Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературное развитие четвероклассников



На четвертом году экспериментального обучения ставились следующие частные задачи:

- выявить максимально доступный детям уровень сложности литературных произведений и произвести их отбор;

- добиться качественного скачка в овладении школьниками системой читательских и литературно-творческих умений;

- продолжить формирование эстетических мотивов читательской и литературно-творческой деятельности, сделать их предметом осознания ребенка;

- усложнить эмоционально-оценочную деятельность, учить детей выделять проблему, поставленную в произведении, давать читательскую интерпретацию произведения, основанную на анализе текста и понимании авторской позиции;

- начать обучение сочинениям рефлективного характера.

В четвертом классе большинство произведений превышало планку интересного и доступного детям при самостоятельном чтении. Значительное место занимала русская классика: баллады В.А.Жуковского, лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова. Большой раздел был посвящен произведениям на исторические темы: думы К.Ф. Рылеева, лирика А.К.Толстого, И.С.Никитина, А.А. Ахматовой, А.Т.Твардовского, К.М.Симонова. Вводился раздел зарубежной литературы. Специфика жанра стала предметом специального рассмотрения четвероклассников.

Круг чтения корректировался по ходу эксперимента с учетом пожеланий детей. Ученикам нравилось читать произведения для взрослых, обсуждать серьезные проблемы, но все-таки им не хватало рассказов о своих сверстниках, юмористических произведений. Поэтому по просьбе детей был введен раздел "Человек среди людей", включающий произведения Ю.Я.Яковлева, Б.С.Житкова, А.С. Грина, в которых мир детства сталкивается со взрослым миром, затрагиваются моральные, психологические проблемы, а также были включены в программу юмористические рассказы Саши Черного, В.Ю. Драгунского.

При чтении раздела "Роды и жанры литературы" дети знакомились с произведениями русской классики, приобретали представление о специфике лирики и эпоса, о жанрах баллады, лирического стихотворения, басни, рассказа, сказа. Красной нитью проходила по разделу тема роли искусства в жизни человека, радостной и вместе с тем трагической судьбы художника. Много внимания уделялось наблюдениям за спецификой создания образа в литературе и изобразительном искусстве, за мелодичностью и напевностью поэтической речи. Большинство изучаемых лирических стихотворений положено на музыку, что дало возможность включать в урок прослушивание романсов, обсуждение впечатлений от литературного произведения и его музыкальной интерпретации.

Раздел "Человек и история" не преследовал цели ознакомления детей с историческим развитием России, хотя отдельные сведения давались ученикам, если это было необходимо для понимания произведения. В центре внимания на уроке оказывалось не само историческое событие в его подробностях, закономерностях, связях с общим историческим процессом, а художественная идея произведения, восприятие и оценка истории писателем, осмысление того, почему автор обратился к данному историческому периоду, какие вопросы современности позволяет поставить обращение к истории. Проблема исторической памяти, связи времен являлась центральной при анализе произведений. Поэтому в данный раздел наряду с классическими произведениями, посвященными важнейшим событиям в истории России, выдающимся личностям, включены рассказы для детей Ю.Я.Яковлева, В.Ю.Драгунского, показывающие, как жизнь современного подростка оказывается связанной с прошлым, казалось бы, столь далеким от детей.

Произведения зарубежной литературы объединены в раздел "Мир людей" и подобраны таким образом, что задают необычный взгляд на человеческий мир. В раздел вошли "Русалочка" и "Штопальная игла" Г.-Х.Андерсена, "Маугли" Р.Киплинга, "Маленький принц" Сент-Экзюпери и другие произведения.

В четвертом классе преимущественное внимание уделялось знаниям о специфике литературы как искусства. Обращение к операционным знаниям происходило по мере необходимости, при возникновении сложностей в использовании того или иного приема анализа.

