Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мемфисская модель творения.



Египтолог Брестед был потрясён, когда увидел в Мемфисском камне, что в египетском богословии говорится о том, что мир творится Словом. Творение мира Словом очень важный момент. Слово от Бога, оно как бы проявляет Его, т.е. из бездны Нуна, Бог, посредством Слова, становится пред, созданным этим Словом, миром, как бы раскрывается для него. Но подобно тому, как слово человека «вылетев» становится неуловимым, так и Слово Бога обретает собственную свободу. Созданный Богом мир свободен, а потому может грешить. Брестед сравнивает этот памятник с первыми строками Евангелия от Иоанна.

С 48 столбца ( до этого идёт продолжение гермопольской модели)идёт чисто мемфисская модель творения, это памятник боговсловской рефлексии. Брестед так и назвал его «памятник мемфисского богословия». Это уже попытка осмыслить религиозный опыт дискурсивно. Итак, мы читаем следующее: «Боги которые возбытийствовали в Птахе, Птах на великом престоле который родил богов, Птах-Нун - Отец Атума, который родил богов, Птах-Нунэ - Мать родившая Атума (Нун и Нунэ как начало порождающей полноты), Птах великий это сердце и язык девятирицы, Неферту (цветущая полнота) на носу Ра каждодневно. (Девятирица это гелиопольская модель.) Создался сердцем, создался языком образ Атума (сердцем и языком всё создаётся – замышляется в сердце и произносится языком… когда слово становится произнесённым, оно становится свободным). Ибо единственно великий есть Птах, Своим сердцем и Своим языком, даровавший жизнь всем этим богам и их сутям (ка)». Боги это проявления ка.

Затем следует важный 54 столбец: «Сердце его (Птаха) Гор, явление Птаха, язык его Тхот, явление Птаха. (Тхот был очень важен в дописьменный период, но потом отошёл на задний план чуть-чуть) Ведь известно, что сердце и язык повелевают всеми членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах, всех богов, всех людей, всех животных, всех ползающих тварей, всего что имеет жизнь, замышляя то, что они желают, объявляя то, что они желают (сердце замышляет то, что оно желает, а язык объявляет то, что замысленно, соответсвенно творение сердцем и устами, вот оно – творение словом, «в начале было слово и без него ничто не начало быть, что начало быть»)». Далее речь идёт о гелиопольской девятерице (о ней позже – девятерица Иуну, вопр. 18). Девятерица, как говорится в мемфисском памятнике богословия это зубы и губы Атума, т.е. служебные части, органы творения, средства для произнесения слова. Т.е. эти боги эннеады лишь инструменты, органы. Они суть «семя и руки Атума». В девятерице всё плюновением не ограничивается, но, в мемфисском памятнике, даётся образ онанизма, т.е. единоличного семяизвержения (наш пошлый век уже не поймёт этот образ, мы видим тут скабрезности, которых египтянин не замечал!), дабы подчеркнуть, что при творении никого другого не было – Он был один, что это инициатива, что это волевой акт. Это сделано для того, что это всего лишь образ, можно дать и другой образ! Это ни в коем случае нельзя понимать примитивно-буквально. Поэтому зубы и губы это суть семя и руки Атума – разные образы. 55-я строка: «Ибо девятерица Атума возбытийствовала Его семенем и Его перстами, девятерица это зубы и губы тех уст, которые произнесли имена всего сущего, из которых и Шу с Тефнут явились». Египетскому богослову было важно подчеркнуть то, что мир творится волевым актом Единого Бога Творца (нет второго! – над всей множественностью египетской религии, мы восходим к изначальному единству, укореняясь в Боге) и что всё сотворённое имеет природу творца (из Его семени). И первых истечением семени явились Шу и Тефнут – которые дали рождение девятирице: «ведением глаз, слышанием ушей, обонянием носа, извещается сердце и уразумев открывает сознанное (в слове), а язык объявляет то, что замыслило сердце. Так и созданы были все боги и соделана Его девятерица. Воистину, всякое слово Божие явилось из замысла сердца Его и из повеления языка Его».

Теперь архиважный 57 столбец мемфисского памятника, - тема о свободе воли и предопределении:. «Этим словом были содеяны все кау и все хэмсут (кау – суть, хэмсут – материя) определены, от которых пища всякая и всё потребное и для тех, кто делает угодное и для тех, кто делает ненавистное». – Угодное и ненавидимое – главные определения египетской этики. Угодное – mrr.t – мэрэрэт. Ненавидимое – msd.t – мэсэдэт.

Далее подводится итог. «Ведь любая работа, любое ремесло так делается: занятие рук, хождение ног, движение всех членов тела. По повелению замышленному сердцем и произнесённому языком творится создание каждой вещи, поэтому и говорится о Птахе – Он есть Тот, Кто сотворил всё и создал богов, Он без сомнения та тенет (поднимающаяся земля - творец), ибо породил Он богов и явился Творцом всего сущего, всякой пищи всего потребного для жизни, всех священных приношений, всякой вещи доброй, поэтому сознано и понятно человеками, что Он могущественнее богов (ибо Он их создал)».

Затем сказано: «И упокоился Птах, после того, как сотворил всё и произнёс все божественные слова (как в книге бытия)». - Покой предполагает возвращение в Нун, по ту сторону бытия, делание предполагает этот мир.

Потом гимн: «Он родил богов, дал основания городам, Он определил области, Он поместил богов в их святилища, Он установил им приношения, Он воздвиг им святилища, Он создал им тела, по желанию сердец их, и вошли боги в тела свои, из всякого дерева, всякого камня, всякой глины, из всего, что возрасло на Нём (т.е. на Творце). Обрели боги образы свои, пребывают в Нём все боги и сути их в довольстве со Владыкой обоих земель».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.