Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фольклорные мотивы повестей



Прочной связующей основой «Вечеров на хуторе близ Диканьки» является фольклорная, по природе своей преимущественно языческая, основа первого прозаического цикла Гоголя, которая была предметом изучения и исследована достаточно всесторонне в работах Г.И. Чудакова, Г.А. Гуковского, М.М. Бахтина, Ю.В. Манна, С.И. Машинского. Названы источники повестей, как прямые, так и косвенные, характер переосмысления фольклорных мотивов в отдельных повестях цикла; их роль в композиции сборника; значение фольклорной традиции в формировании мировоззрения писателя и другие.

Фольклорное начало прослеживается не только в мотивах повестей, но и в сути конфликта – это традиционный конфликт, заключающийся в преодолении препятствий, стоящих на пути влюблённых, в нежелании родственников выдать девушку за любимого человека.

Г.И. Чудаков называл следующие «народные мотивы, творчески использованные Гоголем в «Страшной мести»: 1) братанье; 2) тайное освобождение узника женою или другим младшим членом семейства лица заключившегося; 3) оставление душою тела во время сна человека; 4) противоестественная любовь отца к дочери; 5) убийство грешником духовника» [2, с. 66].

Соглашаясь с исследователем, добавим, что смысловую перекличку повестей устанавливает, на наш взгляд, также народный мотив самоубийства. Его вариация в «Майской ночи»: «На пятый день выгнал сотник свою дочку босую из дому и куска хлеба не дал на дорогу. Тогда только зарыдала панночка, закрывши руками белое лицо свое: «Погубил ты, батьку, родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу твою! Прости тебя бог; а мне, несчастной, видно, не велит Он жить на белом свете!.. <…> подалее от дома, самый высокий берег! С этого берега кинулась панночка в воду, и с той поры не стало ее на свете...» [11, с. 57]. Мы видим, что панночка упоминает и беспокоится о душе, только не своей, а сотника; она говорит и о боге, считает, что самоубийство его веление, и даже не вспоминает, что церковь осуждает самоубийц. В ней сочетаются христианские и языческие мотивы, но преобладают языческие. Ещё одним доказательством высказанной мысли является то, что после смерти она становится русалкой, а это языческий персонаж.

Мотив самоубийства намечается и в «Ночи перед Рождеством» в решении кузнеца Вакулы. Но он отказывается от своего намерения, ведь «кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых» [11, с. 93]. Мы видим, что в нём сильно христианское начало. Одновременно у Вакулы появляется и желание обратиться за помощью к нечистой силе: «Попробую ещё одно средство: пойду к запорожцу Пузатому Пацюку. Он, говорят, знает всех чертей и всё сделает, что захочет. Пойду, ведь душе всё же придётся пропадать!» [11, с. 109]. Но и в этой ситуации Вакула остаётся христианином, потому что вспоминает о своей душе, которой придётся пропадать.

Следующим фольклорным мотивом, который можно обнаружить в шести повестях цикла (исключением являются «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место») является мотив свадьбы. Следует помнить, что свадьба – обряд, связанный с большим количеством традиций, здесь раскрываются характеры героев.

В повестях, построенных на любовном сюжете, данный мотив является завершающим (развязка), как и во многих народных сказках. «Странное, неизъяснимое чувство овладело бы зрителем при виде, как от одного удара смычком музыканта, в сермяжной свитке, с длинными закрученными усами, всё обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие. Люди, на угрюмых лицах которых, кажется, век не проскальзывала улыбка, притопывали ногами и вздрагивали плечами. Всё неслось. Всё танцевало» [11, с. 37-38].

Описание свадьбы присутствует и в «Вечере накануне Ивана Купала»: «В старину свадьба водилась не в сравненье с нашей. Тетка моего деда, бывало, расскажет – люли только! Как дивчата, в нарядном головном уборе из желтых, синих и розовых стричек, на верх которых навязывался золотой галун, в тонких рубашках, вышитых по всему шву красным шелком и унизанных мелкими серебряными цветочками, в сафьянных сапогах на высоких железных подковах, плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горлице. Как молодицы, с корабликом на голове, которого верх

сделан был весь из сутозолотой парчи, с небольшим вырезом на затылке, откуда выглядывал золотой очипок, с двумя выдавшимися, один наперед, другой назад, рожками самого мелкого черного смушка; в синих, из лучшего полутабенеку, с красными клапанами кунтушах, важно подбоченившись, выступали поодиночке и мерно выбивали гопака. Как парубки, в высоких козацких шапках, в тонких суконных свитках, затянутых шитыми серебром поясами, с люльками в зубах, рассыпались перед ними мелким бесом и подпускали турусы» [11, с.48]. Мы видим свадебное великолепие описание одежды мужской и женской, далее идёт описание того, что подавали на стол. В этом эпизоде очевиден интерес автора к свадебным традициям. Но, в общем, в «Вечере накануне Ивана Купала» показана не счастливая семейная жизнь, а последствия связи Петро с нечистой силой.