К началу четвертого года обучения деятельностные мотивы чтения стали реально действующими, прием анализа перестал выступать как цель деятельности, стал осознаваться детьми как средство углубления восприятия. Одна из основных задач - формирование эстетических мотивов чтения - вновь потребовала изменения способа постановки учебной задачи. Эстетическая цель выходит на первый план и должна осознаваться детьми. Поэтому усложняются формулировки учебной задачи, заостряется внимание детей на выразительных возможностях слова, на единстве содержания и формы. Например, перед анализом стихотворения Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." ставилась следующая задача:

- Одна волна не похожа на другую - море изменчиво, но вслед за одной волной обязательно придет другая. Эта изменчивость и повторяемость создают особое очарование. Давайте проследим, как создает поэт картину ночного моря, отражая его изменчивость и его повторяемость.

Часто постановка учебной задачи требовала введения дополнительных сведений, предварительного рассказа учителя, например анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин" строился на сопоставлении с народным анекдотом, поэтому учебная задача включала пересказ анекдота и вопрос о том, какие изменения и с какой целью ввел Некрасов в народный сюжет.

Второй тип учебных задач был направлен на развитие ассоциативного мышления, обучение сопоставительному анализу, формирование умения видеть и формулировать основные проблемы, стоящие в произведении. Например:

- Почему рассказ Ю.Яковлева называется "Рыцарь Вася"? Удачно ли такое сочетание слов? Что это за человек, чье имя поставлено рядом со словом "рыцарь"? Прочитаем рассказ и проследим, как относятся к рыцарю Васе персонажи и как автор.

- Есть ли что-то общее в прочитанных нами рассказах Ю.Яковлева и стихотворении Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка"? Эти произведения объединяет проблема красоты внутренней и внешней. Каждый автор решает ее по-своему. Герои Яковлева уже столкнулись со злом, с непониманием окружающих. Давайте перечитаем стихотворение и подумаем, как решает эту проблему Заболоцкий.

- Прочитаем стихотворение А.А.Толстого "Курган" и подумаем, почему поэт, живший в середине девятнадцатого века, вспоминает давно погибшего богатыря, посвящает ему стихотворение.

За три года обучения дети накопили определенный запас литературоведческих представлений, овладели приемами анализа текста, расширился их жизненный и читательский кругозор. Все это обеспечило качественный скачок в овладении системой читательских умений. Многие ученики могли после первого знакомства с текстом увидеть динамику эмоций, дать обоснованную оценку персонажей, определить авторское отношение к ним, а наиболее сильные - определить основные проблемы произведения. Поэтому появилась возможность и потребность существенно усложнить ход анализа текста, повысить уровень самостоятельности детей на пути решения проблемы, поставленной учителем, а в ряде случаев, предложить детям самостоятельный поиск проблем. Рассмотрим специфику читательской деятельности четвероклассников на примере урока по стихотворению Ф.И.Тютчева "Листья".

Это стихотворение очень сложно для детского восприятия, поскольку оно наполнено глубоким философским смыслом, в нем нет зрительной конкретности образов, нет прямого авторского голоса. Тем интереснее проследить, как за счет анализа текста дети могут преодолеть эти трудности.

При проверке первичного восприятия ученики отмечали, что стихотворение понравилось, оно "красиво звучит", как будто зовет куда-то. Они пытались сравнить его с уже знакомыми им тютчевскими стихами, отметили, что в "Весенней грозе" грохотал гром, пели птицы, шумел горный поток, но это были звуки, свойственные природе, а в этом стихотворении листья заговорили, как люди. Им захотелось обсудить, почему стихотворение написано от имени листьев, почему листья хотят улететь вместе с ветром, "ведь для них это все равно что умереть". Таким образом, дети верно восприняли общую эмоциональную тональность, сумели выделить заинтересовавшую их проблему, но, конечно, философский смысл стихотворения при самостоятельном чтении скрыт от них.

Ставя учебную задачу, учитель обобщил высказывания учеников, заострил проблему и направил их внимание на средство достижения цели - выбор приема анализа:

- Мы читали стихотворение "Весенняя гроза" о радости жизни, о гармонии возрождающихся весной сил природы. А в стихотворении "Листья" звучит совсем иной мотив. Листья торопят свою смерть. Почему? Как вы думаете, что нам поможет разобраться в этом?

Катя Ф.: Надо проанализировать текст, вслушаться, как звучит стихотворение.

