Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава I. Цикл как литературная форма



Выпускная квалификационная работа по литературе

Студентки 5 к. 2 гр. очной формы обучения

Тихоновой Екатерины Александровны

 

Научный руководитель –

Кандидат филологических наук,

Доцент В.А. Пронина

К защите рекомендую:

Зав. кафедрой литературы и

Методики преподавания литературы

Рябцева С.Ф.

Новокузнецк 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………... с. 2

Глава I. Цикл как литературная форма …………………………… с. 5

1.1 Понятие о цикле в современной науке ……………………. с. 5

1.2 Творческая история и оценка «Вечеров» в критике………. с. 10

Глава II. Проблемно-тематическая соотнесённость произведений в цикле………………………………………………………………………… с. 17

2.1 Поэтизация народной жизни как основная тема…………... с. 17

2.2 Проблема личности в её соотношении с коллективной основой народного миросозерцания………………………………………………… с. 22

2.3Фольклорные мотивы повестей ……………………….......... с. 28

Глава III. Принципы композиционно-повествовательной и жанрово-стилевой организации цикла ……………………………………………… с. 39

3.1 Композиция цикла ………………………………………….. . с. 39

3.2 Своеобразие и роль рассказчиков в «Вечерах» ……………. с. 42

3.3 Сны героев как сюжетно-композиционный элемент ……… с. 55

3.4 Роль пейзажей………………………………………………… с. 61

3.5 Карнавальное начало «Вечеров»……………………………. с.66

3.6 Художественная функция фантастики …………………….. с. 72

Заключение …………………………………………………………. . с. 77

Список используемой литературы………………………………….. с. 79

Введение

Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно – неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения.

Н.В. Гоголь – один из самых сложных и своеобразных писателей мира. Он создал типы и характеры, имеющие общечеловеческое значение. Писатель заглянул в самые глубины души человека и показал в своих произведениях пример высокого гуманизма. Творчество Гоголя пронизано горячей любовью к простым людям, оно уходит своими корнями в глубины народной жизни.

Имя Гоголя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И до сих пор при упоминании имени Гоголя все вспоминают и называют повести, входящие в этот цикл: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Страшная месть».

Тема дипломной работы: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (поэтика цикла).

Актуальность темы. Во-первых, выбор темы нашего исследования связан с новым всплеском интереса к творчеству Гоголя и народной культуре. В первом цикле писателя использованы, как известно, многие фольклорные мотивы и образы. В.П. Аникин писал: «Без знания фольклора, как и вообще без знания прошлого, истории народа, его многовековой борьбы за справедливость, его духовных поисков путей к совершенству, невозможно освоение широкими массами богатств культуры» [1, с. 3]. Действительно, человек, незнающий своих корней, прошлого своих предков, не может постичь красоты, значимости настоящего и обеспечить будущее.

Во-вторых, именно «Вечера» принесли Гоголю широкое признание. Нам стало интересно глубже осмыслить особенности поэтики, которые смогли увлечь современников писателя и стать основой новых интерпретаций его произведений.

В-третьих, методическая значимость нашей работы заключается в том, что государственный стандарт по школьному курсу литературы предполагает не только изучение «Ревизора», «Мёртвых душ», но и знакомство с первыми произведениями Гоголя. Программа под редакцией В.Я. Коровиной предлагает изучать «Заколдованное место» в 5 классе, а в 6 – познакомить с историей создания «Вечеров» и подробнее остановиться на повести «Ночь перед Рождеством», а на внеклассном занятии учителю рекомендуется познакомить учеников с повестью «Майская ночь, или Утопленница». Ребят надо заинтересовать, потому что одной из насущных проблем теории и методики литературы сегодня является чтение: ученики очень мало читают, многие читают произведения в кратком изложении. Поэтому важно создать новые формы и методы преподнесения литературного материала, который сначала надо адаптировать к восприятию школьников.

Новизнадипломного исследования состоит в углублённом рассмотрении мотивно-тематического комплекса «Вечеров», а также в стремлении целостно представить некоторые аспекты их поэтики (сны героев). В «Приложении» помещены конспекты уроков, самостоятельно разработанных нами и связанных с темой дипломного исследования.

Объектом изучения в квалификационной работе являются ранние повести Н.В. Гоголя, вошедшие в состав «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Предметом изучения – поэтика и циклообразующие принципы «Вечеров».

Учитывая актуальность проблемы, сформулируем цель дипломной работы: изучение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» как цикла, как художественного целого.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить научную литературу по данной теме;

2) систематизировать полученную информацию;

3) проанализировать повести, выявляя идейно-художественные особенности каждой из них, а также циклообразующие принципы, делающие их единым целым;

4) сделать вывод о неповторимом своеобразии поэтики «Вечеров».

Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается понятие о «цикле» как литературной форме в современной науке, раскрывается интерес Гоголя к циклизации, который сохранился у писателя и после создания «Вечеров». Здесь же освещается творческая история «Вечеров», помогающая воспринимать все повести как единую картину человеческого бытия на определённом этапе исторического развития.

Во второй главе речь идёт о проблемно-тематическом своеобразии и соотнесённости произведений, вошедших в состав «Вечеров». Особое внимание уделяется поэтизации Гоголем народной жизни как основной теме цикла, фольклорным мотивам повестей, а также освещается проблема личности в её соотношении с коллективной основой народного миросозерцания.

В третьей главе раскрывается композиционно-повествовательная и жанрово-стилевая специфика цикла. Здесь рассматривается система рассказчиков, сны героев как элемент композиционно-повествовательной организации цикла, роль пейзажей. В этой же главе говорится о карнавальном начале «Вечеров» и художественной функции фантастики.

В заключение подводятся итоги исследования, позволяющие уяснить своеобразие литературной формы цикла в ранней прозе Гоголя.

 

 

Глава I. Цикл как литературная форма

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.