Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Восприятие лирического стихотворения младшими школьниками



С целью выявления актуального уровня восприятия лирического стихотворения проводились контрольные срезы на материале стихотворения А.А.Фета "Бабочка". Учащимся предлагалось самостоятельно прочитать стихотворение, сформулировать вопросы, которые они хотели бы обсудить в классе, и дать свой вариант ответа на каждый из вопросов. Работа выполнялась письменно, каждый ученик имел текст стихотворения. Никакой помощи детям не оказывалось. Количественные результаты контрольного среза представлены в таблице 14.

Таблица 14

Характеристика вопросов, заданных учащимися,

к стихотворению А.А.Фета «Бабочка»

(количество вопросов в % к общему числу заданных вопросов)

Характеристика вопросов, заданных учащимися Программа
«Литература» «Чтение»
Определение эмоционального настроя стихотворения
Выявление эмоций читателя
Осмысление формы
Воссоздание художественного образа
Определение темы
Осмысление названия
Выявление идеи стихотворения
Определение авторского замысла
Выявление мотива действий лирического персонажа -
Выразительность чтения -
Оценка лирического персонажа -
Констатация фактического содержания -
Вопросы природоведческого характера -
Итого:

 

Констатирующий срез показал, что постановка вопросов к произведению стала для детей, обучавшихся по программе «Литература» глубоко осознанной работой: отсутствуют вопросы, требующие лишь воспроизведения фактов, дети размышляют над стихотворением, стремятся постичь авторский замысел, интерпретировать прочитанное. Привычным для учеников стал путь размышлений, идущий через анализ различных элементов формы к осмыслению произведения. Внимательное отношение к художественному слову проявилось в том, что 46 % заданных вопросов касаются размышлений над функцией отдельных художественных деталей. Внимание детей привлекли необычный ритм стихотворения, форма повествования, выбор того или иного слова. Например:

· Почему сначала идет длинная строчка, а потом короткая? (Потому что автор передает, как бабочка летит, и выражает, как хороша бабочка.) ( Потому что бабочка так машет крыльями.)

· От чьего лица автор ведет рассказ и почему? (От самой бабочки, потому что она сама собой любуется.) (Бабочка рассказала все автору, потому что кроме него никто не мог бы ее понять.)

· Почему автор не описывает бабочку, а бабочка описывает сама себя? (Наверно, потому, что она рада, что такая красивая, а автор с ней согласен.)

· Почему так много вопросов в стихотворении, в чем их смысл? (В них главный смысл стихотворения, чтобы мы подумали, как хороша жизнь, и какая она короткая.)

· "Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?" Почему она не хочет, чтобы ее спрашивали? (Потому что она не может ответить на эти вопросы. Она попала в такое красивое место, что забыла обо всем на свете, она только знала, что свободна, что она живет, а это для нее было самое главное. Она бредила этой красотой.)

· В каком смысле использованы слова в самом конце: "И улечу"? (Я думаю, что эти слова использованы в переносном смысле, и бабочка хочет сказать, что через несколько мгновений она умрет.)

· Как вы понимаете строки "Живым миганьем?" (Мне кажется, бабочка полна жизни, радости. Она полна "живым миганьем". Ее душа цветет от счастья. От радости она очень легкая в глубине себя.)