Андрей Б.: Нужно читать стихотворение и думать, почему именно такие слова выбрал поэт, зачем слова повторяются.

Учитель: Итак, мы попробуем сделать стилистический анализ стихотворения. Прочитайте первую строфу, подумайте, почему зелень сосен и елей названа "тощей"?

Даша М.: Тощая зелень, какая-то неживая: "Хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа".

Гена Р.: Зелень сосен и елей всегда одинаковая. Она, как иглы ежа", колючая, неласковая.

Учитель: Как вы думаете, почему именно вечнозеленые сосны и ели противопоставляются листьям?

Катя Ф.: Листья каждый год новые появляются, а потом желтеют и опадают. А сосны вечно, то есть всегда зеленые. Они спят всю зиму, им ничего не делается.

Учитель: Да, поэт изображает сосны и ели всегда одинаковыми, лишенными порыров, исканий, страстей. Прочитайте вслух первую строфу и вслушайтесь в ее ритм. Речь идет о спокойной и размеренной жизни сосен и елей, а ритм тоже спокойный, размеренный или нет?

Лена А.: (Читает.) Нет, ритм совсем не спокойный. Когда читаешь, что-то такое тревожное чувствуется.

Учитель. А почему? От чьего имени написано стихотворение? Кто осуждает спокойную жизнь елей и сосен?

Андрей Б.: Это листья так относятся к елям. Им не нравится такая спокойная жизнь, потому что они сами не такие.

Учитель: Итак, в первой строфе звучит осуждение однообразной, спокойной жизни, ее неприятие.

При анализе первой строфы дети после вопроса учителя верно определили роль эпитета, значение ритма, но пока не смогли выйти за рамки конкретного восприятия, поэтому учитель не столько обобщал ответы ребят, сколько переводил их рассуждения в иную плоскость, раскрывая подтекст. Увидеть переносный смысл поэтических образов детям помогает осмысление их противопоставления.

Учитель: Сравните два выражения: "Мы легкое племя" и "Мы ж легкое племя". Какое и почему выбирает поэт?

Лена А.: Тютчев пишет: "Мы ж, легкое племя...", потому что здесь противопоставление: мы не такие, как ели и сосны, мы не хотим спать, как они.

Учитель: Подумайте, как еще подчеркивается это противопоставление? Сравните первую и вторую строфы.

Гена Р.: В первой строфе описана зима, а во второй - лето.

Максим П.: Сосны и ели спят, а листья цветут, блестят.

Катя Ф.: Первая строфа звучала тревожно, а вторая - радостно: "Все красное лето / Мы были в красе,/ Играли с лучами, / Купались в росе!.." Здесь даже восклицательный знак в конце. Потому что у листьев совсем другая жизнь: легкая, радостная.

Лена А.: По-моему, здесь есть звукопись. В первой строфе все время повторяются звуки [ж, ш], она какая-то колючая и шипящая. А во второй таких звуков нет, но все время звонкий [р].

Учитель: Видите, как интересно: в первой строфе - снег, метель, сон елей и сосен. Во второй - блеск, разнообразие красок, красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни. С каким чувством вы будете читать эту строфу?

Наташа Р.: Радостно, потому что они радуются жизни, и даже немного задиристо: мы другие, лучше, не такие скучные, как вы.

Учитель: Почему третья строфа начинается со слова "но"?

Юля Н.: Потому что лето кончилось, все прошло, здесь опять противопоставление. Теперь стало грустно.

Учитель: Да, речь идет о том, что прекрасная пора миновала, но звучит ли в первых четырех строчках уныние, ощущение утраты? Обратите внимание на построение предложений в этом отрывке. Какие предложения и почему использует поэт?

Даша М.: (Читает строфу.) Предложения нераспространенные, только подлежащее и сказуемое, никаких определений нет. И когда читаешь, ударение все время падает на глагол: "Птички отпели, / Цветы отцвели,"- уже ничего нет.

