Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Медико-социальные особенности подвергшимся насилию в семье



Насилие в отношении ребенка – это не только физические действия, причиняющие ему боль и травмы; насилие может быть и психологическим, и сексуальным, и экономическим, оно может выражаться в пренебрежении интересами и нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – побои, другие формы причинения телесных повреждений.
2. Психологическое насилие – словесные оскорбления, угрозы, унижения и т. п.
3. Сексуальное насилие – навязанный сексуальный контакт.

4. Экономическое насилие – ограничение разумного доступа к экономическим ресурсам.

5. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению ко взрослым.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является:

· серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка;

· угроза для жизни;

· отставание в развитии;

· физические и психоэмоциональные расстройства.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также острые психические нарушения. Они проявляются как головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальное насилие. Эти реакции могут проявляться либо в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.

У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности, вины.

К отдаленным последствиям жестокого обращения с детьми относятся нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и психоэмоциональные нарушения.

У большинства детей в семьях, где тяжелое физическое наказание и брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла и внимания (например, у родителей-алкоголиков), наблюдается задержка физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию». Такие дети часто отстают в росте, массе тела от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.

Заболевания вследствие насилия над ребенком могут носить специфический для каждого вида насилия характер:

· при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;

· при сексуальном насилии могут возникнуть заболевания, передающиеся половым путем. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим:

· резкая потеря массы тела или, наоборот, ожирение, что обусловлено нарушением аппетита;

· при эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, при сексуальном насилии – необъяснимые боли в низу живота.

Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие сопровождается далее определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей и на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из таких детей, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается социальный контакт, общение со сверстниками и другими людьми.

У эмоционально депривированных детей проявляется стремление любым путем привлечь к себе внимание, иногда – в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.

Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда.

Для таких детей характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что они «хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться суицид или его попытки. Уже во взрослом состоянии среди этих людей отмечается депрессия. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.