В классах, обучавшихся по программе «Чтение», вопросы на осмысление художественной формы немногочисленны (всего 4% от общего числа вопросов) и весьма поверхностны по сути: Есть ли здесь сравнения? (Нет.) Что подразумевается под словом "бархат"? (Что ее крылья очень тонкие и красивые.) Про какой бархат идет речь? (У бабочки на крыльях пыльца, как бы бархат.) Почему автор говорит, что у бабочки бархатные крылья? (Потому что ее крылья тонкие, красивые, мягкие.) Это сказочное стихотворение? (Оно сказочное, потому что бабочка разговаривает.) Как видно из таблицы 14, основные усилия этой группы детей направлены на констатацию фактов, воспроизведение, а не осмысление прочитанного (57% вопросов). Наиболее часто встречаются вопросы: Куда опустилась бабочка? (На цветок.) Какой был цветок? (Легкий.) Дышит бабочка на цветке или нет? (Она дышит.) Разрешает ли бабочка спрашивать, откуда она появилась? (Нет, не разрешает.) Кто говорит все слова? (Бабочка.) Кто написал стихотворение? (Фет.) И характер вопросов, и односложность ответов свидетельствуют о том, что у детей не выработалась установка на обдумывание прочитанного, они не владеют способами общения с художественным текстом, хотя данное стихотворение детям понравилось, вызвало живой эмоциональный отклик: ведь вторая по численности группа вопросов (15%) связана именно с эмоциональным настроем произведения. Однако ответы детей показывают, что их эмоции довольно далеки от авторских. Например: Грустно ли бабочке, что у нее лишь два крыла? (Да, она говорит об этом с грустью. Ведь у бабочки должно быть четыре крыла.) Бабочка веселая? (Нет, она устала.) (Она не веселая, потому что она жалуется, что у нее только два крыла.) Как автор пишет о бабочке – грустно или весело? (Грустно.) Дети оперируют, как правило, лишь двумя словами, обозначающими чувства: "грустно" и "весело", и стараются найти причину эмоционального состояния вне контекста стихотворения. Лишь в четырех работах на вопрос: Как автор пишет о бабочке? даны ответы, более точно улавливающие авторские эмоции: "С любовью", "С восхищением, "С нежностью, с теплом", "С восторгом". 3 % вопросов связаны с выявлением читательских эмоций: Какое настроение возникло при чтении? В ответах также преобладает грустное настроение, причины его возникновения ученики не объясняют.

У учащихся, прошедших обучение по программе «Литература», вопросов на выявление эмоционального настроя произведения и эмоций читателя немного (соответственно 6% и 5% ), но они глубже по содержанию, да и работы в целом значительно более эмоциональны. Например:

· Какое настроение у бабочки и у автора? (У них одинаковое настроение - жизнерадостное.)

· Какое настроение было у бабочки? Почему? (У нее было радостное, веселое настроение. Ведь она была как та звезда, на которую хочет посмотреть человеческий глаз. Она даже сама себе нравилась, потому что сказала, что так мила.)

· Почему Фет в стихотворении делает бабочку гордой? Ведь в жизни кажется, что она маленькая, беззащитная, безобидная. (Потому что она красавица, она лучше всех, она это сама говорит.)

В этой группе детей 13 % вопросов связано с воссозданием образа лирического персонажа, причем в этом процессе участвуют и эмоции, и воображение, и мышление. Например:

· Как вы думаете, какого возраста эта бабочка? (Эта бабочка была очень молодая, ведь она такая беззаботная, она радуется всему, чему только можно, она не утеряла радость жизни.)

· Как ты представляешь героиню этого стихотворения? (Эта героиня – самое легкое и нежное создание в мире. Она переливается разными цветами радуги, она, будто самый красивый свет, переливающийся цветами в темной комнате.)

Образное виденье проявилось и в том, что дети формулируют вопросы, связанные с кинематографической или графической интерпретацией текста, например Если бы оператор делал фильм по этому стихотворению, что бы он выделил главное - цвет, план или звук?(Это стихотворение очень красиво, и все тут важно. Цвет нужен, чтобы показать ее красоту, план, чтобы любой человек увидел, что даже самое крошечное существо может все понимать. Звук – чтобы передать мысли бабочки. Ведь она может говорить, но человек ее не слышит. В фильме ее мысли передаются звуком.) У детей, обучавшихся по программе «Чтение», такие вопросы составляют 1% и касаются воссоздания зрительного образа бабочки, причем не столько образа, созданного Фетом, сколько своих жизненных впечатлений о бабочках. Например: Какой ты представляешь себе бабочку? (У нее желтые крылышки с маленькими красными пятнышками.)