Максим П.: Предложения все одинаково построены, получается, что что-то хорошее было, а теперь этого всего сразу не стало. Все сразу ушло, а листья еще остались, и они спрашивают: "Так что же нам даром / Висеть и желтеть?" Хотя, нет, они не спрашивают, они уверены, что не надо висеть и желтеть.

Катя Ф.: Листья не хотят просто так висеть, это скучно, неинтересно. Они просятся улететь с ветром от этой скучной жизни.

Дети сумели увидеть важные выразительные средства: звукопись, синтаксический повтор, риторический вопрос, и помогли им в этом не только вопросы учителя, но и собственное выразительное чтение: они прислушивались к звучанию стиха, пытались осмыслить интонацию. Ученики размышляют, подхватывают и развивают мысль, высказанную товарищем. Постепенно их рассуждения становятся более глубокими, им открывается глубинный смысл стихотворения. При анализе последней строфы рассуждения учеников уже выходят за рамки конкретной картины:

Учитель: Прочитайте последнюю строфу. Какие знаки препинания стоят в конце каждого предложения? Почему?

Павел О.: Везде только восклицательные знаки. Листья хотят скорее улететь, они торопят ветер, радуются, что полетят вместе с ним. А в конце еще многоточие. Что там будет? Неизвестно...

Учитель: Какие определения и почему выбирает автор для характеристики ветров и ветвей?

Лена А.: Ветры "буйные", а ветви "докучные" - это как скучные, да? Листья хотят скорее умчаться с буйным ветром, может быть, там что-то еще будет интересное, а здесь уже ничего не будет, здесь стало скучно, только виси на ветке и жди конца.

Катя Ф.: Листья так торопятся еще что-то увидеть, что все время повторяют "Скорее, скорее". Они не могут просто так ждать, пока они упадут, им еще хочется пожить немножко.

Учитель: Вы очень точно заметили, буйные ветры обещают жизнь, новые, неизведанные ощущения, а докучные ветви - прозябание, медленное умирание. Как вы думаете, почему Тютчев выбирает именно эти образы - листья и сосны с елями?

Андрей Б.: Листья каждый год появляются новые. Они недолго живут, но они очень красивые и разные, они все время меняются. А ели всегда одинаковые, сонные, колючие, им ничего не надо.

Даша М.: Листья красивее всего осенью и как раз осенью они и опадают, пока они еще такие яркие, разноцветные. Они не остаются на дереве висеть, как иглы, а падают красивыми.

Лена А.: Листья хотят продлить жизнь, улететь, пусть чуть-чуть, но чтобы не просто так висеть, а жить полной жизнью, а сосны спят зимой и рады.

Учитель: В стихотворении противопоставляются две точки зрения, два разные понимания счастья. С образом листьев связано представление о бурной поре цветения, разнообразии и прелести жизни и в то же время о ее скоротечности, неизбежности ухода. Вечнозеленые сосны и ели предпочитают жизнь долгую, но лишенную сильных чувств, спокойную, размеренную. Какую из этих позиций разделяет поэт? В чем для него смысл жизни, счастья?

Катя Ф.: Я думаю, что он хочет яркой и бурной жизни.

Андрей Б.: Я думаю, что Тютчев потому и написал стихотворение от имени листьев. Листья хотят улететь, и он тоже хочет, что бы всегда было что-то такое ... новое, а так всю жизнь спать, как сосны с елями, такая жизнь скучная.

Лена А.: Мы сколько прочитали стихотворений Тютчева, там все время то гроза, то зима и весна борются. Я думаю, он бы выбрал такую бурную жизнь.

Итак, в ходе коллективной работы четвероклассники сумели подняться от первоначального конкретного восприятия к осмыслению философского противопоставления двух представлений о ценности жизни, определить авторскую позицию, связать ее с другими известными им произведениями поэта.

Чтение произведений из раздела "Человек и история" открывало перед четвероклассниками новую грань отношений человека с миром, должно было способствовать формированию у детей гражданской позиции, любви к своей стране. При разработке уроков мы старались избежать ложной патетики, морализирования, так построить обучение, чтобы чувства детей возбуждались самим художественным произведением и умело проведенным анализом текста.

