Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозные причины возникновения государства



История религий

2006\2007

 

1. Религиозные причины возникновения государства

2. Религиозные причины возникновения письменности

3. Историко-культурные этапы складывания Египетского общества

4. Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов

5. Понятие «нечер» в Египетской религии

6. Солнечный образ Бога в Египте. Ра, Атум, Хепри

7. Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл

8. Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.

9. Космогонические представления в системе религиозной традиции

10. Категория Нун в египетской религии

11. Гермопольская восьмерица

12. Птах. Поднимающаяся земля.

13. Мемфисская модель творения

14. Категории «кА» и «хемсут»

15. Свобода воли и предопределение в египетском богословии

16. Смысл божественного упокоения после творения мира в Египте.

17. Сакральная топография в Египте. Верхняя и Нижняя страна. Царь.

18. Девятирица Иуну. Атум.

19. Начало Творения. Переход от небытия к бытию. Шу и Тефнут.

20. Геб и Нут. Земля и небо.

21. Осирис и осирическое предание. Исида и Нефтида.

22. Сет. Понимание смерти и зла в Египте.

23. Гор. Два образа Гора. Поединок Гора и Сета. Око Гора.

24. Мин-Амон. Телец Своей Матери. Мин-Пан.

25. Воскресение Осириса. Осирис – владыка Правды. Осирис имярек.

26. Суд Осириса.

27. Сотериологический смысл Девятирицы Иуну. Девять луков.

28. Человек. Его происхождение в египетских представлениях.

29. Человек – образ Бога.

30. Основные компоненты человека – Ка, Ба, имя.

31. Категория «Ах» как сотериологическая цель. Не сделано!

 

 

Ответы

 

Религиозные причины возникновения государства

Государственность возникает практически одновременно с возникновением письменности (вторая половина 4-го тысячелетия) и является, также как и письменность, формой проявления религиозного. Царь возводится для людей как посредник меж ими и Богом, для служения людям. «Царь живёт для вас, бог (царь обожествляется, как помазанник) живёт для вас…»

Поучение Мерикара, XXI в до Р.Х (написано в I переходный период), царь поучает своего преемника сына: «Заботься о людях – пастве Бога. (Не хозяин, но пастырь, домоуправитель!) Для них сотворил Он небо и землю, (Речь идёт именно о Боге – Нечер, ntr.) для них, покорил Он чудовище водное (левиафан, сатана), для них соделал Он дыхание в ноздрях их, дабы жили они. Они (люди) образы Его, вышедшие из тела Его, для них, сияет Он в небесах (живой, естественный образ Бога конечно же – солнце). Для них сотворил Он растения, скот, птицу и рыбу, дабы питать их, для них поразил Он врагов своих, уничтожил чад своих, когда замыслили они мятеж. (Ангельские, по-видимому силы раскололи, замыслили мятеж…и Он их покорил ради человека). Для них сотворил Он свет дня и плывёт Он в небесах, дабы видели Его. Для них, воздвиг Он храм вокруг них, (всё мировое пространство – храм Божий который воздвигнут вокруг человека) и когда плачут они (т.е. люди) внемлет Он им, определяет Он правителей для них от яйца (т.е. от материнского чрева, т.е. от самого начала), вождей, укрепляющих спину слабому (вот для чего нужен правитель!), сотворил Он для них могучую силу (хэкау), дабы отводили они ею удары вражьи. Надзирает Он за ними (людьми) денно и нощно, поражает Он вероломных и из среды их (т.е. из людей) как бьёт человек сына своего ради брата его (т.е. наказывает, воспитывает). Ибо ведает Бог имя каждое».

Государство возникает чтобы «поддержать спину слабого», т.е. не только в социальном смысле, но и, безусловно, в религиозном, в борьбе добра со злом – отнюдь не случайно дважды упоминается о водном восстании чудовища. Борьба со злом в физической и метафизической сфере. Люди создают государственность тогда, когда чувствуют, что другими способами они с этим злом не справятся, что необходимо выделить из своей среды особого человека, который будет посредником между Богом и человеком и который будет особым хранителем божественной правды (Маат) в человеческом мире. Правда – маат – m3t, изображалось в виде страусиного пера. Перо символизирует лёгкость и закон Божий лёгок для праведника, он самый лёгкий («легко бремя Моё») и тяжёл для грешника, для того, кто его нарушает. Маат очень важная категория для египтянина. Маат это и человеческий и Божественный закон, «пэр маат» - так называется в Египте здание суда.

В Древнем Египте совершенно чётко ощущалось, что государство для человека, а не человек для государства. (В Античности - Платон, Аристотель - тоже ещё живо ощущается эта правда.) Но всё деградирует и понимание государственности забывается. И в период VI-VII династии, случается революция, а тексты того времени явно свидетельствуют, что правители стали жить для себя, а не для народа. И народ восстал, и сверг.

