Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема насилия в семье с точки зрения гештальт-подхода



Насилие в семье является объектом исследования психологов и социологов. Анализ индивидуальной и семейной перспективы развития «посттравматической ситуации» свидетельствует о том, что иногда даже через несколько лет после пережитой ситуации насилия развиваются связанные с ней различные патохарактерологические состояния. Насилие в семье является образцом для формирования насильственного поведения или поведения жертвы у подрастающих детей, а также противодействующего насилию поведения.

Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, обращением к сложной психологической проблеме: участие женщины в формировании собственной роли жертвы в психотравмирующей ситуации, а также формирование агрессивного поведения партнера как ответ на поведение женщины. Хотя в каждом конфликте участвуют обе стороны, но женщины чаще обращаются за психологической помощью.

Причиной, побудившей к написанию этой статьи, явилась история, рассказанная автору молодой женщиной (назовем ее Н.), которая была на консультации несколько лет назад. Н. пережила ситуацию насилия, связанную с угрозой жизни: молодой человек, некоторое время проживавший вместе с ней в ее доме, неожиданно взял ее в заложницы и потребовал от родных денежный выкуп, угрожая ее убить. Н. вызволили родственники, парень был арестован. Ранее Н. разошлась с мужем и очень переживала свое одиночество. Тогда она и познакомилась с парнем, который через некоторое время попросился к ней жить.

Он рассказал ей историю про свою трудную судьбу, одиночество и про тепло ее дома. Родные Н. отговаривали ее от этого шага, но ей стало «жалко его». Через некоторое время молодой человек рассказал, что отсидел срок за убийство; Н. испугалась этого, но ничего не стала менять в их совместной жизни, боясь его рассердить. А еще спустя какое-то время он запер ее в квартире и потребовал у ее родственников денег в качестве выкупа. Н. была спасена, зло наказано, но пережитый стресс остался в виде беспричинных страхов, депрессий, неуверенности в возможности построить нормальные отношения с мужчиной.

Как могла возникнуть такая ситуация, была ли в тех отношениях любовь, близость, уважение? В беседе выяснилось, что для Н. характерной реакцией на опасные или угрожающие ситуации была попытка «спрятать голову в песок»: «Я не буду об этом думать, потому что иначе становится очень страшно». Обычно в своей жизни она старалась не думать о ситуациях, от которых исходила угроза. В данном случае сигналы об опасности тоже были, но ее удержала жалость к человеку: одинокий, без друзей и работы, с тюрьмой за плечами, он нуждался в помощи и заботе так же, как и она. Н. в этот период испытывала похожие чувства: разведена, с родными – конфликтные отношения, некому поплакаться и некому подарить свою любовь. Она любила своих родных, но постоянно ощущала себя недостаточно хорошей дочерью, не оправдывавшей родительских надежд, и только рядом с еще более недостойным она почувствовала себя уверенно.

Жалость как состояние, которое необходимо для переживания близости, привело Н. к тому, что она была готова закрыть глаза на все ужасы и опасности, лишь бы не остаться одной. Еще одно чувство, которое удерживало ее рядом с агрессором, – страх. Н. начала с ним совместную жизнь, а потом стала узнавать все новые и новые подробности его жизни, и страх перед ним удерживал ее от побега или расставания.

Страх способствует накоплению избыточной энергии, которая выливается в агрессию; противоположностью агрессии предстает милосердие как поддержание другого. Н. милосердием заменила свой страх, приглушив чувство опасности. Как известно, для лиц с травматическим стрессом при насилии характерны «диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ “Я – Другой”, зависимость и постоянный эмоциональный голод» [Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. 1980]. Женщины, пережившие насилие, нуждаются в поддержке, однако не меньше этого они нуждаются в осознании того, что с ними происходит, каким образом они оказались в критической ситуации, как из нее выйти и что сделать, чтобы больше она не повторилась.