Дети читали стихотворения, художественные и научно-познавательные рассказы о людях, принесших пользу своему отечеству, и очень важно, чтобы желание самим сделать доброе и полезное дело не только возникло, но и было реализовано. Поэтому на уроках развития речи ученикам предлагалось подготовить устный журнал "На пользу отечеству" и радиопередачу "Блокадный Ленинград".

Во время поиска материала для журнала ребенок занимал активную позицию, расширял читательский кругозор, учился отбирать и компоновать материал на заданную тему. Цель ставилась таким образом, чтобы предстоящая работа воспринималась не как учебное задание, а как важное, полезное, доброе дело, в успехе которого лично заинтересован каждый ученик. Поэтому каждый класс заранее обсуждал, кому, где и когда можно будет показать устный журнал. Адресатами выступали ученики параллельных классов, родители, ветераны войны, люди, перенесшие блокаду.

Обучение отбору материала для журнала велось постепенно и началось в процессе чтения научно-познавательных рассказов Т.Г. Черненко. Дети получили задание выбрать из произведений Т.Г.Черненко материал и составить на его основе свой небольшой устный рассказ об Андрее Константиновиче Нартове, о его вкладе в развитие техники, о тех усовершенствованиях, которые он придумал. Такая работа потребовала не просто выборочного пересказа, а создания своего текста с использованием сведений, содержащихся в произведениях Черненко. Рассказы Т.Г.Черненко отличаются своеобразным стилем: адресованные младшим школьникам, они написаны "рубленой прозой" - короткими, очень простыми по конструкции предложениями, имитирующими разговорную речь. В своих рассказах дети, как правило, не сохраняли этот стиль. Встав на позицию автора, они творили свой текст, не только отбирая фактический материал, но и выбирая иное речевое оформление.

Следующим этапом работы был специальный урок развития речи по подготовке устного журнала, которому предшествовала длительная самостоятельная работа детей. Задания дифференцировались в зависимости от желания учеников. Им предлагался выбор: можно было работать с литературными произведениями, изученными на уроках, можно искать книги соответствующей тематики самостоятельно (с помощью учителя, библиотекаря), выбирать из них необходимый материал. Количество учеников, выбравших более легкий вариант работы, колебалось в разных классах от 15 до 30%. В эту группу входили дети с более ярко выраженными интересами в какой-то иной области, кроме чтения ­– занимающиеся спортом, музыкой и объясняющие свой выбор недостатком времени, а также ученики с небольшим читательским кругозором. Основная часть детей подбирала книги с помощью учителя и школьного библиотекаря. На урок развития речи дети принесли книги, из которых можно взять материал для устного журнала "На пользу отечеству". Урок начался, как всегда, с постановки цели и обсуждения общего замысла. Приведем фрагмент урока.

Учитель: Сегодня мы будем готовить устный журнал "На пользу Отечеству". Какую цель при создании журнала мы перед собой поставим? Какое влияние на слушателей должен оказать наш журнал?

Света Н.: Мы расскажем о тех людях, кто принес пользу стране. Чтобы все знали о них, помнили их, были им благодарны.

Максим Д.: Чтобы с этих людей брали пример, и старались для своей страны что-то сделать хорошее.

Учитель: Какие рубрики – странички – могут быть в журнале?

Витя Г. Можно рассказать об изобретателях: о Нартове, о Полозове, о Попове. Страничку журнала назовем "Великие изобретатели".

Антон П.: Может быть страничка "Защитники родной страны". Я могу рассказать о Суворове.

Женя К.: А можно прочитать стихи? Мы читали про Ивана Сусанина. Он тоже защитник.

В результате обсуждения намечались странички будущего журнала. В ходе эксперимента апробировались различные формы дальнейшей работы: в более сильных классах дети работали в творческих группах, подбирая содержание отдельной рубрики с помощью учителя. В более слабых классах работали коллективно, под руководством учителя отбирали материал для одной-двух рубрик журнала. Следующий урок проводился в форме репетиции журнала, на которой определялись выступающие, вносились коррективы в их рассказ, давались советы исполнителям, продумывалась композиция журнала. Конечно, одного урока было недостаточно, поэтому после "распределения ролей" работа велась индивидуально во внеурочное время. Проводился устный журнал на совместном уроке литературы в двух параллельных классах, что давало возможность сравнить два варианта журнала, увидеть достоинства и недостатки.

