительству, и Исида предупреждает, что этого ни в коем случае делать нельзя. Но всё же это происходит, однако Гор не позволяет чтобы это произошло в буквальном смысле, чтобы семя излилось внутрь него. Он по совету Исиды подставляет руку и собирает туда семя Сета и потом приносит его матери. Она отсекает руку сына и вместе с этим семенем выбрасывает в болото. После этого начинается тяжба Гора и Сета. Важно то, что семя Сета это семя смерти, поэтому если бы Гор его принял, то он был бы поражён смертью добровольно. После этого случаю начинается поединок. Поединок Гора и Сета это судебный поединок. Собираются все боги в палате Геба, верховного судьи, и Сет с Гором вступают в поединок, это распространенная формула судебного разбирательства, считалось, что никогда не сможет победить тот кто неправ. Перед поединком Сет заявляет, что он не будет сражаться с Гором, ибо он не мужчина, так как он принял его семя. На это Гор требует, чтобы Сет показал ему где его семя. Сет говорит: «О семя моё, покажи себя. Где ты в этом презираемом существе?». А семя ему отзывается из дальнего болота, что вызывает насмешки других богов. Поэтому первый моральный поединок проигран Сетом. После этого начинается настоящий поединок, но сердца богов начинают склоняться на сторону Гора, так как Сет выдвигает свои аргументы против Осириса и его власти. Во время поединка оба врага друг друга калечат, Сет вырывает левый глаз Гора, а Гор вырывает семенные яички Сета. Что касается последних, то здесь идёт речь о семени смерти, то есть Сет кастрирован и сила смерти потеряла своё могущество. А глаз Гора связан с идеей творения. Глаз это орган которым творится космос, бытие. То есть Сет похищает силу творения, мир не может творится. Гор и Сет взаимно обессилили друг друга. Всё замирает, мир не может творится и не может умирать. После этого вступает суд богов, который происходит в два этапа. На первом этапе Геб объявляет о том, что Сету отдаётся небо, а земля – Гору. Но почему-то тут же происходит пересмотр судебного решения, и всё абсолютно отдаётся Гору, и земля, и небе. После этого утраченные Гором и Сетом части тела возвращаются им. А потом происходит воскрешение Осириса. Сет, который изображается в виде быка, везёт на себе тело Осирис, то есть он опять ему повинуется. Сет не повергается, в отличие от сатаны, а возвращается на своё место, так как без него девятерица не полна, поэтому он просто исправляется. Он лишается власти над миром, подчиняется девятерице и становится тем, кем он был до того как убил Осириса.

 

Но не Сет главный враг. Сет вышел из повиновения потому, что вышли духи из повиновения, вот в них то и кроется причина зла. Сет это метафизические зло, но именно духи, отказавшиеся повиноваться и сделали Бога «слепым». И вот Апоп и борется за душу человека с Ра. Сет это обстоятельство падения, Апоп это личностный, волевой импульс ко злу. В начале его имя даже и не упоминается. Не потому, что его не было, но потому, что люди были преданы Осирису, но когда общество начинает слабеть, становится более магичным, более оккультным, появляется страх пред Апопом, появляются заговоры и проч. Апоп изображается в виде змея. Ра изображается в виде кота или мангуста, прокусывающего шею огромному змею Апопу. Люди призваны поразить Апопа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.