Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определять авторский замысел будущего высказывания



Умение осваивать художественную идею очень близко, но не тождественно умению видеть авторскую позицию. Г.А. Гуковский писал: «... необходимо понимать не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора [выделено нами, М. В.]. Иными словами, автор вложил в созданный им образ некую идею, данное отражение действительности, понимание ее и оценку ее. И вот к этой-то идее, к этому пониманию, к этой оценке читатель должен научиться находить в себе самом тоже активное отношение сочувствия, несочувствия, спора, презрения и др.» (41, с. 36).

Освоение идеи художественного произведения происходит в результате установления связей между всеми элементами произведения, за счет чего и достигается более глубокий уровень восприятия. Поэтому нельзя добиться освоения идеи с помощью какого-то одного вопроса или задания – это результат всей работы по анализу текста. Но в учебных целях полезно выделить данное умение и включить его в общую систему, так как если идея произведения осталась неосвоенной учениками, то разделение живой ткани художественного произведения на отдельные части не оправдано.

Умение определять авторский замысел не тождественно речевому умению раскрыть основную мысль и соблюдать тему высказывания, хотя в методической литературе термины "замысел" и "основная мысль" часто употребляются как синонимичные ( М.С.Соловейчик, 185, Г.С.Щеголева, 207 и др.). Основная мысль, так же, как и тема, может быть задана учителем, она не обязательно имеет личностный характер. Основная мысль не всегда прямо формулируется в тексте, но она может быть сформулирована, ее логическая формулировка не только допустима, но и желательна. Умение раскрывать основную мысль связано в первую очередь с логичностью речи. Умение определять замысел сочинения связано с креативностью мышления, замысел не задается извне, он рождается в сознании говорящего, наполняется личностными смыслами, реализуется в целостном тексте, определяя выбор стиля, жанра сочинения. Логическая формулировка не может исчерпать замысла, поскольку в нем, если воспользоваться сравнением В.Г.Белинского, как в зерне, заключается все, что будет в будущем растении - создаваемом тексте.

Формированию данных умений способствуют следующие знания:

- начальное представление о художественной идее;

- представление о соотношении идеи и образа: идея шире образа, образ шире идеи;

- представление об интерпретации художественного произведения;

- понятие о теме и основной мысли текста.

Приемы анализа и виды сочинений:

- выявление художественной идеи, сопоставление формулировки основной мысли произведения с художественной картиной, созданной автором;

- составление киносценария, видеоклипа, обдумывание и подбор музыкального сопровождения;

- сопоставление вариантов прочтений, прослушивание и сопоставление романсов;

- анализ кинофильмов, мультфильмов, спектаклей по изучаемым произведениям;

- отзыв о книге, картине, фильме, спектакле;.

- сочинение по пословице;

- сочинение на заданную тему.

Эмоционально-оценочная деятельность:

- переживание и осознание идеи произведения;

- выражение своего отношения к прочитанному, к предмету описания;

- оценка различных интерпретаций художественного текста;

- рождение авторского замысла сочинения.

Итак, частные читательские и частные литературно-творческие умения взаимосвязаны, так как и в основе восприятия, и в основе создания текста лежит способность мыслить словесно-художественными образами. Связаны между собой и частные читательские умения: нельзя освоить идею произведения, если не воссоздать в воображении образ персонажа, не заметить портретной характеристики героя, его переживаний, выраженных с помощью описания природы, изображения мимики, жестов, если не понять мотивов поступков героя и т.д. Поэтому читательские умения невозможно формировать поочередно, отрабатывая, как это бывает, скажем, с умениями орфографическими, отдельные операции, обучая школьников определенному алгоритму действия. Читательские умения формируются только в системе, взаимосвязанно, поэтому на уроке литературы учитель работает над формированием системы читательских умений в целом, хотя каждое конкретное задание связано, как правило, с одним из элементов текста и является крохотным шажком в овладении учеником соответствующим умением.

Связаны между собой и отдельные литературно-творческие умения, среди которых основным, системообразующим выступает умение определять и реализовывать во всех компонентах текста авторский замысел.

Каждое из частных умений может быть в свою очередь "разложено" на ряд составляющих его умений, что может оказаться полезным в исследовательских целях (и что предпринято в ряде работ: В.И.Нусенкинс,143 и др.), но непродуктивно в процессе обучения. Количество умений должно быть обозримо, ориентация на систему умений должна всегда присутствовать в сознании учителя, что вряд ли возможно, если количество умений будет исчисляться десятками.

Принцип преемственности и перспективности в обучении скажется в том, что рассмотренные читательские и литературно-творческие умения будут формироваться на всех этапах литературного образования, поскольку являются основой читательской и речевой деятельности школьника. С переходом учащихся на следующую возрастную ступень эти умения будут совершенствоваться прежде всего за счет того, что усложнится объект восприятия и создания – текст, что потребует более глубоких знаний, совершенствования операционной стороны умений, но сами умения не потеряют своей ведущей роли. Расширение кругозора детей потребует введения новых умений, связанных с восприятием произведения в контексте творчества автора, эпохи его создания, литературного направления и т.д. Но новый подход к произведению не отменит анализа самого произведения, основанного на внимательном прочтении текста.

Поскольку при рассмотрении системы умений основное внимание было уделено установлению связей между ними, а знания, приемы работы, виды эмоционально оценочной деятельности лишь назывались, следует высказать ряд положений относительно содержания этих элементов литературного образования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.