Уроки по подготовке и проведению устного журнала показали, как в деятельности проявились библиографические знания и умения школьников. К четвертому классу дети научились пользоваться библиотекой, находить книгу на предложенную тему, они проявили интерес к поиску и чтению дополнительной литературы, делились своими находками друг с другом, устраивая в классе с помощью учителя книжные выставки.

По отзывам школьного библиотекаря, дети, участвующие в экспериментальном обучении, чаще обращаются в библиотеку, больше читают, проявляют большую самостоятельность в поиске и выборе книг. Этому способствовала организация внеклассной читательской деятельности. На протяжении всех лет обучения дети систематически получали задания, связанные с самостоятельным чтением. В первом и втором классах это было чтение дополнительных текстов из хрестоматии, подбор стихотворений на определенную тему для конкурса чтецов, поиск фактического материала для сочинений познавательных рассказов. В третьем и четвертом классах лирика изучалась в более широком, чем предлагала программа, поэтическом контексте: дети самостоятельно готовили выразительное чтение внепрограммных стихотворений, это чтение обязательно звучало на уроке. Ученики получали коллективные и индивидуальные задания по подготовке небольших сообщений о жизни писателей, об эпохе создания произведения, об исторических событиях, отраженных в том или ином тексте. На уроках уделялось время рекомендациям к самостоятельному чтению, причем, если в первом-втором классах такие рекомендации давал прежде всего учитель, то в третьем-четвертом в них принимали активное участие ученики. Общая атмосфера интереса к книге содействовала быстрому росту читательского кругозора. Как показала анкета, проведенная в конце учебного года, самыми любимыми писателями четвероклассников оказались В.Ю. Драгунский, Г.-Х Андерсен и Жюль Верн, у которых им нравились "все произведения". В числе своих любимых книг четвероклассники называли "Выстрел" А.С.Пушкина, "Кавказского пленника" Л.Н.Толстого, "Лошадиную фамилию" А.П.Чехова, "Оливера Твиста", "Давида Копперфильда" Ч.Диккенса, романы М.Твена, В.Скотта, Д. Дефо, А.Линдгрен, рассказы Д. Лондона, и, конечно, произведения для детей Э.Н.Успенского, К.Булычева, Ю.Я.Яковлева, русские народные сказки и многое другое.

В четвертом классе вводятся первые сочинения рефлективного характера: письменный ответ на проблемный вопрос по уже проанализированному в классе произведению, отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Анализ детских работ показывает, что большинство учащихся овладели системой читательских и литературно-творческих умений. Приведем в качестве примера черновой и окончательный варианты отзыва о самостоятельно прочитанном произведении. В окончательном варианте шрифтом выделены исправления, внесенные ученицей в первоначальный текст.

Катя К.

Отзыв о рассказе А.Платонова "Сухой хлеб".

Черновик.

Мне очень понравился рассказ Платонова "Сухой хлеб". Я представила себе маленького, худенького Митьку. Митька очень хотел вырасти, потому что жалел мать, потому что хотел сам сажать хлеб и помогать ей. Ему не удалось вырасти. Он был маленьким, но сердце у него было большое, оно было полно доброты. Автор описывает, что было очень тяжелое лето, хлебу было трудно расти. Когда я читала о том, какое было солнце, у меня возникло ужасное впечатление.

Огненный зной палил землю, ветер дул горячий, дул с утра до вечера. Солнце палило землю и обращало ее в мертвый прах. А Митя сумел оживить хлеб с помощью труда. И я поняла, что у маленького человека может быть большое сердце, если он трудолюбивый.

Чистовой вариант сочинения.

Мне очень понравился рассказ Платонова "Сухой хлеб". Это одно из тех произведений, которые хочется прочитать еще раз и подумать.

