Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень литературного развития учащихся



Качественный и количественный анализ сочинений учащихся позволил определить уровень их литературного развития. При этом учитывались следующие характеристики.

К высокому уровню литературного развития мы отнесли детей, чьи сочинения отличаются наличием авторского замысла и подчиненностью ему всех элементов текста, композиционной стройностью, богатством, образностью, точностью и выразительностью речи, большим объемом активного словаря, разнообразием синтаксических конструкций. Персонажи рассказов наделены определенным характером, раскрывающимся в описанных автором обстоятельствах. В сочинениях допустимо наличие нескольких речевых недочетов. Примером такой работы может послужить сочинение Даши А. (Л).

Неожиданная встреча

Однажды солнечным днем маленький лягушонок проснулся в очень задорном настроении. Его звали Кваша. Это был маленький умный и очень сообразительный лягушонок. Тогда стояла очень сильная жара, и ему захотелось поплавать, искупаться!

У него была любимая игрушка – обруч. Обруч был пластмассовым. Лягушонок любил играть с обручем на песке около моря. Туда-то он и отправился. Солнце беспощадно палило.

Лягушонок хотел поскорее нырнуть в воду. Ну, а потом и с обручем можно поиграть. И вот он добежал до моря, и уже было хотел нырнуть в него, но увидел цаплю. Она смотрела на него голодными глазами, словно хотела его съесть.

А искупаться лягушонку хотелось! Тогда он ловко подпрыгнул и вставил свой обруч (в который он, когда с ней повстречался, со страху залез) цапле в клюв, когда она разинула рот, чтобы его съесть. Цапля изумилась: как такая малявка ее победила и она осталась голодной? В то время, как цапля все еще была в шоке от случившегося, лягушонок очень радовался, что остался жив.

Он чудесно искупался, насмехаясь над цаплей! Вот какими умными бывают лягушата!

 

В сочинении встречается неоправданный повтор слов (очень, обруч), не совсем уместно употреблено просторечное выражение "была в шоке", но наличие авторского замысла, стройность композиции, богатство и выразительность речи позволяет говорить о высоком уровне литературного развития его автора.

К среднему уровню литературного развития относятся дети, в чьих сочинениях подробно передается содержание сюжетных картинок, но нет собственной интерпретации сюжета, не всегда прослеживается связь между отдельными частями текста или между предложениями, встречаются незначительные отступления от темы, но в целом сохранена последовательность изложения, объем активного словаря невелик, часто повторяется одно и то же слово, синтаксические конструкции однотипны, но простые предложения распространены, используются сложные предложения. Ребенок использует отдельные изобразительно-выразительные средства языка, хотя в целом речь недостаточно точна и выразительна. Внимание детей сосредоточено на описании действий, характер героя лишь намечен. В сочинении встречаются речевые ошибки и недочеты.

Примером может служить сочинение Ильи О. 4-а (Л).

Мой несчастный день

Однажды в солнечный день я вышла на охоту. Вода была очень-очень теплая. Я увидела, что мне добычи нет. Я очень-очень расстроилась, но вдруг я увидела лягушку с колечком.

Это была лягушка по кличке Виртуозница. Она играла с колечком, прыгала, бегала и даже перепрыгнула через колечко. Я была очень-очень рада, что сегодня я пообедаю.

Я сказала, что ты, Виртуозница, попалась, и я тебя съем. Невдалеке были камыши и пригорок. Лягушка была, на мой взгляд, очень упитанной. Она была зелененькая. Она прыгнула ко мне в рот.

Но я ее не съела. Почему-то у меня во рту вместо лягушки оказалось колечко. Я ходила с этим колечком до восьми вечера, пока мне не удалось от него избавиться.

В данном сочинении предпринята попытка составить рассказ от лица цапли, но авторский замысел полностью не реализован: характер рассказчика, его переживания не раскрыты. Встречаются отступления от темы: упоминания о камышах, о цвете лягушки неуместны, они нарушают последовательность изложения. Встречаются неоправданные повторы слов. Допущена ошибка на смешение прямой и косвенной речи.

К низкому уровню относятся дети, в чьих сочинениях отсутствует авторский замысел, есть отступления от темы, нарушена логика повествования, допущены ошибки в последовательности изложения. Объем активного словаря мал, в тексте систематически повторяются одни и те же слова. Речь безобразна, неэмоциональна, невыразительна. Синтаксические конструкции бедны и однообразны. Характеры героев не прослеживаются, отношение автора сочинения к описываемым событиям не проявляется. В тексте допущены речевые ошибки и большое количество речевых недочетов. Примером может служить сочинение Макса Б. 3-в (Ч).

Лягушка и цапля

Однажды лягушка гуляла с обручем. Вдруг лягушку заметила цапля. Цапля хотела съесть лягушку. Лягушка спряталась за обруч. Цапля хотела схватить лягушку. Но схватила обруч.

Лягушка выпрыгнула из обруча и таким образом спасла себе жизнь.

 

Объем сочинения мал, сюжет рассказа не развит, речь бедна и невыразительна, повторяются одни и те же слова, синтаксические конструкции однообразны, нарушены границы предложения.

Характеристика уровней литературного развития учащихся представлена в таблице 20.

Таблица 20

Характеристика уровня литературного развития учащихся выпускных классов начальной школы, обучавшихся по вариативным программам на основе анализа литературного творчества детей

(количество учащихся в %)

 

Уровни литературного развития Программа
«Литература» «Чтение» «Литературное чтение» «Чтение и начальное литературное образование»
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень)
Итого:

 

Итак, учащиеся, прошедшие обучение по программе «Литература», обладают более высоким уровнем литературного развития, поскольку они овладели системой литературно-творческих умений, что проявляется в том, что

· их сочинения отличаются наличием авторского замысла, индивидуальностью и образностью восприятия действительности, собственной трактовкой событий;

· дети сознательно выстраивают композицию текста, опираясь на сюжетные элементы;

· хотя почти все учащиеся допускают в сочинениях речевые недочеты (реже – ошибки), в целом их речь характеризуется большим объемом активного словаря, разнообразием синтаксических конструкций, богатством, точностью, выразительностью.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.