Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цель литературного образования в средней школе



Литературное развитие ребенка – единый процесс, в котором выделяется ряд этапов, отличающихся качественным своеобразием. Поэтому важно соотнести цель начального этапа с конечной целью литературного образования школьников. Методика литературы в средней школе всегда была в значительно большей степени ориентирована на учет специфики искусства слова при определении целей, содержания и методов обучения, чем методика чтения в начальной школе. Задача воспитания читателя в школе ставилась в трудах М.А. Рыбниковой (177), В.В. Голубкова (38), Г.А. Гуковского (41), Т.Г. Браже(14, 15), Г.И. Беленького (7), М.Г. Качурина (61, 63) и других методистов. О необходимости литературного развития школьников как развития специального писали Н.Д.Молдавская (137), В.Г. Маранцман (117 - 121), Н.Б. Берхин (11) и др. Проблема развития литературно-творческих способностей нашла отражение в работах В.П.Ягунковой (209), Н.Р. Берштадской, В.З. Халимовой (12) и др.

Однако в конкретных формулировках цели не всегда гармонично сочетались разные направления литературного образования учащихся. Так, например, Г.И. Беленький пишет: "... главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Речь, таким образом, идет о воспитании читателя и – через читательские качества, с их помощью – о формировании личности" (7, с. 8). В определении нашли отражение идея развития личности и все функции литературы, но эстетическая деятельность ребенка трактуется только как читательская, задачи речевого развития, литературного творчества ребенка не поставлены.

В конце 80-х – начале 90-х годов разрабатывается новая концепция общего среднего образования, что вновь потребовало внимания методистов к целям обучения. Уже в 1991 году публикуется ряд программ, по-разному трактующих цель литературного образования.

В программе А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, А.Б.Есина цели литературного образования разделяются на воспитательные и образовательные. К воспитательным целям относится: "Воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной культуры, воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности" (90, с. 67). Образовательные цели предполагают: "Формирование и развитие умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности, формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью" (90, с. 67). Неясно, почему объектом воспитания оказываются вкус и идеал, а не человек и почему развитие эстетического вкуса является не результатом, а условием приобщения к художественной культуре. Даже если отвлечься от стилистических погрешностей определения, трудно согласиться с его сутью. Подразделяя цели на воспитательные и образовательные, авторы не формулируют целей, ведущих к развитию личности, к литературному развитию ребенка, образовательные цели не включают формирование литературоведческих знаний, хотя содержание программы предполагает изучение теоретико-литературных понятий. Определяя общую цель литературного образования, на первый план авторы выносят воспитание нравственной личности, но, формулируя цель первого этапа литературного образования (1 – 4 классы), не включают в определение задач, связанных с нравственным воспитанием: "Главная цель этого этапа, – читаем в программе, – обучение чтению и развитие интереса к художественной литературе, начало формирования умений эстетического порядка" (90, с. 67).

Еще одно определение содержится в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой: "Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации ее творческих возможностей" (158, с. 25). Эта формулировка более четкая, но носит очень общий характер, по сути дела, если исключить из нее слово "литературное", то получится определение цели общего образования в школе, которую можно отнести к любому гуманитарному, да и не только гуманитарному предмету.

Наиболее полно цели литературного образования школьников, на наш взгляд, представлены программе по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана: "Общая цель предметов гуманитарного цикла – развивать в ученике способности отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации. Цель литературного образования не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми". (155, с. 9).

Эта формулировка соотносит цели литературного образования с общей направленностью предметов гуманитарного цикла, учитывает полифункциональность литературы, широко трактует эстетическую деятельность ученика, включая в цель образования и читательскую, и литературно-творческую деятельность. Определение содержит мысль о том, что необходимым условием воздействия художественного произведения на читателя является его полноценное эстетическое восприятие, которая является особенно актуальной для начального обучения, поскольку в практике начальной школы еще не преодолено представление о художественном произведении как о некоем материале, на основе которого учитель организует познавательную, воспитательную работу. Поэтому при определении цели начального этапа литературного образования мы будем ориентироваться на данное определение цели литературного образования в средней школе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.