Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции и качества речи и цель литературного образования младших школьников



Речь рассматривают и как деятельность, и как результат деятельности и характеризуют ее обычно через сопоставление с языком: язык (код) – средство общения, речь – производимый с помощью языка вид общения. Речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени и реализуется в пространстве, материальна, активна, динамична, линейна, субъективна, индивидуальна, произвольна, преднамеренна, обращена к определенной цели, обусловлена контекстно и ситуативно, допускает элементы случайного и неупорядоченного (106).

Термины "развитие речи" и "речевое развитие" часто используются в методических работах как синонимичные, между тем, речевое развитие – это скорее личностная характеристика, речевое развитие может рассматриваться как процесс качественных изменений в овладении ребенком речью и как результат этого процесса – уровень овладения речью на данный момент. Развитие речи – тоже может рассматриваться как процесс, но процесс учебный, что предполагает сосредоточение внимания на целях, содержании, методах, приемах, формах обучения. Речевое развитие выступает целью работы по развитию речи учащихся. В методике принято выделять две основные задачи по развитию речи: "формирование навыков правильной речи учащихся; формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно целесообразной речи" (132, с. 7). Таким образом, развитие речи связывается с овладением учащимися качествами речи.

Речевое развитие человека осуществляется на протяжении всей его жизни и спонтанно – в ходе естественного общения, и целенаправленно – в процессе обучения, причем, конечно, русскому языку и литературе принадлежит ведущая роль в развитии речи учащихся. Русский язык как школьная дисциплина уделяет внимание прежде всего соотношению языка и речи, в связи с этим работа по развитию речи направлена на приобретение языковых и речеведческих знаний и формирование на этой основе правильности речи. Тексты упражнений носят учебный характер, они адаптированы в соответствии с задачами изучения конкретного языкового материала и недостаточной сформированностью у младших школьников навыка письма.

Возможности литературы как учебного предмета в области речевого развития учащихся трудно переоценить. Литература погружает ученика в стихию родного языка, знакомит его с произведениями, вошедшими в золотой фонд литературы, учит воспринимать художественную речь. Все основные функции речи – коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, поэтическая – реализуются в процессе изучения литературы. Ученик является участником процесса общения с художественным произведением и с другими читателями, он выражает в речи эмоции, возникшие при чтении художественного произведения, он познает закономерности литературы как искусства слова, он расширяет и углубляет свои представления о действительности, поэтому речевое развитие ученика в процессе обучения должно преследовать цель овладения речью как видом общения, средством познания, выражения чувств, а также овладения художественной речью. Однако столь общая формулировка мало помогает организации работы по развитию речи, она должна быть конкретизирована. Поскольку речь рождается из потребности, рассмотрим, в чем будет испытывать потребность ученик в процессе изучения литературы.

Тексты, с которыми ученик встречается на уроке литературы, обладают эстетической ценностью, то есть не являются образцами речи как таковой. Для восприятия произведения искусства в его специфике начинающий читатель нуждается в анализе текста, в овладении специальными читательскими умениями. Анализ произведения строится как диалог, точнее, полилог читателей, требующий от ученика рассуждения, аргументирования своей точки зрения, подтверждения ее цитатами, а значит, на уроках литературы ученик овладевает диалогической речью. И хотя беседа как метод обучения встречается практически на каждом школьном уроке, на других предметах от ученика чаще всего требуется демонстрация усвоенного учебного материала или участие в таком диалоге, который подводит ученика к открытию нового для него знания, и в котором ответы на вопросы учителя оцениваются по принципу – верно-неверно. На литературе же ученик-читатель выступает как личность, он вырабатывает свой взгляд на произведение, соотносит его с позицией других учеников и учителя, уточняет свои эмоции. Следовательно, необходимо формировать качества речи, связанные с владением диалогической речью: учет ситуации общения, учет адресата речи, аргументированность, логичность, содержательность.

Общение с искусством не сводится только к акту восприятия произведения, ученики пробуют свои силы в литературном творчестве. Причем, если в средней школе сочинения по литературе чаще носят характер критического отклика на прочитанное, то в начальной школе, когда восприятие ребенком мира непосредственно, эмоционально, когда ребенок испытывает потребность поделиться своими маленькими открытиями со взрослыми, целесообразно больше внимания уделять созданию оригинальных текстов.

"В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь, как средство воздействия на товарищей и взрослых," – пишет Т.А. Ладыженская (132, с. 195). При традиционном подходе к обучению чтению на первый план выдвигалась функция приобретения и передачи информации, что диктовало выбор репродуктивных методов обучения. Однако задача литературного развития ребенка требует переноса акцента на речь как на средство самосознания, самовыражения и воздействия на адресата речи.

Приобщение учащихся к литературному творчеству выдвигает на первый план задачу формирования таких качеств речи, как образность, выразительность, богатство.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.