Речь рассматривают и как деятельность, и как результат деятельности и характеризуют ее обычно через сопоставление с языком: язык (код) – средство общения, речь – производимый с помощью языка вид общения. Речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени и реализуется в пространстве, материальна, активна, динамична, линейна, субъективна, индивидуальна, произвольна, преднамеренна, обращена к определенной цели, обусловлена контекстно и ситуативно, допускает элементы случайного и неупорядоченного (106).
Термины "развитие речи" и "речевое развитие" часто используются в методических работах как синонимичные, между тем, речевое развитие – это скорее личностная характеристика, речевое развитие может рассматриваться как процесс качественных изменений в овладении ребенком речью и как результат этого процесса – уровень овладения речью на данный момент. Развитие речи – тоже может рассматриваться как процесс, но процесс учебный, что предполагает сосредоточение внимания на целях, содержании, методах, приемах, формах обучения. Речевое развитие выступает целью работы по развитию речи учащихся. В методике принято выделять две основные задачи по развитию речи: "формирование навыков правильной речи учащихся; формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно целесообразной речи" (132, с. 7). Таким образом, развитие речи связывается с овладением учащимися качествами речи.
Речевое развитие человека осуществляется на протяжении всей его жизни и спонтанно – в ходе естественного общения, и целенаправленно – в процессе обучения, причем, конечно, русскому языку и литературе принадлежит ведущая роль в развитии речи учащихся. Русский язык как школьная дисциплина уделяет внимание прежде всего соотношению языка и речи, в связи с этим работа по развитию речи направлена на приобретение языковых и речеведческих знаний и формирование на этой основе правильности речи. Тексты упражнений носят учебный характер, они адаптированы в соответствии с задачами изучения конкретного языкового материала и недостаточной сформированностью у младших школьников навыка письма.
Возможности литературы как учебного предмета в области речевого развития учащихся трудно переоценить. Литература погружает ученика в стихию родного языка, знакомит его с произведениями, вошедшими в золотой фонд литературы, учит воспринимать художественную речь. Все основные функции речи – коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, поэтическая – реализуются в процессе изучения литературы. Ученик является участником процесса общения с художественным произведением и с другими читателями, он выражает в речи эмоции, возникшие при чтении художественного произведения, он познает закономерности литературы как искусства слова, он расширяет и углубляет свои представления о действительности, поэтому речевое развитие ученика в процессе обучения должно преследовать цель овладения речью как видом общения, средством познания, выражения чувств, а также овладения художественной речью. Однако столь общая формулировка мало помогает организации работы по развитию речи, она должна быть конкретизирована. Поскольку речь рождается из потребности, рассмотрим, в чем будет испытывать потребность ученик в процессе изучения литературы.
Тексты, с которыми ученик встречается на уроке литературы, обладают эстетической ценностью, то есть не являются образцами речи как таковой. Для восприятия произведения искусства в его специфике начинающий читатель нуждается в анализе текста, в овладении специальными читательскими умениями. Анализ произведения строится как диалог, точнее, полилог читателей, требующий от ученика рассуждения, аргументирования своей точки зрения, подтверждения ее цитатами, а значит, на уроках литературы ученик овладевает диалогической речью. И хотя беседа как метод обучения встречается практически на каждом школьном уроке, на других предметах от ученика чаще всего требуется демонстрация усвоенного учебного материала или участие в таком диалоге, который подводит ученика к открытию нового для него знания, и в котором ответы на вопросы учителя оцениваются по принципу – верно-неверно. На литературе же ученик-читатель выступает как личность, он вырабатывает свой взгляд на произведение, соотносит его с позицией других учеников и учителя, уточняет свои эмоции. Следовательно, необходимо формировать качества речи, связанные с владением диалогической речью: учет ситуации общения, учет адресата речи, аргументированность, логичность, содержательность.
Общение с искусством не сводится только к акту восприятия произведения, ученики пробуют свои силы в литературном творчестве. Причем, если в средней школе сочинения по литературе чаще носят характер критического отклика на прочитанное, то в начальной школе, когда восприятие ребенком мира непосредственно, эмоционально, когда ребенок испытывает потребность поделиться своими маленькими открытиями со взрослыми, целесообразно больше внимания уделять созданию оригинальных текстов.
"В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь, как средство воздействия на товарищей и взрослых," – пишет Т.А. Ладыженская (132, с. 195). При традиционном подходе к обучению чтению на первый план выдвигалась функция приобретения и передачи информации, что диктовало выбор репродуктивных методов обучения. Однако задача литературного развития ребенка требует переноса акцента на речь как на средство самосознания, самовыражения и воздействия на адресата речи.
Приобщение учащихся к литературному творчеству выдвигает на первый план задачу формирования таких качеств речи, как образность, выразительность, богатство.