Вопросы на определение темы задают дети обеих групп, но дают разные по глубине ответы. В классах, обучавшихся по программе «Чтение» ответ звучит у всех одинаково: "Это стихотворение о бабочке". Дети, освоившие программу «Литература» связывают тему не только с выделением лирического персонажа, но с попыткой осмыслить произведение. Например: О чем это стихотворение? (Мне кажется, о том, что жизнь может прилететь и улететь), (Это стихотворение о том, как этой бабочке хорошо, как беззаботно она живет, по крайней мере сейчас.) (Это стихотворение о легкой и мягкой, как облака, любви. Эта любовь описывается в каждой строчке.) У этих учащихся ярко проявляется установка на определение авторского замысла (12 % вопросов), осмысление идеи (20% вопросов). Например:

· Как ты понимаешь смысл этого стихотворения? (Я понимаю этот смысл очень легко, это стихотворение очень легкое. Когда его читаешь, можно сказать, что ты уносишься далеко и плавно на крыльях мечты.) ( Нужно успеть насладиться красотой природы.)

· Как вы думаете, почему А.А.Фет пишет такое красивое стихотворение? Что его побудило написать его? (Его побудила природа и красота бабочки, неба, наверно, оно было синее-синее, зелень, деревья – в общем, вся красота природы.)

· Как вы думаете, с какой скоростью летит время в этом стихотворении? Зачем поставлены в тексте эти вопросы, например: "Надолго ли, без цели, без усилья, / Дышать хочу?" и учат ли они нас чему-нибудь? (Я думаю, что время здесь летит очень быстро, но так легко, что его можно сравнить с полетом бабочки. Мне кажется, что эти вопросы передают главный смысл всего текста. Они учат нас, что надо пользоваться каждым мгновением жизни, ведь бабочка живет только один день.)

Конечно, при самостоятельном чтении детям трудно проникнуть в мир фетовской поэзии, поэтому размышления учеников часто отличаются произвольностью толкования. Например:

· Из-за чего автор пишет именно про бабочку? (Это очень похоже на то время, когда ты любишь, например, девочку, а она тебя не любит. Автор пишет о чувстве несчастной любви.)

· На кого похожа бабочка из нашей человеческой жизни? (Она похожа на очень красивую девушку, которая разобьет сердце тому человеку, который ее полюбит. Ведь написано, что она взмахнет крыльями и улетит.)

· Жалко ли вам бабочку? (Мне жалко бабочку, потому что у нее одно и то же расписание на всю жизнь.)

· Почему бабочка задает вопрос: "Надолго ли, без цели, без усилья дышать хочу"? (Я думаю, жизнь ей дана для того, чтобы она жила и украшала мир, но она понимает, что в этом мире каждое насекомое, каждый зверек что-то сделал на благо миру. Она всего лишь летает и кормится за счет других.) (Бабочка, мне кажется, себя недолюбливает. Потому что ею только любуются, а она, может быть, ожидает чего-то большего, чтобы ее не ценили за красоту, а ценили за дела, которые она делала во благо миру.)

Произвольность толкования имеет две основных причины: попытку найти в лирике чувство, созвучное испытываемому в настоящее время читателем (в данном случае первая влюбленность, переживаемая детьми), и стремление соотнести смысл стихотворения с известными ребенку нравственными нормами (отсюда размышления о внутренней и внешней красоте, о необходимости свершения добрых дел). Представляется, что расширение читательского и жизненного кругозора школьника, знакомство с импрессионизмом приведут в будущем к переосмыслению фетовского стихотворения, важно, что у ребенка есть потребность размышлять и интерпретировать текст.

В классах, обучавшихся по программе «Чтение» вопросы на выявление смысла стихотворения, авторского замысла единичны (по 1%) , а ответы на них неглубоки. Например: В чем заключается смысл стихотворения? (В том, чтобы описать красоту бабочки.) Почему Фет решил написать о бабочке? (Он любил писать о животных.) (Она красивая.)

