Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умение отбирать и использовать для воплощения своего замысла языковые средства, аналогичные изученным



Количественный анализ специфики речевого развития представлен в таблицах 16,17..

Таблица 16.

Длина среднего предложения в сочинениях учащихся выпускных классов начальной школы, прошедших обучение по вариативным программам

Количество слов Программа
«Литература» «Чтение» «Литературное чтение» «Чтение и начальное литературное образование»
3 слово
4 слова
5 слова
6 слова
7 слов
8 слов
9 слов
10 слов
11 слов
12 слов
Итого:

 

Длина среднего предложения свидетельствует о степени осложненности синтаксиса. Как видно из таблицы, группа, обучавшаяся по программе «Литература», намного опережает контрольную по этому показателю.

Таблица 17.

Средняя длина простого предложения в сочинениях учащихся выпускных классов начальной школы, прошедших обучение по вариативным программам

Количество слов Программа
«Литература» «Чтение» «Литературное чтение» «Чтение и начальное литературное образование»
3 слово
4 слова
5 слова
6 слова
7 слов
Итого:

 

Средняя длина простого предложения показывает степень распространенности грамматической основы предложения. Как видно из таблицы, наиболее характерно для младших школьников использование предложений, состоящих из четырех слов и включающих определение, относящееся к подлежащему и обстоятельство, поясняющее сказуемое. Таков показатель примерно половины учащихся, независимо от программы обучения. Но вторая половина распределяется по-разному: в классах, обучавшихся по программе «Литература», только 6 % детей употребляют предложения, состоящие в среднем из трех слов, в контрольных классах этот показатель значительно выше, в то же время длина простого предложения, превышающая четыре слова встречается у 45% обучавшихся по программе «Литература», в контрольной группе этот показатель значительно ниже.

ПО данным В.Е.Мамушина, возрастные изменения речевого развития детей проявляются, в частности, в том, что растет объем предложения и возрастает степень его осложненности. ПО мнению автора, это свидетельствует о том, что «постепенно расширяется та порция информации, которой учащиеся оперируют при мыслительной подготовке синтаксических конструкций и реализации их в тексте» (116,с.58). Следовательно, дети, обучавшиеся по программе «Литература», опережают своих сверстников по способности оперировать большим объемом информации, что проявилось и в более оригинальных замыслах, и в большем объеме сочинений, и в большей выразительности речи.

Таблица 18

 

Характеристика выразительности речи учащихся выпускных классов начальной школы, обучающихся по альтернативным программам (количество учащихся в %)

Количество учащихся, использующих в сочинениях Программа
«Литература» «Чтение» «Литературное чтение» «Чтение и начальное литературное образование»
- эпитеты
- экспрессивную лексику
- сравнения
-фразеологизмы
-повторы
- прямую речь
- косвенную речь
- восклицательные предложения
- риторические вопросы
- инверсию
- вводные слова
- обращение к читателю
- звукоподражание
- многоточие
-междометия - -

 

Как видно из таблицы, Дети, обучавшиеся по программе «Литература» не только чаще используют изобразительно-выразительные средства языка, но и сами средства более разнообразны. Разумеется, выделение в тексте только тропов и риторических фигур недостаточно для характеристики богатства и выразительности речи, потому что деление слов на образные и безобразные весьма условно, любое слово в структуре текста может стать эстетически значимым. Только текст как целое дает представление об использовании языковых средств для создания образа, выражения авторского замысла, о глубине и оригинальности самого замысла.

Анализ сочинений показал, что те дети, которые учились по программе «Литература» свободнее владеют речью: они используют более сложные синтаксические конструкции, что позволяет передать более сложную мысль, подчеркнуть причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Предложения содержат большее количество второстепенных членов, что также способствует точности и выразительности речи. Дети овладели теми средствами выразительности речи, над которыми велось наблюдение в процессе анализа художественных произведений, и активно пользуются ими при создании сочинений. Ученики осознают важность выбора слова: если дети вносят исправления в свой текст, то чаще всего они связаны именно с заменой слова. В работах встречаются оригинальные авторские сравнения, эпитеты, экспрессивная лексика. Например: «Я увидела черные, как смерть, глаза аиста». «Свирепые глаза цапли». «Беспощадно палило солнце». «У цапли взгляд сразу изменился: она глаза выпучила и застыла, как вкопанная». В контрольной группе преобладает нейтральная лексика, определения чаще стандартны, указывают на временные, пространственные признаки, не способствуют созданию образа: летний день, маленький лягушонок, большая цапля.

В сочинениях встретилось примерно равное количество речевых ошибок и недочетов, их характеристика представлена в таблице 19.

Таблица 19

Количество учащихся, допустивших ошибки и недочеты

в речевом оформлении сочинения (%)

Показатели Программа
«Литература» «Чтение» «Литературное чтение» «Чтение и начальное литературное образование»
Употребление слова в несвойственном ему значении
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление лишних слов
Неоправданный повтор слов
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Неудачное употребление местоимений
Неудачный порядок слов
Нарушение связи между предложениями
Повтор предложений
Употребление лишних союзов
Ошибки во фразеологизмах

 

Очевидно, наличие речевых ошибок и недочетов объясняется скорее возрастными особенностями, чем системой обучения.

 

4.4.3. Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа

Детям, обучавшимся по программе «Литература» свойственна образность восприятия действительности. Они не ограничиваются описанием того, что изображено на картинках. Сюжетная картинка служит лишь стимулом для работы воображения. Большинство сочинений включает подробное описание места действия (например, сочинения №1, 2), содержат мотивировку поведения персонажа (например, сочинения № 1, 6, 7, 8), его настроения (например, сочинения № 5, 7, 8). Для многих работ характерна зримость и конкретность деталей, свидетельствующая о том, что автор удерживает в воображении определенную картину. Например: «Был жаркий день. Я пролетала мимо озера и решила остановиться на берегу отдохнуть. Я села на красно-коричневый, раскаленный от жары камень, поскольку у меня красные с черными точками крылышки. Это для того, чтобы меня не заметили» (Л). «Вдруг я увидела железное колечко. Я взяла это колечко и начала играть с ним, берег был песчаный и колечко было трудно катить» (Л).

Сочинения учеников контрольных классов отличаются скорее логичностью изложения, чем эмоциональностью и образностью. Мир в большинстве сочинений лишен красочности: только говоря о лягушонке, дети употребляют определение «зеленый», другие цветовые прилагательные встречаются крайне редко.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.