В исследованиях упоминаются различные мифы, которые поддерживают или оправдывают насилие, существующее внутри семьи. Это и идея патриархальности, и зависимость женщины от мужчины, и садомазохистские отношения, определяемые как «бьет – значит, любит». Иногда это идет от самой женщины, иногда – от мужчины. Так, известной установкой является обязанность мужчины содержать свою жену, отсюда логически следует ее зависимость от его решений: дать или не дать деньги, удовлетворить или нет ее просьбу. Переплетение установок создает причудливую игру семейных мифов, традиций и событий, в которых власть играет не последнюю роль, а насилие является одним из проявлений власти.

Ситуации насилия можно разделить на две большие группы: острые и хронические. Что касается первой группы, когда насилие возникает внезапно, угрожает физическому здоровью женщины или детей, – здесь существуют разработанные рекомендации (обратиться за помощью в кризисную службу, фиксировать побои, написать заявление в милицию, уйти из опасной обстановки, найдя временное пристанище у родных, друзей или в приюте и т. п.). Однако гораздо чаще насилие в семье приобретает хронические формы, когда угрозы в конкретный момент нет, но постоянно присутствуют страх, тревога, подавленное состояние и навязчивые мысли о безысходности ситуации.

Первым важным этапом в формировании адекватного поведения является осознание факта насилия. Ограничение свободы в работе, общении, решении семейных вопросов тоже является вариантом насилия, в данном случае эмоционального, и может причинять значительные психологические страдания. С другой стороны, известны случаи, когда женщина, недовольная своим супругом из-за того, что он слишком мягкий и не отвечает ее представлениям о мужественном и агрессивном защитнике, провоцирует его на насилие. Так, во время приема женщина со слезами на глазах жаловалась, что муж в приступе ярости набросился на нее и стал душить. Молодой человек подтвердил, что это событие имело место, но далее рассказал, что жена не работала, жила в его доме и постоянно высмеивала его за профессиональную несостоятельность, неспособность заработать на собственное жилье, запрещала ему принимать его родственников. Муж, который считал, что в семье мужчина несет на себе ответственность за жену и детей, а жена заботится о муже и подчиняется ему, яростно реагировал на ее заявления. Женщина подтвердила, что намеренно дразнила его, так как ее раздражали его домостроевские представления о семье. В данной истории физическое насилие было спровоцировано психическим давлением со стороны жены, хотя она не сразу поняла связь между своим поведением и реакцией мужа. Ригидность традиционных установок может травматично влиять на взаимоотношения супружеской пары, иногда приводя к насилию.

Следующим этапом является осознавание потребностей – своих и партнера. Часто женщина не понимает, что, кроме любви к партнеру, в семейных отношениях ее удерживает целый ряд потребностей, фантазий и страхов. Она может стремиться к материальной защищенности или убегать от одиночества, вырываться из-под давления родителей, следовать семейным традициям или сохранять семью из ответственности перед детьми и т. п. Если женщина не может обеспечить свои базовые потребности, она готова будет терпеть насилие как плату за их удовлетворение. Так, в рассказанной в начале статьи истории Н. нуждалась в принятии и была готова многое терпеть за это. Осознавание потребностей партнера является также важным шагом в восстановлении межличностных отношений. Часто в супружеской паре существует представление, что в хорошей семье потребности партнеров совпадают, и различие желаний рассматривается не как повод к диалогу, а как сигнал о кризисе семейных отношений.

Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Часто к психотерапевту обращаются люди с тревогой, дезорганизованным поведением, которое является следствием невозможности почувствовать, определить и удовлетворить свою потребность. Неудовлетворение потребности может быть следствием сознательного выбора, добровольного и управляемого, а может быть результатом неосознанного прерывания. Осознанный выбор является здоровой реакцией приспособления и необходим для психосоциального развития; патогенное прерывание удовлетворения потребностей может говорить о невротическом поведении. В этом случае человек нуждается в помощи специалиста, чтобы осознать, что с ним происходит в процессе контакта с окружающей средой и как вернуть себе ответственность за свою жизнь. Рассмотрим способы прерывания контакта.

