В настоящее время экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные. К основным глобальным экологическим проблемам современности следует отнести: изменение климата Земли, парниковый эффект; разрушение озонового экрана; химическое загрязнение атмосферы; демографический взрыв, перенаселение, чрезмерная урбанизация; загрязнение почв, уменьшение их площадей; загрязнение Мирового океана, загрязнение поверхностных вод суши; радиоактивное загрязнение; опустынивание обширных территорий, истребление лесного покрова Земли; накапливание на поверхности Земли бытового мусора; уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны; замусоривание околоземного космического пространства; исчерпание многих месторождений минерального сырья.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.).
три этапа (периода).
1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.). По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды — глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры.
2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982г. определила приоритетные направления экологической деятельности, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды.
3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять основных документов: декларация РИО об окружающей среде и развитии, повестка дня – XXI в., Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов, рамочная конвенция по проблеме изменений климата; конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегий мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10», ни котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.
Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
США - на 7%
Япония и Канада — на 6 %
Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира. Заметным исключением из этого списка являются США.
Конечно же, говоря о будущем российско-европейского экологического сотрудничества, нельзя не задуматься о влиянии на него политического кризиса, развернувшегося из-за событий в Украине. Казалось бы, общее охлаждение политических отношений должно непременно сказаться и на природоохранной сфере. Однако, на мой взгляд, если негативное влияние и будет, то не слишком сильным. Анализ новостей, опубликованных на сайте Минприроды РФ, позволяет сделать вывод, что намеченные события в области охраны природы проходили на протяжении всего 2014 г. и планируются дальше, несмотря на напряженную международную обстановку. Те международные проекты, в которые уже вложены деньги, нет смысла закрывать, т.к. они вполне эффективно работают. Более того, наиболее активное и плодотворное сотрудничество осуществляется с теми странами, с которыми Россия имеет трансграничные экологические проблемы. Следовательно, этим странам самим выгодно сотрудничать с нашей страной в природоохранной сфере (здесь необходимо отметить такую черту североевропейских стран, как высокая степень экологизации). Безусловно, если международная обстановка будет продолжать ухудшаться и отношения России с Европой накалятся еще сильнее, странам будет не до экологического сотрудничества. В этом случае интенсивность взаимодействия значительно ослабнет. Но пока отношения в природоохранной сфере остаются более-менее стабильными. Подводя итоги, стоит отметить, что российско-европейское экологическое сотрудничество на протяжении последних лет осуществляется довольно активно. Существует большое количество всевозможных совместных проектов и программ в разных направлениях, регулярно проводятся конференции, совещания, консультации, существуют различные исследования, происходит обмен опытом и технологиями, осуществляется двустороннее сотрудничество. Все это является значительным преимуществом для России, в которой существует большое количество экологических проблем и угроз и которая находится только в начале того «зеленого» пути, по которому уже давно идут европейские страны.
То, что Китай представляет реальную экологическую угрозу для мира, говорят данные о росте выбросов парниковых газов, по показателю которых страна вышла на 1-е место, опередив США. Несмотря на значительное сокращение энергозатрат, КНР в 2 раза увеличила количество выбросов углекислого газа с момента подписания Киотского протокола в 1997 г., и, скорее всего, в течение следующих 10 лет ситуация не изменится [1]. Однако по потреблению энергии и выбросам углекислого газа в расчете на душу населения Китай заметно отстает от развитых стран (1/8 от уровня США), что свидетельствует о его сохраняющейся социально-экономической отсталости, преодоление которой является приоритетной для страны проблемой. Последняя и становится предметом торга с развитыми странами в экологических переговорах на глобальном уровне. Сложность ситуации заключалась в том, что, с одной стороны, Китай выражает свою готовность к уменьшению выбросов двуокиси углерода в соотношении к производству ВНП, что, однако, в долгосрочной перспективе приведет к их увеличению в абсолютном выражении (в отличие от развитых стран, предлагающих сокращение объема выбросов в абсолютном измерении). Например, в планы Китая входит снижение потребления природного топлива на единицу ВВП на 45% к 2020 г. по сравнению с 2005 г. Однако, с другой стороны, КНР категорически выступает против того, чтобы связать свои действия на национальном уровне с принятием обязательств на глобальном уровне, поскольку поддержание ее экономического развития требует увеличения потребления энергии. И это вызывает негативную ответную реакцию со стороны ряда развитых стран, как, например, США. Россия, и эта позиция была озвучена на саммите в Копенгагене в 2009 г., солидаризируясь с США и Японией и руководствуясь также соображениями собственной экономической безопасности в подходе к решению проблемы глобального изменения климата, считает, что сокращение выбросов с ее стороны теряет смысл, если такие обязательства не возьмет на себя и Китай. И, тем не менее, несмотря на возникающие сложности в переговорном процессе по урегулированию проблемы климатических изменений, создается благоприятная ситуация для развития международного экологического сотрудничества в этой сфере, когда экологические и экономические интересы Китая совпадают с заинтересованностью развитых стран в оказании ему содействия в решении ряда экологических проблем, важных и для обеспечения их собственной безопасности, и, прежде всего, энергетической, учитывая рост спроса Китая на энергоресурсы. В этой связи особое внимание уделяется повышению энергоэффективности китайской экономики. Китай, несмотря на достигнутые успехи в этой сфере, остается по-прежнему одной из самых энергоемких стран мира. В настоящее время по всем показателям эффективности использования энергетических ресурсов КНР отстает в среднем на 10% от развитых стран. И это делает Китай весьма привлекательным для стран-участников соглашения по климату. Инвестируя в китайскую экономику, они сокращают собственные затраты на выполнение соглашения. Экологическое взаимодействие с развитыми странами по Киотскому протоколу предоставляет Китаю возможность ускорить свою экономическую модернизацию путем привлечения инвестиций в развитие энергетики, транспорта, обрабатывающей промышленности, сельского, лесного и водного хозяйства, повысить уровень технического оснащения своего производства и обеспечить более эффективный контроль над загрязнением окружающей среды.
Россия оказывается вне сферы этой экологической деятельности Китая, ориентируясь в своем сотрудничестве с ним на удовлетворение его спроса на энергоресурсы (поставки нефти и газа, электроэнергии), что сопряжено с увеличением экологических рисков для развития России, прежде всего её дальневосточных регионов. Поэтому, по мнению экологов из Международного фонда дикой природы, целесообразным представляется на государственном уровне стимулировать российско-китайское сотрудничество по разработке и внедрению экологических, ресурсосберегающих технологий, производству соответствующего экологического оборудования и т.д. Но если на глобальном уровне экология становится важнейшей частью международных отношений, то на региональном уровне ее влияние проявляется гораздо слабее. А между тем Россия, как ближайший сосед Китая, попадает в число экологических заложников бурной индустриализации страны, сопряженной с повышением уровня загрязнения окружающей среды и увеличением спроса на природные ресурсы, что становится угрозой разрастания трансграничных экологических проблем.