В целом же, в Др.Ег. народ чаял через царя достичь Бога. Царь являлся образом Бога, помазанником, пастырем и ходатаем за свой народ, стадо, пред Богом. Потом I переходный период, упования на царя слабеют…

 

Алексей Крол, пишет о проблемах возникновения государственности в работе «Египет древних фараонов», М. 2005. В двух словах суть сводится к следующему. 1) Была теория занесения государственности в Египет некой пришлой расой (Р.Энгельбах и др.). Однако эта теория «не подтверждается современными археологическими данными. В настоящее время, кажется, никто из серьёзных исследователей не отстаивает» эту идею (А.Крол. стр. 16). 2) Была теория согласно которой гос-во появляется в результате необходимости ирригационной системы (К.Виттофогель). Эта теория «не согласуется с современным пониманием роли ирригации в Египте» (стр. 17). 3) Мифологическая теория К.Зете, в её последующем развитии другими учёными, говорит о военном конфликте Верхнего Египта и Дельты, в результате чего появилось единое государство. 4) Теория Е.К.Кёлер, говорит о том, что гос-во возникает из-за культурного, торгового и политического общения. Две последние теории вылились в главный спор о милитаристском и пацифистском сложении единого гос-ва. Сам А.Крол придерживается милитаристского взгляда. Однако это уже позднейший путь, здесь важно разобраться, откуда возникают два государства: Верхнее и Нижнее царства.

Элеонора Кормышева в книге «Древний Египет», М. 2005, стр. 37, пишет следующее: «Династическая эпоха начинается с правления легендарного фараона Мины (Менеса), который, по традиции, объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Ему приписывают создание государственности, изобретение письменности, деление страны на номы (административные области) во главе с номархами. На самом деле, как свидетельствуют сохранившиеся документы, и до Мины в Египте правили фараоны, которые постоянно вели войны со своими соседями и которых ныне объединяют в I и II династии раннего царства (3000-2770 гг. до н.э.)». Т.о. понятно, что принцип государственности появляется раньше объединения Египта в единое государство!

Б.А.Тураев в «Истории Древнего Востока», Мн. 2004., стр. 167, пишет: «Далее, памятники эти ясно указывают на то, о чём раньше мы заключали из рассмотрения последующей истории Египта, а именно, что дальнейшей стадией государственности (курсив мой - А.Г.) до объединения государства было существование двух самостоятельных царств: южного и северного».

Т.о. Алексей Крол, назвав первую главу своей книги «Теории сложения государства в Египте» проходит стороной откуда берёт начало царской власти и целиком посвящает, на мой взгляд, уже вторичной проблеме всё внимание. Ведь не так важно, каким образом соединились два царства, важно то, как возникло первое царство в истории человечества! Впрочем, А.Крол посвятил книжку вовсе не этой теме.

Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе», в 13 главе пишет следующее: «Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов». Из этого видно, что Осирис «воцарившись» среди «звероподобных» египтян, положил тем самым начало государственности. Первый царь есть Осирис. Возникновение института царской власти и начало цивилизации приписывается Богу. Понятно почему и цари носили титулы богов и были помазанниками и сами обожествлялись. Всё это свидетельствует в пользу того, что государственность возникает как религиозный институт. «Стержнем этой власти (царской – А.Г.) было вневременное понятие основ египетской государственности, стремление к созданию мировой гармонии, выражавшейся в служении богу, строительстве храмов, восстановлении правопорядка через уничтожение хаоса (зла), персонифицировавшегося во врагах Египта, торжестве правды над ложью, символическом единении с космосом. Фараон считался воплощением жизненной силы, интерпретатором воли бога, верховным жрецом, единственным земным существом, общающимся божественным миром и дарующим материальную и духовную жизнь своим подданным. Жертвоприношения должны были делаться только от его имени» (Э.Кормышева «Др. Ег.», стр. 36).

В лекции прочитанной А.Б.Зубовым в Екатеринбурге лет 10 назад, он говорил следующее. Государство возникает из принципа ритуала. Что бы добиться какой-то цели (богатство, здоровье, рождение наследника и проч.), египтянин молил богов – совершал ритуальное действие. Этим самым действием, он входил в мир богов (пост, воздержание и проч.), этим действием он побеждал зло, которое мешает добру, и после этого, доброе происходило в этом мире. Древний понял, что должен быть кто-то, кто постоянно должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, ритуального действия, который является как бы богом на земле – символически. И этим существом стал – царь. Так появился институт царской власти. Царская власть возникает именно как религиозная функция.(Помазанник Божий.) Именно поэтому в древности царь, очень часто, даже и не занимался политическими делами, оставляя всё это визирю, занимаясь лишь самыми главными политическими проблемами. А царь, это посредник меж Богом и людьми, его функция именно такова.

 

2. Религиозные причины возникновения письменности.