Я читала и представляла себе Митьку, худенького, маленького, с голубыми глазами и кудрявыми волосами. Митька хотел поскорее вырасти, стать сильным, потому что жалел мать. Он хотел сам сажать хлеб и помогать ей. Ему не удалось вырасти. Он был маленьким, но сердце у него было большое, оно было полно доброты и сострадания.

Автор описывает, что было очень тяжелое лето, и хлебу было трудно расти. Когда я читала о том, какое было солнце, мне стало как-то жутко. Огненный зной палил землю, ветер дул горячий, дул с утра до вечера. Солнце обращало землю в мертвый прах.

А Митя сумел оживить хлеб с помощью труда. И я поняла, что у маленького человека может быть большое сердце, если он трудолюбивый. И еще подумала, что надо беречь маму и весь мир, который тебя окружает.

Сопоставление двух вариантов сочинения позволяет проследить, как развивалась мысль ученицы. В черновом варианте намечен авторский замысел, обозначены все микротемы сочинения. В окончательном тексте появляются новые образные детали, конкретизирующие читательские впечатления. Ученица много внимания уделила тому, чтобы точнее передать свое восприятие главного героя рассказа. Работа воссоздающего читательского воображения, эмоциональность восприятия проявились в описании Митьки, что, в свою очередь, привело к более глубокому толкованию идеи произведения.

Если проанализировать внесенные в черновик изменения с точки зрения характеристики речи, то очевидно, что ученица выделяет в тексте абзацы, соответствующие микротемам, устраняет неуместное просторечное выражение, старается избежать неоправданных повторов (хотя это и не всегда удается), вполне осознанно добивается большей точности и выразительности речи.

Наблюдения показали, что, как правило, уже в процессе написания черновика дети вносят два-три исправления в текст, чаще всего связанные с более точным выбором слова. При самостоятельном редактировании первоначального варианта они больше всего внимания уделяют добавлениям деталей, уточняющих высказывание, делающих речь более эмоциональной, устраняют повторы. Труднее оказывается самостоятельно заметить и исправить допущенные речевые ошибки, выделить части в сочинении.

Итак, четвертый год экспериментального обучения позволил сделать следующие выводы.

В четвертом классе значительно повысился уровень сложности произведений, основу круга чтения составила русская классика.

Определенный уровень сформированности начальных литературоведческих знаний и овладение приемами анализа текста привели к качественному скачку в овладении системой читательских умений, что выразилось в восприятии и интерпретации прочитанного.

Развитие литературного творчества в четвертом классе происходит в основном за счет обращения к новым для детей видам сочинений: отзывам о книгах, подготовке устных журналов. Продолжается обучение редактированию собственного сочинения в целях усиления точности, образности, выразительности речи.

Продвижение в литературном развитии учащихся на четвертом году обучения выразилось в том, что

- у большинства четвероклассников сформировалась установка на анализ произведения, детям интересно размышлять над прочитанным, они стремятся постичь авторскую позицию, эстетические мотивы чтения стали осознаваться значительной частью учащихся;

- привычным для учеников стал путь рассуждений, ведущий к освоению идеи произведения через осмысление элементов формы, дети любят перечитывать текст, могут самостоятельно выделить и определить назначение отдельных элементов формы, обосновывают этими наблюдениями свои суждения о произведении;

- суждения детей отличаются индивидуальностью восприятия, четвероклассники уже не повторяют прозвучавшие ответы, а развивают мысль или вступают в спор, отстаивая свою точку зрения, индивидуальность восприятия не всегда лежит в русле авторского замысла, но дети предпринимают попытки обосновать свое виденье текстом произведения;

- наиболее сильные ученики уже при проверке первичного восприятия могут самостоятельно определить проблемы, стоящие в произведении;

- основным мотивом литературно-творческой деятельности становится желание ощутить себя автором, поделиться своими мыслями, многие ученики пробуют свои силы в литературном творчестве без специального задания учителя;

- ученики проявляют интерес к редактированию своей работы, в результате внесенных поправок речь становится более точной и выразительной;

- значительно расширился читательский кругозор детей, они проявляют искренний интерес и к урокам литературы, и к самостоятельному чтению.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.