Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности младших школьников



В структуру деятельности входит мотивационный компонент. В последнее время психологи, дидакты, методисты все чаще пишут о необходимости специальной работы по формированию мотивационной сферы личности школьника, о значимости мотивации, для успешности обучения, для превращения младшего школьника из объекта в субъект учебной деятельности.

Значимость мотивации читательской деятельности объясняется еще и тем, что, как установлено Л.И. Беляевой, «мотивы чтения влияют на формирование определенной установки при восприятии» (9.с. 155). Основная установка является следствием структуры мотивов – эстетических, коммуникативных, познавательных и др. Прямая зависимость существует, по данным Л.И. Беляевой, также между структурой мотивов и степенью адекватности восприятия. Следовательно, мотивация, адекватная цели читательской и литературно-творческой деятельности, способствует эффективности процесса литературного развития школьников.

Как компонент учебной деятельности мотивация связана с содержательной и операционной сторонами. Психолог Л.А.Матвеева пишет о возможности развития каждого из этих компонентов на основе двух других: «Формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной сторон, поскольку и осознание своих возможностей, и возникновение отношения (чувств), соответствующих "сигналов" (П.Н.Симонов) возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, способов удовлетворения этих потребностей. В свою очередь процесс усвоения информации (развитие содержательного компонента) невозможен без развития операционной стороны, так же, как и овладение содержанием, приемами, способами учебной и умственной деятельности невозможно без определенного развития мотивационного компонента" (123, с. 13). Представляется, что для методики важна не сама по себе связь между отдельными компонентами деятельности - она очевидна, а содержательная наполняемость каждого из этих компонентов, поскольку содержание мотивационной сферы будет формироваться не по произволу учителя, не в результате бесед о пользе чтения, а лишь в процессе деятельности. Поэтому сформировать мотивы, адекватные специфике литературы как искусства - эстетические мотивы, возможно лишь тогда, когда на практике реализуется эстетический подход к произведению, что выражается и в целях урока, поставленных учителем и принятых учениками, и в глубине интерпретации текста, и в выборе пути его постижения. Если эстетический подход декларируется в программе, но на практике основное внимание уделяется чтению и пересказу текста, извлечению из него информации, слоя фактов, то будут формироваться не эстетические, а познавательные мотивы.

Поэтому следует определить как содержательную сторону мотивации - разработать комплекс мотивов, адекватных природе искусства, и необходимых для продуктивности читательской и литературно-творческой деятельности, так и процессуальную сторону - разработать способы формирования у младших школьников данного комплекса мотивов.

А.Н.Леонтьев писал о связи мотива и цели деятельности: мотив становится актуальной побудительной силой, если он осознается, превращается в мотив-цель. Раз мотив и цель деятельности должны совпасть, определяя комплекс мотивов читательской деятельности, следует исходить из ее цели. Цели литературы как искусства и как учебного предмета были подробно рассмотрены ранее, поэтому сейчас лишь назовем мотивы, которые, на наш взгляд, адекватны описанным целям.

При определении содержания комплекса мотивов мы опирались на классификацию мотивов учения М.В. Матюхиной, которая выделяет среди мотивов учебной деятельности младших школьников мотивацию содержанием и мотивацию процессом деятельности (124).

В группе мотивации содержанием приоритетными в читательской деятельности явятся эстетические мотивы:

- общения с писателем,

- получения эстетического наслаждения,

- освоения художественной идеи произведения.

В учебной деятельности существенное место занимают познавательные мотивы, однако специфика познавательной функции художественной литературы наложит отпечаток на их содержание. Получение информации, извлечение слоя фактов из художественного произведения противоречит его эстетической природе, поэтому целесообразно формировать мотивы, направленные на познание самой литературы, законов искусства. Среди познавательных мотивов, специфическими для читательской деятельности явятся следующие:

- расширение читательского кругозора, желание познакомиться с новыми произведениями,

- стремление узнать больше о жизни писателей, об эпохе, описанной в произведении, - стремление к получению литературоведческих знаний.

Исследование М.В. Матюхиной показало, что наиболее характерны для младших школьников мотивационные явления, связанные не с содержанием, а с процессом учебной деятельности. "Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 3 классу без специального вмешательства не происходит. Вместе с тем обнаруживаются различия между классами одной возрастной группы. Это говорит о том, что возрастные различия перекрываются различиями, вызванными другими факторами, и прежде всего организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса" (124, с.133). Поэтому особое внимание следует уделить мотивам, связанным с процессом обучения - деятельностным. Специфическими для читательской деятельности явятся следующие деятельностные мотивы:

- сопереживать героям и автору,

- представлять в воображении описанные в произведении картины жизни,

- размышлять над прочитанным.

Литературно-творческая деятельность школьников станет протекать успешно, если не будет восприниматься детьми только как учебная работа по развитию речи. Более того, учебные цели могут быть достигнуты лишь тогда, когда работа детей представляет собой творческий процесс. Поэтому и в литературно-творческой деятельности школьников должны превалировать эстетические и деятельностные мотивы.

Эстетические мотивы литературно-творческой деятельности школьников таковы:

- желание поделиться своими мыслями, чувствами, разобраться в своих впечатлениях,

- возможность почувствовать себя автором, творящим свой, особый мир.

Познавательные мотивы литературно-творческой деятельности связаны со стремлением к самопознанию, а также к осознанию жизненных явлений и закономерностей в процессе работы над сочинением.

Деятельностные мотивы литературно-творческой деятельности школьников сводятся к следующему:

- стремление к размышлению, осмыслению явлений, переживаний;

- стремление к фантазированию, сочинительству;

- желание совершенствовать написанное, редактировать текст.

Среди группы широких социальных мотивов, выделяемых психологами, читательской и литературно-творческой деятельности свойственны, в первую очередь, мотивы саморазвития, а именно – развития мышления, воображения, эмоций, памяти, речи, формирование нравственных ориентиров. Однако, по данным психологического исследования (124), для младшего школьного возраста эти мотивы не могут являться решающими, они только начинают формироваться и осознаваться детьми. Работать над их формированием, конечно, необходимо, но результаты, видимо, можно получить лишь в среднем или старшем звене школы.

Способы формирования данного комплекса мотивов подробно рассматриваются в главе, посвященной ходу учебного процесса, поскольку работа по развитию мотивационной сферы личности должна органично вплетаться в общий ход литературного развития ребенка.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.