Дети этой группы задавали вопросы, которые не встретились в классах, обучавшихся по программе «Литература». Стихотворение было воспринято эмоционально, оно понравилось детям. 4% вопросов связаны с поиском верной интонации – одним из наиболее распространенных в школе путей изучения лирики. Наличие таких вопросов, безусловно, положительный факт, хотя часто ответы учащихся поверхностны и говорят о формальном характере заданных вопросов. Например: Как надо читать это стихотворение - тихо или громко? (Тихо.) Как бы вы прочитали стихотворение? С настроением или без? (С настроением.) Как правильно читать это стихотворение? (Веселым голосом.) Приведем самый глубокий ответ: "Стихотворение надо читать с легкостью, радостно и в то же время грустно, тонко".

В эпическом тексте персонажи произведения всегда приковывают внимание детей, поэтому вопросы, связанные с выявлением мотивов поступков и оценкой героев, обычно доминируют. И в лирическом стихотворении персонаж оказался интересен детям, хотя доля соответствующих вопросов и не очень велика (4%). Формулировки вопросов мало отличаются друг от друга и сводятся к выяснению того, какой была бабочка, а ответы на поставленный вопрос дают весьма противоречивую характеристику лирического персонажа. Приведем примеры:

· Бабочка красивая и очень добрая.

· Она хвастается много.

· Характер у бабочки спокойный.

· Бабочка романтичная.

· Она очень самолюбивая.

· Она одинокая, умная и вежливая.

· Молодая, красивая. Бабочка уставшая.

Мотивы поведения лирического персонажа (4% вопросов) дети часто объясняют придуманными ими самостоятельно бытовыми обстоятельствами. Почему бабочка улетела? (Она живет очень далеко.) (Ей угрожала опасность.) Почему бабочка торопится? (У нее очень много дел.) Почему бабочка не хотела, чтобы ее расспрашивали, куда она летит? (Потому что она была одинокой, и ее никто никогда не спрашивал об этом. Она думала, что ей завидуют.) (Потому что ей не хочется зря терять время.) Почему она опустилась на цветок? (Ей тоже нужен отдых.) Более точный вопрос, действительно вытекающий из контекста стихотворения, всего один: Почему бабочка так себя хвалит? (Хочет, чтобы на нее обратили внимание.)

4 % вопросов носят природоведческий характер и свидетельствуют о поэтической глухоте, непонимании специфики лирики. Например:

· Почему бабочка просит не спрашивать, откуда она появилась? (Если бы тот, кто ее спрашивал, знал бы, откуда она появилась, он бы ее прихлопнул. Бабочки появляются из гусениц.)

· Видели ли вы настоящих бабочек? Передайте их действия. (Ответа нет.) Откуда появилась бабочка? (Из кокона.)

· Как вы думаете, все что произошло в этом стихе, произошло зимой или летом? (Летом.)

· Почему поэт пишет, что у бабочки два крыла? Ведь у нее четыре крыла? (Я сначала подумал: может, он их сам оторвал? А потом решил, что он пыльцу снял, а без пыльцы бабочки не живут.)

Обращает на себя внимание и тот факт, что последовательность вопросов в работах тех детей, которые обучались по программе «Чтение», достаточна случайна, она не отражает целенаправленного хода мысли ребенка. Приведем полностью одну из типичных работ:

Андрей С.

1) Как автор описывает бабочку? (У нее два крыла, она мила.)

2) Куда села бабочка? (На легкий цветок.)

3) Какое стихотворение – грустное или веселое? (Грустное.)

4) Что описывает автор? (Бабочку.)

5) Сколько у бабочки крыльев? (Два крыла.)

6) С кем бабочка разговаривает? (С автором.)

Приведем лучшую работу учащихся, прошедших обучение по программе «Чтение».

Яна В.

1) Как автор передал нежность бабочки? (Он передал ее словами: бархатные крылышки, ее легкость).

2) Какое это стихотворение – грустное или веселое? (Автор передал и грусть, и радость.)

3) С каким чувством к бабочке писал стихотворение автор? (Он воспринимал ее как удивительное, но беспомощное существо.)

