Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественная функция фантастики



А.К. Воронский в книге «Гоголь» утверждал: «фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний приём, не случайное и не наносное. Удалите чёрта, колдуна, мерзостные, свиные рыла, повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей – вот в чём смысл.

В богатстве, в деньгах, в кладах – что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мёртвые вещи, подобно Чубу, куму, дьяку, они благодаря интригам чёрта превращаются в кули» [35, с. 129].

Для понимания своеобразия гоголевской фантастики важно помнить, что в изображении скрытых потусторонних сил как очевидной реальности служила немецкая романтика, но в первую очередь традиционное наследие православной отечественной культуры, богатая житийная литература. В Священном Писании эти явления изображаются не как литературный вымысел или игра фантазии, а как отражение реальной действительности.

С.К. Шамбинаго, сравнивая в 1911 году гоголевскую фантастику с произведениями романтиков, писал: «…Романтики искали в чудесном только украшения. Разыскивая покойников <…> ведьм, они не обратили внимания, что с дьявольщиной церковь <…> продолжала бороться реально». По замечанию исследователя, основой мироощущения автора «Вечеров» явилось «сознание, что воображение не довлеет себе, что за ним должно скрываться сверхреальное» [35, с. 135].

Исследователи отмечают, что все повести «Вечеров» Гоголя, в которых так или иначе выступает фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие – к современности или к прошлому (давность прошлого – полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое).

В произведениях о прошлом («Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место») фантастика имеет общие черты. Общие, несмотря на то, что в одних произведениях фантастика пронизана иронией, юмором («Заколдованное место»), несколько шаржирована, а в других («Страшная месть») – дана вполне серьёзно.

Высшие силы открыто вмешиваются в сюжет. Во всех случаях это образы, в которых персонифицированное ирреальное, злое начало: чёрт или люди, вступившие с ним в преступный сговор. Фантастические события сообщаются или автором-повествователем или персонажем, выступающим основным повествователем (но иногда с опорой на легенду или на свидетельства предков-«очевидцев»: деда, «тётки моего деда» и других).

По-другому построены «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В «Сорочинской ярмарке» действие происходит «лет тридцать… назад», в начале XIX века. Около этого времени происходят и события «Майской ночи». В других повестях из «Вечеров» введение или эпилог (или и то и другое) отодвигают действие в прошлое, напоминая, что это – «в старину случившееся дело». Только две названные повести (не считая «Ивана Фёдоровича Шпоньку») обходятся без такого введения или эпилога.

Подробнее остановимся на повестях «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь» и выясним, как в них воплощается фантастика.

В «Сорочинской ярмарке» почти с началом действия среди персонажей возникает ожидание каких-то страшных событий. Оказывается, под ярмарку отведено «проклятое место», в дело «замешалась чертовщина». Обо всём странном пока сообщается исключительно в форме слухов. «Прямого нарушения жизнеподобия, тем более прямой фантастики в «Сорочинской ярмарке» нет. Собственно фантастическое (в форме предания) приурочено к далёкому прошлому: рассказ о чёрте, выгнанном из «пекла» и разыскивающем по миру свою свитку. Эта фантастическая предыстория. На события же сегодняшнего временного плана словно ложится излучаемый из прошлого фантастический свет» [25, с. 75].

Подобным же образом соотнесено фантастическое и реальное в «Майской ночи». Собственно фантастическое отнесено к далёкому прошлому, причём достоверность сообщаемого снова смягчена формой слухов. «Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый», – предваряет Левко свой рассказ о злой мачехе-ведьме и утопленнице-русалке. Но, как справедливо отмечает Ю.В. Манн, «помимо фантастического отсвета, «Майская ночь» демонстрирует в сегодняшнем временном плане и некий осязаемый, материальный остаток фантастического» [25, с. 78]. Речь идёт о записке от комиссара в руке Левко.

Исследователь приходит к выводу, что «в целом же «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь» сходны тем, что сверхъестественные силы в их «осязаемом» обличье (ведьмы, панночки) отодвинуты на задний, «вчерашний» план. В сегодняшнем же временном плане сохранён лишь фантастический отсвет или же некий фантастический остаток – осязаемый результат страшных событий, имевших место в прошлом» [25, с. 78].

«Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» пронизаны фантастическими верованиями, двоемирием – смешением христианских и языческих представлений. В этих повестях, наряду с обычными людьми, живут и действуют фантастические герои – Басаврюк и Колдун. Люди боятся их: «Родная тетка моего деда, содержавшая в то время шинок по нынешней Опошнянской дороге, в котором часто разгульничал Басаврюк, –так называли этого бесовского человека, – именно говорила, что ни за какие благополучия в свете не согласилась бы принять от него подарков. Опять, как же и не взять: всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги Бог знает куда…» [11, с. 42].