Мотив свадьбы содержится и в начальном эпизоде «Страшной мести»: «Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться» [11, с. 130]. Он олицетворяет единение народа. Данный эпизод важен тем, что здесь мы знакомимся со всеми главными героями повести, в том числе и с колдуном, видим отношение к нему народа.

Иван Фёдорович Шпонька свадьбу воспринимается не как радостное событие, а как что-то ужасное, чего нельзя допустить.

Гоголь использует в цикле мотивы как сказочной, так и несказочной прозы (легенды, былички) и поэзии. Мотивами несказочной прозы являются некоторые эпиграфы («Мне тоскливо жить в хате, вези меня из дому туда, где много шума, где девушки все танцуют, где парни веселятся» (из старинной легенды), история про свитку в «Сорочинской ярмарке», поверье о папоротнике в «Вечере накануне Ивана Купала», примета («Винокур верил всем приметам, и тотчас прогнать человека, уже севшего на лавку, значило у него накликать беду») в «Майской ночи», колыбельная в «Страшной мести».

Мотивами сказочной прозы можно назвать превращение мачехи в кошку, игру русалок в «Майской ночи, или Утопленнице», проделки чёрта (воровство луны), собирание звёзд Солохой, поедание галушек Пузатым Пацюком, полёт Вакулы на чёрте в «Ночи перед Рождеством», описания свадьбы в повестях с любовным сюжетом, пробуждение мертвецов в «Страшной мести» и другие.

Как известно, нескрываемый вымысел и установка на достоверность различают в фольклоре эти две группы жанров. Гоголю было важно передать определённые черты народного мироощущения и своеобразное единство разнородных черт.

В «Страшной мести» сведены вместе не просто разные фольклорные жанры, но и исторически разные формы народного миросозерцания – языческого и христианского. В повести и в цикле в целом, они сталкиваются. В «Страшной мести», по мнению Е.И. Анненковой, воссоздано уловленное писателем сущностное противостояние двух исторически различных типов сознания.

Ф.И. Буслаев отмечал, что первобытная, языческая жизнь народа «отличается наивным согласием духовной природы человека с силами природы физической» [2, с. 66]. Слово «согласие» в данном контексте обозначает не только отношения человека и природного мира. Внутри себя человек также не знает разлада между физической и духовной своей природой. Себя самого он не заключает в отведённые человеческому существу рамки, а живёт с сознанием беспредельных возможностей природного существа. В «Ночи перед Рождеством» кузнец Вакула, затосковавший по Оксане, решивший было, как уже говорилось, расстаться с жизнью, останавливает себя словами: «Куда я, в самом деле, бегу? Как будто уже всё пропало» [11, с. 109]. В самом деле, для Вакулы, живущего в свободном природном мире, не всё пропало. Полёт кузнеца верхом на чёрте в Петербург – своеобразная кульминация древнейших представлений о равенстве человека с природой: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. <…>Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма <…> Кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне» [11, с. 118-119]. То, что создавалось народной фантазией и манило, здесь предстало кузнецу как реальность, ему доступная и подвластная.

Е.И. Анненкова отмечает, что в цикле подспудно обнаруживается, чем оказывается чревата всевластная стихия природности. В первой части цикла рядом располагаются повести «Сорочинская ярмарка» и «Вечер накануне Ивана Купала», они открывают цикл. Не случайна последовательность повестей. В «Сорочинской ярмарке» – как бы два финала. Один – фабульный – благополучно, по законам фольклорного жанра, завершающий судьбу персонажей, другой – авторский, вносящий томительный диссонанс в мир, как будто безмятежно цельный и оптимистический. По словам Ю.В. Манна, в таком завершении повести «можно констатировать два направления, в которых совершается отход от всеобщности и цельности народного действа. Одно – в сторону механической имитации жизни…» [25, с. 16]. Оно заметно в описании танцующих на свадьбе Грицько и Параски старушек. «Другое направление – в сторону какой-то глубокой, томящейся в себе и страдающей духовности» [25, с. 16]. Авторское сознание постигло всю поэзию народной цельности, но ему не дано абсолютно слиться с нею. Финал «Сорочинской ярмарки», завершающейся словами: «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» [11, с. 38], предвещает новую (по сравнению с первой повестью) тональность «Вечера накануне Ивана Купала». Он относится к немногим повестям цикла, имеющим трагический финал. В этом произведении отношения человека с внечеловеческим прямо противоположны изображению природных и человеческих начал в «Ночи перед Рождеством». Два праздника, заявленных в названиях повестей, занимают кульминационное место в календарной обрядности: святки приходятся на дни зимнего солнцеворота, купальская ночь – летнего. В повестях Гоголя торжествует победу Вакула и погибает Петро. Оба героя стоят перед возможностью получить желаемое, продав душу.

