Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Круг чтения как элемент содержания начального литературного образования



Круг чтения – самый подвижный элемент содержания образования, поэтому важно не раз и навсегда назвать список произведений для изучения, а определить принципы отбор и расположения текстов.

Отбор произведений для чтения в классе определяется:

- эстетической ценностью произведений;

- доступностью их для восприятия детьми 6 -10 лет и одновременно наличием того потенциала смысла, который позволит ребенку развиваться как читателю,

- читательскими интересами младших школьников,

- жанровым и тематическим разнообразием,

- преимущественным вниманием к русской литературе,

- введением в круг чтения русского и зарубежного фольклора, иностранной литературы.

Рассмотрим названные принципы подробнее.

Эстетический принцип проявляется и в отборе произведений с точки зрения их эстетической значимости, и в том, что тексты даются без адаптации и сокращений. Если произведение сложно для восприятия младших школьников, лучше отказаться от его включения в программу, чем включать в урезанном и искаженном виде. Настанет время, когда дети "дорастут" и прочтут его полностью.

Как было установлено Л.Г.Жабицкой, «близость темы и материала к жизненному опыту старших школьников облегчает эмоциональное "заражение", но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие. В этих условиях легко возникают "эмоции материала", но тормозится восприятие "эмоции формы". Такое же отрицательное влияние на литературное развитие может оказать и свойственное многим старшим школьникам неприятие трагического эмоционального тона литературного произведения» (47, с. 125). Сказанное, безусловно, относится и к младшим школьникам. Поэтому необходимо включать в круг чтения произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор, произведения с трагическим финалом, трудные для восприятия. Только в том случае, когда существует противоречие между потенциалом смысла, способом существования художественной идеи и актуальным уровнем литературного развития школьника возможен его рост как читателя. Естественно, следует "дозировать" меру сложности текста, учитывая этот фактор и при отборе, и при определении последовательности изучения литературных произведений. Произведения, в которых все доступно младшим школьникам при самостоятельном чтении могут быть рекомендованы для внеклассного чтения, в школе же, когда ребенок воспринимает текст вместе со сверстниками и со взрослым, более квалифицированным читателем - учителем, есть смысл обращаться к таким текстам, в которых наличествует некий потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя. Это касается и читательских интересов детей: они должны не только учитываться, но и формироваться в процессе обучения. Младшие школьники отдают предпочтение веселым, юмористическим произведениям, сказкам, игровой поэзии, рассказам о своих сверстниках, о животных. Природная детская жизнерадостность сказывается в неприятии произведений печальных, "с плохим концом". Конечно, в программе должны быть веселые стихи, юмористические рассказы, сказки, но следует вводить и произведения русской и зарубежной классики, знакомить ребят с лирикой, с произведениями, раскрывающими трагические противоречия жизни. Если ограничиться только детской литературой, развитие читателя затормозится.

Принцип тематического разнообразия послужит обеспечению четвертого элемента содержания образования – ознакомлению с миром, выработке ценностных ориентиров. Поэтому важно подобрать произведения так, чтобы в них раскрывались основные линии отношения человека с миром: человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и история.

Жанровое разнообразие произведений необходимо, чтобы дать ученикам опыт общения с разными литературными произведениями, формировать у них определенные жанровые ожидания.

Введение в круг чтения детской познавательной литературы, ознакомление со справочными изданиями – специфическая черта начального обучения. Несколько десятилетий назад смысл изучения познавательных текстов был прежде всего в том, чтобы дать детям необходимые сведения об окружающем мире. Количество познавательных текстов едва ли не превышало количество художественных произведений. Несмотря на то, что природоведение оформилось в самостоятельный предмет, чтение познавательных книг на уроках литературы нужно младшему школьнику и сегодня, чтобы научиться осознанно выбирать способы общения с разными текстами, овладеть умением ориентироваться в книжном мире. Поэтому изучение познавательной литературы строится на сопоставлении целей, особенностей построения, специфики языка художественной и познавательной книги. Основу круга чтения составляет художественная литература, а количество входящих в программу познавательных произведений невелико.

Традиционно в круг чтения младших школьников входит фольклор: прежде всего произведения малых фольклорных жанров и сказки. Цель обращения к фольклору обычно ограничивалась развитием речи детей. Учебники открывались разделом "Устное народное творчество", поскольку считалось, что эти тексты наиболее просты для усвоения. Для современного общества характерен повышенный интерес к истории, к своим корням. Интерес этот вполне закономерен, он воспитывает патриотизм в значительно большей степени, чем восхваления "лучшей на свете Родины", которыми еще так недавно были наполнены наши учебники чтения. Поэтому фольклорные тексты следует изучать в сопоставлении с обычаями и верованиями народа. Прийти к пониманию этой связи младшим школьникам непросто, изучение фольклора – одна из самых сложных тем программы, и отнесена она, как правило, к концу учебного года, к периоду, когда ребенок находится на высшей точке своего развития в данный временной отрезок. Раздел, связанный с изучением устного народного творчества, выделяется в каждом классе, при этом материал постепенно расширяется: от игрового и потешного фольклора, наиболее знакомых детям русских народных сказок, к европейскому фольклору, представленному мифами Древней Греции, и к азиатскому фольклору, раскрывающему перед школьниками другую, отличную от европейской культуру.

Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, сложностью восприятия произведения маленьким читателем. Программа выстраивает систему роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности ученика.

Более подробно отбор произведений и последовательность изучения будут обоснованы при описании процесса обучения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.