Когда на самом деле появляется первая письменность мы точно не знаем. Человечество в себе неоднородно и разные народы идут разными путями и вот какие-то народы развиваются, а какие-то, напротив, стоят, или даже деградируют. И письменность явилась сильным шагом вперёд для египетского народа. Но письменность не появляется вдруг сама собой, это осознанный человеческий шаг, это сознательное творчество. Но что мы знаем о появлении письменности, какую она играла роль?

Прежде всего нужно помнить, что письменное слово само по себе не создаёт культуру, оно его записывает, транслирует, что, в свою очередь, уже является мощным помощником развития культуры. Как не культура создаёт слово, но слово культуру, так и не письменность творит культуру, но культура письменность. Не Гуттенберг создал Библию, он лишь её напечатал. Поэтому в наличие факта письменности, впервые появляющегося в истории человечества, видно, что этому предшествовала долгая и трудная созидательная работа культуры, людей. Письменность раскрывает всю древность, и неписьменные народы палеолита и неолита начинают говорить.

Египтяне относились к письменности крайне благоговейно: письмо, по-египетски, md.w ntr – мэду нэчер – слова Бога. Иероглиф – <ερο-γλυφικ= – <ερ3ς священный, святой, γλυφ/ резное изображение (γλ^ττα – язык, речь). Древний человек записывал только то, что заслуживает вечности. Плутарх, посвящённый египетский жрец, в Исиде и Осирисе называет слово божественным, и приводит следующий интересный образ: «Так же и крокодил пользуется почетом, не лишенным убедительного основания, - ведь его называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке и, “двигаясь по бесшумному пути, справедливо правит делами смертных”» или такое: «И из всего, чем владеет человек от рождения, нет ничего божественнее слова, особенно — слова о богах, и ничто не имеет большего значения для счастья». Влияние египетской культуры на Элладу, выработавшей философскую концепцию божественного логоса, также общеизвестно. Иероглиф, высеченный в камне предназначался для вечности, ведь можно было ограничиться скоропортящимися папирусами.

Итак, первые следы письменности найденные нами, датируются второй половиной 4-го тысячелетия до Р.Х. Первейшая надпись найдена в гробнице Уджа, датируемая 3150 г. до Р.Х. найденная на костяной пластинке, в его гробе, надпись та и была – Уджа, это имя этого династа. Раз положено в гроб, скрытое от людей, то понятно, что предназначалось оно не для праздных зевак, но для вечности. Имя, по египетски - рэм, священно, оно является аспектом личности человека, и потому имя звучащее в вечности как бы обессмертивало саму личность человека. Отсюда и молитвы за умерших, с поминовением их имени.

В этой же гробнице Ужда найдены были сосуды с бывшими некогда в них маслами, и вот на дне этих сосудов обнаружены надписи, надписи сделанные скорописью (она пока ещё не расшифрована учёными), а это означает то, что письменность существовала уже за несколько веков до того! Почему мы не находим письма раньше? Потому что писали до этого только на папирусах, и лишь потом стали выбивать в камне. Почему мы знаем что писали на папирусах? Иероглиф означающий «слово» изображается как свёрнутый список папируса, а также этот иероглиф используется как детерминатив и встречается с первых же иероглифических текстов, поэтому мы можем сделать вывод, что на папирусе писали раньше, они лишь не сохранились до наших дней.

В Др.Ег. записывается не всё что попало, но только то, что помогает обрести спасение. Письменность связанна с заупокойными верованиями.

Итак, можно видеть, что, во-первых, письменность связана с религиозным, сокральным, и, во-вторых, мы можем сделать вывод, что, судя по всему, письменность возникает в эпоху какого-то кризиса, - он нём правда известно очень мало, есть лишь намёки, - а значит, письменность возникает как реакция, как способ спастись. Что-то людей заставило думать, что прежними способами им не удастся спастись, не смогут обеспечить себе вечности, что старые формы религиозной деятельности не эффективны, и тогда ищутся новые формы, новые пути и в этом направлении возникает новая религиозная форма. Меняется не суть, но форма. – Этим самым А.Б. объясняет, каким образом письменность утверждается и распространяется, т.е. посредством заупокойного культа, письменность закрепляется и развивается. Однако как же возникает письменность? Как отмечает Э.Кормышева, «египтяне приписывали изобретение письменности богу Тоту, обучившему ей людей во времена царствования Осириса. Так утверждалось древнейшее происхождение» (стр. 64) – по-видимому, первоначальное возникновение письменности самой по себе следует также искать в этой области.

Образ солнца как иконы Бога очень распространён, историк религии здесь может найти бесконечный материал. Мирча Элиаде в «Трактате по истории религий» посвятил главу «Солнцу и солярным культам», где он отметил одну интересную вещь: «культ Солнца доминирует именно там, где благодаря царям, героям и империям “начинается движение истории”. Чтобы объяснить подобный параллелизм между господством солярных культов и распространением “исторических” цивилизаций, выдвигалось немало других гипотез, порой совершенно фантастических» (Трактат, 36 Солярные иерофании и рационализм).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.