Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международное сотрудничество в сфере решения глобальных экологических проблем



В настоящее время экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные. К основным глобальным экологическим проблемам современности следует отнести: изменение климата Земли, парниковый эффект; разрушение озонового экрана; химическое загрязнение атмосферы; демографический взрыв, перенаселение, чрезмерная урбанизация; загрязнение почв, уменьшение их площадей; загрязнение Мирового океана, загрязнение поверхностных вод суши; радиоактивное загрязнение; опустынивание обширных территорий, истребление лесного покрова Земли; накапливание на поверхности Земли бытового мусора; уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны; замусоривание околоземного космического пространства; исчерпание многих месторождений минерального сырья.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.).

три этапа (периода).

1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.). По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды — глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры.

2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982г. определила приоритетные направления экологической деятельности, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять основных документов: декларация РИО об окружающей среде и развитии, повестка дня – XXI в., Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов, рамочная конвенция по проблеме изменений климата; конвенция по биологическому разнообразию.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегий мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10», ни котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

США - на 7%

Япония и Канада — на 6 %

Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %

Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира. Заметным исключением из этого списка являются США.

Конечно же, говоря о будущем российско-европейского экологического сотрудничества, нельзя не задуматься о влиянии на него политического кризиса, развернувшегося из-за событий в Украине. Казалось бы, общее охлаждение политических отношений должно непременно сказаться и на природоохранной сфере. Однако, на мой взгляд, если негативное влияние и будет, то не слишком сильным. Анализ новостей, опубликованных на сайте Минприроды РФ, позволяет сделать вывод, что намеченные события в области охраны природы проходили на протяжении всего 2014 г. и планируются дальше, несмотря на напряженную международную обстановку. Те международные проекты, в которые уже вложены деньги, нет смысла закрывать, т.к. они вполне эффективно работают. Более того, наиболее активное и плодотворное сотрудничество осуществляется с теми странами, с которыми Россия имеет трансграничные экологические проблемы. Следовательно, этим странам самим выгодно сотрудничать с нашей страной в природоохранной сфере (здесь необходимо отметить такую черту североевропейских стран, как высокая степень экологизации). Безусловно, если международная обстановка будет продолжать ухудшаться и отношения России с Европой накалятся еще сильнее, странам будет не до экологического сотрудничества. В этом случае интенсивность взаимодействия значительно ослабнет. Но пока отношения в природоохранной сфере остаются более-менее стабильными. Подводя итоги, стоит отметить, что российско-европейское экологическое сотрудничество на протяжении последних лет осуществляется довольно активно. Существует большое количество всевозможных совместных проектов и программ в разных направлениях, регулярно проводятся конференции, совещания, консультации, существуют различные исследования, происходит обмен опытом и технологиями, осуществляется двустороннее сотрудничество. Все это является значительным преимуществом для России, в которой существует большое количество экологических проблем и угроз и которая находится только в начале того «зеленого» пути, по которому уже давно идут европейские страны.

То, что Китай представляет реальную экологическую угрозу для мира, говорят данные о росте выбросов парниковых газов, по показателю которых страна вышла на 1-е место, опередив США. Несмотря на значительное сокращение энергозатрат, КНР в 2 раза увеличила количество выбросов углекислого газа с момента подписания Киотского протокола в 1997 г., и, скорее всего, в течение следующих 10 лет ситуация не изменится [1]. Однако по потреблению энергии и выбросам углекислого газа в расчете на душу населения Китай заметно отстает от развитых стран (1/8 от уровня США), что свидетельствует о его сохраняющейся социально-экономической отсталости, преодоление которой является приоритетной для страны проблемой. Последняя и становится предметом торга с развитыми странами в экологических переговорах на глобальном уровне. Сложность ситуации заключалась в том, что, с одной стороны, Китай выражает свою готовность к уменьшению выбросов двуокиси углерода в соотношении к производству ВНП, что, однако, в долгосрочной перспективе приведет к их увеличению в абсолютном выражении (в отличие от развитых стран, предлагающих сокращение объема выбросов в абсолютном измерении). Например, в планы Китая входит снижение потребления природного топлива на единицу ВВП на 45% к 2020 г. по сравнению с 2005 г. Однако, с другой стороны, КНР категорически выступает против того, чтобы связать свои действия на национальном уровне с принятием обязательств на глобальном уровне, поскольку поддержание ее экономического развития требует увеличения потребления энергии. И это вызывает негативную ответную реакцию со стороны ряда развитых стран, как, например, США. Россия, и эта позиция была озвучена на саммите в Копенгагене в 2009 г., солидаризируясь с США и Японией и руководствуясь также соображениями собственной экономической безопасности в подходе к решению проблемы глобального изменения климата, считает, что сокращение выбросов с ее стороны теряет смысл, если такие обязательства не возьмет на себя и Китай. И, тем не менее, несмотря на возникающие сложности в переговорном процессе по урегулированию проблемы климатических изменений, создается благоприятная ситуация для развития международного экологического сотрудничества в этой сфере, когда экологические и экономические интересы Китая совпадают с заинтересованностью развитых стран в оказании ему содействия в решении ряда экологических проблем, важных и для обеспечения их собственной безопасности, и, прежде всего, энергетической, учитывая рост спроса Китая на энергоресурсы. В этой связи особое внимание уделяется повышению энергоэффективности китайской экономики. Китай, несмотря на достигнутые успехи в этой сфере, остается по-прежнему одной из самых энергоемких стран мира. В настоящее время по всем показателям эффективности использования энергетических ресурсов КНР отстает в среднем на 10% от развитых стран. И это делает Китай весьма привлекательным для стран-участников соглашения по климату. Инвестируя в китайскую экономику, они сокращают собственные затраты на выполнение соглашения. Экологическое взаимодействие с развитыми странами по Киотскому протоколу предоставляет Китаю возможность ускорить свою экономическую модернизацию путем привлечения инвестиций в развитие энергетики, транспорта, обрабатывающей промышленности, сельского, лесного и водного хозяйства, повысить уровень технического оснащения своего производства и обеспечить более эффективный контроль над загрязнением окружающей среды.

Россия оказывается вне сферы этой экологической деятельности Китая, ориентируясь в своем сотрудничестве с ним на удовлетворение его спроса на энергоресурсы (поставки нефти и газа, электроэнергии), что сопряжено с увеличением экологических рисков для развития России, прежде всего её дальневосточных регионов. Поэтому, по мнению экологов из Международного фонда дикой природы, целесообразным представляется на государственном уровне стимулировать российско-китайское сотрудничество по разработке и внедрению экологических, ресурсосберегающих технологий, производству соответствующего экологического оборудования и т.д. Но если на глобальном уровне экология становится важнейшей частью международных отношений, то на региональном уровне ее влияние проявляется гораздо слабее. А между тем Россия, как ближайший сосед Китая, попадает в число экологических заложников бурной индустриализации страны, сопряженной с повышением уровня загрязнения окружающей среды и увеличением спроса на природные ресурсы, что становится угрозой разрастания трансграничных экологических проблем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.