Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема признания программ



Проблема признания международных межвузовских программ, по мнению экспертов, является ключевым элементом в дальнейшем сотрудничестве по разработке учебных программ и присуждению совместных ученых степеней. В 2004 г. были сформулированыследующие аспекты признания международных межвузовских программ:

♦признаются ли всеми вузами — участниками международной межвузовской программы все периоды обучения студента в вузах-партнерах?

♦признаются ли на национальном уровне ученые степени выпускников международных межвузовских программ?

♦признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ другими учреждениями стран-участниц?

♦признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ третьими странами?

 

В ответах на поставленные вопросы прослеживается ситуация, аналогичная той, которая существует в России:

♦на уровне двусторонних договоренностей между университетами периоды обучения признаются автоматически (или почти автоматически);

♦на национальном уровне дипломы и степени признаются только при получении национальных дипломов;

♦признание степеней в других странах связано с дополнительным согласованием и не всегда бывает успешным;

♦третьими странами ученые степени признаются только в каждом конкретном случае — при получении дипломов конкретных университетов и стран.

 

Из-за юридических трудностей в признании совместных степеней в практике сотрудничества стали более четко разграничивать вопросы, связанные собственно с самими совместными программами, и — присвоения дипломов по завершении этих программ. Так, в университетской практике наряду с присуждением совместного диплома, когда от лица стран — участниц программы выдается один диплом, широкое распространение получило присуждение двух дипломов. При этом один из них представляет собой признаваемую всеми национальную степень, другой — иногда только сертификат, подписанный всеми участниками университетского партнерства и поэтому не имеющий юридического признания на национальном уровне. Для устранения подобных проблем необходимо внести изменения в национальные законодательства.

 

Проблема финансирования программ

Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью финансирования международной мобильности и механизмов управления программами. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.

 

Проблема правового обеспечения программ

Необходимо отметить, что развитие совместных программ российских и зарубежных вузов тормозится несовершенством правовой базы как в области образования, так и миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории РФ и др.

В области образования

1. Понятия «совместный диплом» в российском законодательстве просто нет. Справедливости ради надо отметить, что проблема совместных дипломов до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения в большинстве стран Европы. Но ведь вопросы приложения к диплому у нас даже на общенациональном уровне не отрегулированы! Необходима оптимизация практики выдачи «европейских приложений» к диплому о высшем образовании.Diploma Supplement) решаются высшими учебными заведениями самостоятельно». Такой порядок сохранится «до официального изменения формы российского диплома о высшем профессиональном образовании». До настоящего времени эта форма не изменена. В настоящее время в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России[3] «вопросы выдачи общеевропейского положения к диплому (

Понятие «совместная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»[4].

2. Что касается курсов, прослушанных в других вузах (в т.ч. за рубежом), то осуществляющие совместные программы российские вузы должны сами определять порядок их перезачета. В соответствии со ст. 46 Типового положения «в программах двухстороннего и многостороннего обмена могут перезачитываться дисциплины, изученные в другом вузе, в т.ч. в зарубежном, в порядке, определяемом вузом».

Однако вузы перезачитывают курсы студентам только в индивидуальном порядке. Иное крайне затруднительно, а скорее невозможно, с точки зрения российского законодательства. Даже если вузы согласуют курсы в рамках требований ГОС ВПО, то «включение» курсов одного вуза в программу другого[5] потребует заключения соглашения либо об использовании интеллектуальной собственности, либо о франшизе.

В первом случае речь идет о лицензионном соглашении. Однако эта сделка может быть рассмотрена и как сделка на предоставление образовательных услуг на территории РФ непосредственно зарубежным университетом. Во избежание возможности такого рассмотрения лицензионное соглашение следует заключать не с университетом, а непосредственно с преподавателями, читающими конкретные курсы. Но следует иметь в виду, что данная деятельность для российского вуза в таком случае подлежит налогообложению.

Введение же франчайзинговой совместной программы будет рассматриваться с точки зрения ГК РФ как «коммерческая концессия», т.к. именно это понятие в целом соответствует зарубежным законодательным определениям понятий «франчайзинг», «франшиза». Однако в ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании» определено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Любая российская образовательная организация, таким образом, не вправе выступать стороной в договоре коммерческой концессии, а также зарегистрировать данный договор.

3. Одной из серьезных проблем российского образования на мировом рынке является непризнание дипломов большинства российских вузов на международном уровне. Вступление России в Болонский процесс явилось, конечно, знаменательным шагом в сторону соотнесения российских стандартов с общеевропейскими. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций о признании. Но всё это — рамочные соглашения, есть масса механизмов, тормозящих реальный процесс. Зарубежные страны — покупатели образовательных услуг не всегда прислушиваются к конвенциям. Несмотря на ратифицированную Россией в 2000 г. Лиссабонскую конвенцию 1997 г. о взаимном признании европейскими странами документов об образовании, многие зарубежные университеты до сих пор не признают российский аттестат зрелости как документ о полном среднем образовании, а западные работодатели смотрят на российские дипломы с еще большим скептицизмом.

Здесь есть два аспекта проблемы: де-юре и де-факто.

Де-юре существует Лиссабонская конвенция, которую ратифицировала и Россия. В этой конвенции дословно записана следующая формулировка: «Каждая страна, подписавшая данную конвенцию, признает документ об образовании любой другой страны, подписавшей данную конвенцию, если не будет доказана существенная разница в содержании программ обучения». Иными словами, если гражданин приезжает в страну, подписавшую конвенцию, там обязаны признать его документ об образовании. А если не признают, то не гражданин должен доказывать, что его диплом можно признать, а данная страна должна доказать, что нельзя. Эта конвенция подписана почти всеми странами Европы.

Таким образом, де-юре студенты и специалисты с российскими дипломами, приезжающие на Запад, обладают своего рода презумпцией компетентности. Но де-факто признать российский документ об образовании и принять человека на работу или учебу должна не страна, а конкретный вуз или работодатель. И здесь возникает много трудностей.

Де-факто так не происходит. Вопрос взаимного признания дипломов является одним из пяти самых важных вопросов международного образовательного сотрудничества и является краеугольным камнем построения и успешного функционирования международных образовательных программ. С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с ЮНЕСКО разрабатывали новые конвенции в области образования, единые для всех стран-участников. В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль.

Россия также ратифицировала ряд конвенций, касающихся вопросов образования. Однако и в России есть специальная и довольно непростая система признания иностранных дипломов, что говорит о том, что наша система высшего образования еще не «встроилась» в общемировую. Для того чтобы иностранный диплом был действителен на территории РФ, необходимо пройти процедуру признания. Система признания документов иностранных государств об образовании функционирует только в индивидуальном порядке и не рассчитана на массовый прием студентов из зарубежных стран. При создании совместных международных программ настоящая система признания зарубежных степеней и дипломов, по всей видимости, не справится с объемом работы. В таком виде, как сейчас, она отпугивает иностранных студентов, которые не могут непосредственно на практике реализовать свой зарубежный диплом в России, а также свой российский диплом (или его российскую часть в совместной программе) у себя на родине или в других странах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.