4) Какой должен быть автор стиха? (Он должен быть добрым, относиться к маленьким незаметным существам, как к чуду природы.)

5) Как надо читать это стихотворение? (С легкостью, радостно и в то же время грустно, тонко.)

Работы учеников, обучавшихся по программе «Литература» отличаются определенной направленностью размышлений, наличием собственного, индивидуального прочтения. Они не похожи друг на друга, формулировки вопросов почти не повторяются, а ответы всегда индивидуальны. Поэтому невозможно выделить типичную работу. Конечно, есть работы более и менее сильные, но каждая из них по-своему интересна. Например:

Роман О.

1) Как вы думаете, с какой скоростью летит время в этом стихотворении?

Я думаю, что время здесь летит очень быстро, но так легко, что его можно сравнить с полетом бабочки.

2) Как вы думаете, зачем поставлены в тексте эти вопросы, например: «Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу?» и учат ли они нас чему-нибудь?

Мне кажется, что эти вопросы передают главный смысл всего текста. Они учат нас, что надо пользоваться каждым мгновением жизни, ведь бабочка живет только один день.

3) Как вы думаете, в каком смысле использованы слова в самом конце: «И улечу?»

Я думаю, что эти слова использованы в переносном смысле, и бабочка хочет сказать, что через несколько мгновений она умрет.

4) Как вы думаете, в чем состоит смысл жизни этой бабочки?

Ответить пока не могу.

5)Как вы думаете, зачем автором поставлены эти вопросы, которые задает бабочка или наоборот, просит их не задавать, и с кем она разговаривает в самом тексте.

Наверное, с поэтом. Но ведь это он сам ставит вопросы?

Лиза П.

1) Почему стихотворение названо Бабочка? Мне кажется, потому что автор пишет это стихотворение, видя бабочку и как бы читая ее мысли. Она ведь тоже живая и может думать.

2) Если бы оператор делал фильм по этому стихотворению, то, что бы он выделил главное - цвет, план или звук? Это стихотворение очень красиво, и все тут важно. Цвет нужен, чтобы показать ее красоту, план, чтобы любой человек увидел, что даже самое крошечное существо может все понимать. А звук нужен, чтобы передать мысли бабочки. Ведь она может говорить, но человек ее не слышит. В фильме ее мысли передаются звуком.

3) О чем это стихотворение? О душе и о мыслях бабочки. Какая она маленькая, но все равно у нее есть душа.

4) Как вы думаете, эта бабочка еще ребенок или уже взрослая? Мне кажется, что она еще ребенок. Она видит мир первый раз, ей все так интересно. Ей хочется дышать и даже облететь весь мир.

5) С кем разговаривает бабочка, когда говорит: «Ты прав?» Бабочка летает и говорит людям в надежде, что кто-нибудь ее поймет. Автор, увидя бабочку, представил, что он бабочка, и, поняв ее, написал это стихотворение.

6) Как вы думаете, какая судьба у этой бабочки? Мне кажется, что никто не может сказать судьбу бабочки.

Итак, контрольный срез показал, что у учеников, обучавшихся по вариативным программам разный подход к лирике. Дети, прошедшие обучение по программе «Чтение», оставшись наедине с лирическим стихотворением осваивают лирику в основном на констатирующем уровне. Хотя их восприятие эмоционально, дети не предпринимают попыток собственных интерпретаций, у них нет внимания к тексту стихотворения, лишь отдельные ученики проявляют стремление осмыслить элементы художественной формы, проникнуть в авторский замысел. Эти дети уже задают соответствующие вопросы, но пока затрудняются самостоятельно ответить на них.

Работы учеников, прошедших курс обучения по программе «Литература» демонстрируют другой подход к стихотворению: попытку осмыслить авторский замысел, освоить идею стихотворения, размышляя о функции изобразительных средств. Работы отличаются индивидуальностью восприятия. Не всегда эта индивидуальность лежит в русле авторского замысла, но сама попытка создать интерпретацию текста весьма показательна.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.