Качественный и количественный анализ сочинений учащихся позволил определить уровень их литературного развития. При этом учитывались следующие характеристики.
К высокому уровню литературного развития мы отнесли детей, чьи сочинения отличаются наличием авторского замысла и подчиненностью ему всех элементов текста, композиционной стройностью, богатством, образностью, точностью и выразительностью речи, большим объемом активного словаря, разнообразием синтаксических конструкций. Персонажи рассказов наделены определенным характером, раскрывающимся в описанных автором обстоятельствах. В сочинениях допустимо наличие нескольких речевых недочетов. Примером такой работы может послужить сочинение Даши А. (Л).
Неожиданная встреча
Однажды солнечным днем маленький лягушонок проснулся в очень задорном настроении. Его звали Кваша. Это был маленький умный и очень сообразительный лягушонок. Тогда стояла очень сильная жара, и ему захотелось поплавать, искупаться!
У него была любимая игрушка – обруч. Обруч был пластмассовым. Лягушонок любил играть с обручем на песке около моря. Туда-то он и отправился. Солнце беспощадно палило.
Лягушонок хотел поскорее нырнуть в воду. Ну, а потом и с обручем можно поиграть. И вот он добежал до моря, и уже было хотел нырнуть в него, но увидел цаплю. Она смотрела на него голодными глазами, словно хотела его съесть.
А искупаться лягушонку хотелось! Тогда он ловко подпрыгнул и вставил свой обруч (в который он, когда с ней повстречался, со страху залез) цапле в клюв, когда она разинула рот, чтобы его съесть. Цапля изумилась: как такая малявка ее победила и она осталась голодной? В то время, как цапля все еще была в шоке от случившегося, лягушонок очень радовался, что остался жив.
Он чудесно искупался, насмехаясь над цаплей! Вот какими умными бывают лягушата!
В сочинении встречается неоправданный повтор слов (очень, обруч), не совсем уместно употреблено просторечное выражение "была в шоке", но наличие авторского замысла, стройность композиции, богатство и выразительность речи позволяет говорить о высоком уровне литературного развития его автора.
К среднему уровню литературного развития относятся дети, в чьих сочинениях подробно передается содержание сюжетных картинок, но нет собственной интерпретации сюжета, не всегда прослеживается связь между отдельными частями текста или между предложениями, встречаются незначительные отступления от темы, но в целом сохранена последовательность изложения, объем активного словаря невелик, часто повторяется одно и то же слово, синтаксические конструкции однотипны, но простые предложения распространены, используются сложные предложения. Ребенок использует отдельные изобразительно-выразительные средства языка, хотя в целом речь недостаточно точна и выразительна. Внимание детей сосредоточено на описании действий, характер героя лишь намечен. В сочинении встречаются речевые ошибки и недочеты.
Примером может служить сочинение Ильи О. 4-а (Л).
Мой несчастный день
Однажды в солнечный день я вышла на охоту. Вода была очень-очень теплая. Я увидела, что мне добычи нет. Я очень-очень расстроилась, но вдруг я увидела лягушку с колечком.
Это была лягушка по кличке Виртуозница. Она играла с колечком, прыгала, бегала и даже перепрыгнула через колечко. Я была очень-очень рада, что сегодня я пообедаю.
Я сказала, что ты, Виртуозница, попалась, и я тебя съем. Невдалеке были камыши и пригорок. Лягушка была, на мой взгляд, очень упитанной. Она была зелененькая. Она прыгнула ко мне в рот.
Но я ее не съела. Почему-то у меня во рту вместо лягушки оказалось колечко. Я ходила с этим колечком до восьми вечера, пока мне не удалось от него избавиться.
В данном сочинении предпринята попытка составить рассказ от лица цапли, но авторский замысел полностью не реализован: характер рассказчика, его переживания не раскрыты. Встречаются отступления от темы: упоминания о камышах, о цвете лягушки неуместны, они нарушают последовательность изложения. Встречаются неоправданные повторы слов. Допущена ошибка на смешение прямой и косвенной речи.
К низкому уровню относятся дети, в чьих сочинениях отсутствует авторский замысел, есть отступления от темы, нарушена логика повествования, допущены ошибки в последовательности изложения. Объем активного словаря мал, в тексте систематически повторяются одни и те же слова. Речь безобразна, неэмоциональна, невыразительна. Синтаксические конструкции бедны и однообразны. Характеры героев не прослеживаются, отношение автора сочинения к описываемым событиям не проявляется. В тексте допущены речевые ошибки и большое количество речевых недочетов. Примером может служить сочинение Макса Б. 3-в (Ч).
Лягушка и цапля
Однажды лягушка гуляла с обручем. Вдруг лягушку заметила цапля. Цапля хотела съесть лягушку. Лягушка спряталась за обруч. Цапля хотела схватить лягушку. Но схватила обруч.
Лягушка выпрыгнула из обруча и таким образом спасла себе жизнь.
Объем сочинения мал, сюжет рассказа не развит, речь бедна и невыразительна, повторяются одни и те же слова, синтаксические конструкции однообразны, нарушены границы предложения.
Характеристика уровней литературного развития учащихся представлена в таблице 20.
Таблица 20
Характеристика уровня литературного развития учащихся выпускных классов начальной школы, обучавшихся по вариативным программам на основе анализа литературного творчества детей
(количество учащихся в %)
Уровни литературного развития
Программа
«Литература»
«Чтение»
«Литературное чтение»
«Чтение и начальное литературное образование»
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень)
Итого:
Итак, учащиеся, прошедшие обучение по программе «Литература», обладают более высоким уровнем литературного развития, поскольку они овладели системой литературно-творческих умений, что проявляется в том, что
· их сочинения отличаются наличием авторского замысла, индивидуальностью и образностью восприятия действительности, собственной трактовкой событий;
· дети сознательно выстраивают композицию текста, опираясь на сюжетные элементы;
· хотя почти все учащиеся допускают в сочинениях речевые недочеты (реже – ошибки), в целом их речь характеризуется большим объемом активного словаря, разнообразием синтаксических конструкций, богатством, точностью, выразительностью.