В «Вечере накануне Ивана Купала»: «Знаю, чего недостаёт тебе: вот чего!» Тут брякнул он с бесовскою усмешкою кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком. Вздрогнул Петро. <…> «Дьявол! – закричал Петро. – Давай его! на все готов!» Хлопнули по рукам» [11, с.45].

В «Ночи перед Рождеством»:

«– Изволь, – сказал он (Вакула. – Е.Т.) наконец, – за такую цену готов быть твоим! <…>

– Ну, Вакула! – пропищал черт, все так же не слезая с шеи, как бы опасаясь, чтобы он не убежал, – ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

– Я готов! – сказал кузнец. – У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! – Тут он заложил назад руку – и хвать черта за хвост <…>… он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягнёнок» [11, с. 112].

В цикле, основанном в значительной мере на народных поверьях и представлениях, отчасти сохраняются и фольклорные принципы повествования; в нём нет яркой индивидуализации героев. Различная участь Вакулы и Петро – не просто логическое завершение разных натур, характеров. Важно не столько то, что душу продаёт не Вакула, а Петро, сколько время, когда это происходит: герой продаёт душу не в ночь перед Рождеством, а в купальскую ночь. В народном сознании ночь на Ивана Купалу – предельное выражение языческой праздничности и языческого мироощущения. Присущее обрядовому сознанию представление об однородности, близости человека и природы здесь оборачивается равенством-состязанием. Тот потенциал природности человека, её стихийной силы, который присутствовал в зимних и весенних календарных праздниках, в купальской обрядности достигал своего кульминационного выражения. Купальский костёр призван был уже не пробудить, возжечь солнце, как масленичные костры, но уравняться с ним по силе. Одухотворение растительного мира оборачивалось здесь ожиданием от трав и цветов не просто целебной, но колдовской силы. Языческие, природные стихии самого человека вполне высвобождаются именно в купальскую ночь. Человек в этот момент так же стихиен, безграничен, неуправляем, как сама природа.

Тема благополучия жизни, достатка постоянно присутствует в фольклорных обрядах и текстах (гаданиях, колядках, веснянках и других), но никогда не замыкается на себе. Путём магического слова и действия ищется не одно лишь богатство, а чувство прочности и полноты жизни. С этой темой связано поверье о цветущем папоротнике, который открывает человеку тайну земли, уравнивает его с всевидящей и всезнающей природой. Но такое знание сопряжено, по народным представлениям, с колдовской силой. Человек, решивший добыть папоротник, в сущности, посягает на внечеловеческое. Чаще всего нечистая сила побеждает, и чудесное знание продолжает оставаться мечтой.

Е.И. Анненкова отмечает, что колдовская сила – своеобразный апофеоз язычества (всё подвластно человеку, владеющему магическим словом и действием) – лишает человека памяти и, следовательно, человеческой общности. Именно это случилось с главным героем повести Петро Безродным. «Постой, постой, позабыл!» – кричит, и снова задумается, и снова силится про что-то вспомнить» [11, с. 49]; «…всё думает об одном, всё силится припомнить что-то; и сердится и злится, что не может вспомнить» [11, с. 50].

Исследователи творчества Гоголя отмечали, что в «Страшной мести» писатель использовал мотивы украинских исторических дум, вернее, не столько конкретные мотивы, сколько в целом тематику дум, воссоздающих борьбу украинского народа за свободу. Малороссийская песня для Гоголя – один из главных источников познания народа, его сущности. Характер Данило Бурульбаша, есаула Горобца, Стецька и других созданы с явной опорой на историческую песенную традицию. Органично поэтому возникает в повести образ битвы-пира.

Народно-песенная традиция является ещё одним связующим элементом всех повестей цикла. В «Сорочинской ярмарке» мы встречаем песни в эпиграфах к главам, «любимую песню» Параски, в «Майской ночи» Левко поёт песни для своей Гали и для дочки сотника, а также вместе с остальными парубками хулительную песню о Голове, в «Ночи перед Рождеством» мы слышим щедровку, а в «Страшной мести» – колыбельную и песню Катерины в забытьи. Можно говорить, что характеры героев и их речь создавались с опорой на произведения устного народного творчества. песню Катерины в забытьи. дочке сотника, а также вместе с остальными парубкамиу

«Страшная месть» значимая для самого Гоголя, и для русской литературы историческая повесть, действие которой приурочено к первой половине XVII века, времени борьбы украинского народа с поляками

Исследователи справедливо говорят о неточном, обобщённом воспроизведении исторического факта автором «Страшной мести». Гоголю требовалось не обнаружение неизвестных страниц истории, а известное, отстоявшееся, узнаваемое. Исторический план обнажал различные оттенки своего смысла во взаимодействии с фольклорной песенной традицией, с одной стороны, и с традициями христианских легенд – с другой. Выполняя свою собственную функцию (поэтизация вольной казацкой жизни, утверждение патриотических начал личности как исторически необходимых, первостепенных), исторические события в повести всё же не являются сюжетообразующими или, во всяком случае, не выполняют главной роли в движении сюжета. Гибель Данилы Бурульбаша, которого не могут одолеть шляхи, совершается от руки колдуна.