В «Пропавшей грамоте», «Ночи перед Рождеством», «Заколдованном месте» фантастическое представлено в виде расшалившейся домашней нечисти. Герои её не боятся, знают как с ней справиться: «– Постой, голубчик! – закричал кузнец, – а вот это как тебе покажется? – При сём слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягнёнок. – Постой же, – сказал он, стаскивая его за хвост на землю, – будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! – Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения» [11, с.113].

В «Иване Фёдоровиче Шпоньке и его тётушке» фантастическое, чудесное входит в обыденную жизнь: «Чудная в огороде у нас выросла репа: больше похожа на картофель, чем на репу» [11, с. 169] и присутствует в сне Шпоньки, раскрывая его внутренний мир и ужас перед неизвестностью.

Как мы видим, фантастическое присутствует во всех повестях «Вечеров», обеспечивает их художественную целостность.

Одна из функций фантастики: более чётко обозначить одну из главных романтических антитез цикла – прошлое и настоящее. Мы уже говорили о разном времени действия, отражённом в повестях: «Сорочинская ярмарка» и «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» – современность, но в большинстве повествований «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством» – XVIII в., наконец, в «Вечере накануне Ивана Купала» и «Страшной мести» – XVII в.

Фантастика – особый, художественный способ познания мира. Преображая действительность, Гоголь в занимательной форме открывает закономерности реального мира, причинно-следственные связи явлений.

Перед нами два мира, две действительности: мир живой яви и мир странных, злых чар и сил. Мир ночных видений, чертей, колдунов, ведьм то и дело врывается в явь, путает людей, совращает их с круга. Но свежая, неиспорченная явь пребывает еще прочно, она ярче, тверже, чем мир злых сил. Свиная рожа в красной свитке просунет морду и тут же исчезнет. И тогда снова кумовья угощают друг друга, ярмарка шумит, Параска выходит замуж за Грицько, Оксана за Вакулу, люди продают, покупают пшеницу и на баштанах украинскими ночами слушают дедовские былички. Мир яви поэтичен, прост, отраден.

Фантастика «Вечеров» не просто раскрывает борьбу добра и зла в окружающем и человеческой душе. Она напоминает человеку, что по-настоящему поэтичен, прост и отраден мир яви.

 

 

Заключение

Изучение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в аспекте заявленной темы позволяет сделать следующие выводы.

Гоголь использовал широко распространённый в русской литературе 1830-х годов принцип циклизации произведений. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявились основные принципы литературного цикла. В него вошли восемь повестей, соотнесённых между собой по проблематике и темам, жанровым и стилевым особенностям. Повести объединены местом действия, фигурами рассказчиков (все они – известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и «издателя» (пасичник Рудый Панько). Важно отметить, что система рассказчиков является формой выражения авторского сознания. В основе всех повестей лежит ориентация на устную речь. Несколько повестей написаны в сказовой манере, а другие приближены к литературному слову.

Все повести раскрывают основную идею Гоголя – представление о том, какой должна быть жизнь народа, взаимоотношения между людьми, в них показан идеал прекрасного человека, рождённого цельностью и полнотой народного мироощущения. Народ живёт в гармонии с окружающим миром.

Перед нами полноценные, сформировавшиеся в этих прекрасных условиях личности, которым присущи высокие душевные порывы, широта натуры, верность своему долгу, цельность и искренность чувств.

Но в тоже время уже во всех произведениях «Вечеров» намечаются черты раздвоенности человеческой личности, нарушение гармонии мира. Отсюда и заключительные строки в «Сорочинской ярмарки», и «тоска» и «задумчивость» Ганны, разделение мира на реальный и ирреальный. Всё это даёт возможность рассмотрения произведений цикла с разных сторон (религиозно-мистической, фольклорной и других), важно видеть и понимать не только эмпирический, но и метафизический уровни текста.

 

Во всех повестях Гоголь широко использует мотивы и жанры фольклора, тесно связанные с традициями украинской народной культуры.

Диканька с ее вечерами и хуторами — особый мир, определяемый не географией, а духовными началами, который простирается в пространстве и во времени. И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки — таково пространство «Вечеров». Стало быть, Гоголь мог писать только тогда, когда он обнимал тот или иной мир целиком, когда этот особый мир представал цельным, и когда в нем было объединяющее начало.

Наряду с традиционными элементами циклизации в повестях встречаются и нетрадиционные: сны героев, пейзаж, карнавальное начало и фантастика, которые также были нами исследованы. Картины природы и сны героев несут определённую смысловую нагрузку: раскрывают внутренний мир героев, мотивы поступков и трепетное отношение автора-повествователя к украинской природе. В повестях переплетаются карнавальное начало и фантастика, создавая неповторимый колорит цикла.

Основываясь на полученных выводах, можно сказать, что перед нами художественное целое.

 

Список используемой литературы

1. Аникин В. П. Русский фольклор: Учебное пособие для филологических спец. вузов / В. П. Аникин. – Москва: Высшая школа, 1987. – 286 с.

2. Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы / Е. И. Анненкова. – Москва: Прометей, 1989. – 174 с.

3. Анненкова Е. И. Н.В. Гоголь / Е. И. Анненкова // Русские писатели XI – начала XX в. Биобиблиографический словарь. Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1995. – С. 147-151.

4. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – Москва: Художественная литература, 1975. – С. 484-495.

5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман. – Москва: Высшая школа, 2000. – 556 с.

6. Воропаев В. А. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Воропаев. – Москва: МГУ, 1999. – 127 с.

7. Гаецкий Ю. А. Гоголь. Биографическая повесть / Ю. А. Гаецкий. – Москва: Государственное издательство детской литературы, 1956. – 336 с.

8. Гарин И. И. Загадочный Гоголь / И. И. Гарин. – Москва: Терра-Книжный клуб, 2002. – 639 с.

9. Гиршман М. М. «Ещё о целостности литературного произведения» // Известия АН СССР: Серия литература и язык. – 1979. – Т.38. – № 5. – С. 449-457

10. Гоголь Н.В. в русской критике: Сборник статей. – Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1953. – 652 с.

11. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9т. / сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. – Москва, 1994. – Т.1-2 – 496 с.; Т.9 – 784 с.

12. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: монография. – Санкт-Петербург: Издательство РГТУ им. И. А. Герцена, 1997.

13. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. – Москва-Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 532 с.

14. Ермилов В. В. Н.В. Гоголь / В. В. Ермилов. – Москва: Советский писатель, 1953. – 448 с.

15. Звиняцковский В. Я. «Пасичник Рудый Панько» // Русская речь. – 1990. – № 1. – С. 133-139.

16. Золотусский И. П. Гоголь (ЖЗЛ) / И. П. Золотусский. – Москва: Молодая Гвардия, 1984. – 527 с.

17. Золотусский И. П. Душа и дело жизни: очерки о Гоголе / И. П. Золотусский. – Москва: Издательство «Правда», 1981. – 48 с.

18. История русской литературы XIX в.: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Коровина. В 3 ч. Ч. 2 (1840-1860 годы). – Москва: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2005. – 524 с.

19. Козлова С. М. Интерпретация классики: монография / С. М. Козлова; отв. ред. А. Д. Хуторянская. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2007. – 208 с.

20. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова, Л. А. Николаева. – Москва: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

21. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – Москва: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб.

22. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя / Ю. М. Лотман. – Москва: Просвещение, 1988. – 352 с.

23. Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы / Ю. М. Лотман. – Москва: Языки русской культуры, 2000. – 256 с.

24. Манн Ю. В. Н.В. Гоголь // Русские писатели. Биобиблиографический словарь [в 2 ч.] / под ред. П.А. Николаева. Ч.I А-Л. – Москва: Просвещение, 1990. – 432 с.

25. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю. В. Манн. – Москва: Coda, 1996. – 474 с.

26. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинский. – Москва: Просвещение, 1979. – 512 с.

27. Мочульский К. В. Великие русские писатели XIX века / К. В. Мочульский. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. – 160 с.

28. Николаев Д. П. Сатира Гоголя / Д. П. Николаев. – Москва: Художественная литература, 1984. – 367 с.

29. Поспелов Г. Н. Творчество Н.В. Гоголя / Г. Н. Поспелов. – Москва: Советский писатель, 1953. – 280 с.

30. Руденко Ю. К. Принцип циклизации в художественной системе Н.Г. Чернышевского (к постановке вопроса) / Ю. К. Руденко // Проблемы поэтики русского романтизма XIX века. Сборник статей учёных Ленинградского и Будапештского университетов. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1984. – С. 184-213

31. Русская литература XI-XX вв.: пособие для абитуриентов / под ред. Н. И. Якушина, В. И. Баранова. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004. – 512 с.

32. Русская литература XIX-XX вв.: в 2-х томах. Т.1: Русская литература XIX в. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. Ломоносова / сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 428 с.

33. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва: Просвещение, 1974. – 509 с.

34. Смирнов И. П. Психодиагностика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней / И. П. Смирнов. – Москва: Новое литературное обозрение, 1994. – 351 с.

35. Соколов Б. В. Гоголь: энциклопедия / Б. В. Соколов. – Москва: Алгоритм, 2003. – 537 с.

36. Софронова Л. А. «Рассказчик и слушатель в ранних повестях Гоголя» // Известия РАН: Серия литературы и языка. – 2008. – Т.67. – № 3. – С. 24-32

37. Степанов Н. Л. Н.В.Гоголь. Творческий путь / Н. Л. Степанов. – Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – 588 с.

38. Храпченко М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя / М. Б. Храпченко. – Москва: Современник, 1984. – 653 с.

39. Язык Н.В. Гоголя / под ред. А. Н. Кожина. – Москва: Высшая школа, 1991. – 176 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.