Колдун в «Страшной мести» – уже не только фольклорный персонаж. В повести заложена возможность различного его истолкования. В начале мы видим традиционное и авторски подчёркнутое народное восприятие: «Колдун показался снова!» – кричали матери, хватая на руки детей своих» [11, с. 131]. Иное восприятие – Данилы («недобрый гость») – отзовётся в дальнейшем и в объективном повествовании: «Не за колдовство и не за богопротивные дела сидит в глубоком подвале колдун: им судия Бог; сидит он за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли – продать католикам украинский народ и выжечь христианские церкви» [11, с. 145].

Но есть ещё одно восприятие – Катерины. Для неё отец-колдун – прежде всего «богоотступник». Ей дано Гоголем обострённое предчувствие неведомого и губительного. Опасения, предчувствия Катерины – и традиционно народные («Беда будет! – говорили старые» [11, с. 131] – «Меня устрашили чудные рассказы про колдуна» [11, с. 132]), и в то же время более индивидуальные, чем страх народа перед колдовской силой «Чудный мне сон снился!» – говорит она Даниле. У Катерины душа постоянно неспокойна. С образом Катерины связано смутное чувство неустойчивости, тревожности жизни, уязвимости человека для зла.

Понятия греха, богоотступничества, страшного суда занимают значительное место в повести. Надо упомянуть, что данные понятия были характерны только для христианства. Мотивы греха и страшного суда возникают в рамках раннехристианского сознания.

Е.И. Анненкова отмечает, что тема греха в «Страшной мести» звучит по-особому. Она располагается в двух планах: видимом, фабульном, не противоречащем единому смысловому контексту цикла, и ассоциативном, выводящем повесть за пределы мотивов, характерных для «Вечеров». Первый план объясняет движение сюжета, но оставляет оттенок загадочности. Колдун осуждён «за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли». Он – богоотступник, забывший веру народа. Но колдовство и предательство Катерининого отца не объясняет предчувствий Бурульбашем своей смерти, как не объясняет и страха, метаний самого колдуна, тщетно ищущего какого-либо спасения. Финал завершит фабульное движение событий, объяснит фантастические ситуации, но истинный смысл его, пожалуй, в том, чтобы вернуть сознание к уже завершённым главам и вновь связав отдельные образы, обнажить смысл второго плана повести.

Понятие греха в контексте повести постоянно приводит в соприкосновение народную (фольклорную) и церковную традицию. Коллизии повести восходят к дохристианским мотивам, переработанным христианством, трансформированным народной устной традицией. Это относится в первую очередь к мотиву кровосмесительного греха. Попытки колдуна принудить Катерину к преступной связи перекликаются с народными легендами. Грех кровосмесительства считался одним из самых тяжких.

Фольклорный мотив кровосмешения, проникая в литературное произведение, неизбежно трансформируется. В данном случае Гоголя привлекла не фольклорная сторона, а скорее общеэтическая. Проблема человеческой вины и меры ответственности за течение жизни – постоянная проблема литературы. Грех – отступление от этой ответственности и людской связи, а не только от религиозных норм.

В народных религиозных легендах герой совершает грех часто помимо своей воли. У Гоголя ситуация этически заострена тем, что отец Катерины последовательно пытается принудить её к греху. Грех не совершается, и тем не менее колдун – «неслыханный грешник». Человек достоин суда и наказания не только за дело, но и за злое намерение, за праздное слово.

На смену языческому представлению о цикличности жизни, о бесконечных возвращениях календарных и семейных «кругов» приходит признание необратимости исторического времени, исторического мгновения. Раннехристианская религиозность вместе со вниманием к необратимому историческому времени неизбежно породила интерес к индивидуальной человеческой судьбе, утверждала меру ответственности человека за избранный путь и за его совершенствование.

Языческий человек был свободен от личного выбора поступка и пути; и то и другое было заранее задано, оставалось лишь следовать общепринятым этическим нормам.

Мы рассмотрели использование Гоголем лишь некоторых фольклорных мотивов и жанров в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Независимо от разнообразия их функций в повестях первого цикла, все они помогают уяснить историзм Гоголя-романтика, которого интересовали исторически различные типы народного сознания, имеющие свои этические принципы, свои критерии духовности. Цельный поэтический облик народа, склад народной души и разума представлены как внутренне динамичный и сложный процесс.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.