Одним из таких механизмов является слияние. Слияние, или конфлуенция, – это состояние, при котором человек не отличает свои потребности от чужих, у него нет понимания отдельности каждого человека. Довольно характерной является формулировка «мы», которой женщина описывает свою семью, и фразы: «Мы семьей хотим отдыхать на юге, но муж для этого ничего не делает», «Мы все хотим жить в отремонтированном доме, но он палец о палец не ударит».

Спрашивается, кому нужен отремонтированный дом? А какова первичная потребность мужа – тишина? отдых?

Диалог: «Я хочу это, а что хочешь ты?» неожиданно открывает поле для знакомства. Оказывается, что у людей, которые давно друг друга знают, могут быть не известные партнеру интересы и желания. Когда партнер сможет увидеть чужие потребности и заявить о своих, появится возможность диалога. Первым шагом к осознаванию отношений слияния является осознание собственных потребностей.

Другим способом прерывания контакта является интроекция. Интроекция лежит в основе воспитания ребенка, она включает в себя представление о том, какими должны быть семейная жизнь, взаимоотношения между партнерами, и создается на основе ранних детских представлений и воспоминаний о родительских семьях. А так как муж и жена имеют разные родительские семьи, то и представления о семье у них разные. В ситуации интроекции человек, заявляющий о необходимости соответствия тем или иным семейным традициям, не осознает того, что опирается на свой детский опыт. Он считает, что его знание о том, как «должно быть», – истинно. Нездоровое проявление интроекции возникает, когда ценности, отношения присваиваются без проверки и человек принимает мысли родителей или иных значимых фигур за свои собственные мысли и желания. Только осознав, что представления о необходимости готовить мужу завтрак, содержать или не содержать жену опираются на ранние воспоминания, человек может отделить собственные потребности от потребностей людей, дающих указание, как надо жить, и принять решение жить собственной жизнью.

Следующим механизмом прерывания является проекция. При этом человек свои непринимаемые части выносит вовне, приписывает другим людям. Здоровая проекция помогает установить контакт и понять другого человека, патологическая проекция возникает вне зависимости от реального поведения людей, когда человек не может принять на себя ответственность за свои чувства и поступки. Возвращаясь к теме насилия в семье, можно отметить, что очень часто от насилия страдают женщины с достаточным зарядом агрессивности, который по тем или иным причинам они не могут проявить. Так, в уже приводимом примере, где муж душил свою жену, он рассказывал, как зло она над ним насмехалась и неуважительно отзывалась о его родных, считая при этом его агрессором, а себя жертвой. С ее стороны была отчетливая провокация в виде вербального психологического давления. Приписывание партнеру мыслей и представлений тоже является вариантом проекции. Молчание партнера, невнимательность, забывчивость без проверки часто расцениваются как намеренный агрессивный акт, на который поднимается встречная агрессия, волна обвинений, оскорблений. Если партнер в тот момент реально не был агрессивен, он воспринимает нападение как беспричинное, наказание как незаслуженное и отвечает ответной агрессией, сила которой подкрепляется его осознанием абсолютной правоты и непричастности. В результате женщина, реагируя на собственный мысленный диалог агрессией, получает в ответ агрессию, подкрепляющую ее диалог. Круг замыкается.

И еще о двух механизмах прерывания контакта. Дефлексия – это процесс ухода от прямого контакта с собой и окружающим миром с целью снижения эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия. Этот механизм часто защищает женщину от опасностей прямого контакта, но делает ее поведение вялым и неэффективным.

При ретрофлексии напряжения и переживания не высказываются и не выражаются, а остаются в душе и теле женщины. Такие женщины, будучи терпеливыми женами, матерями и дочерьми, не высказывают свое несогласие и недовольство, а стараются послушно исполнять все требования и поручения. Признаками ретрофлексивного поведения являются задержки дыхания, закусывание губ, сжатие кулаков, аутоагрессивное поведение. Однако напряжение, которое возникает при конфликте интересов, не сбрасывается, интересы женщины не удовлетворяются, и развиваются различные психические или соматические расстройства. Чаще всего в таких ситуациях не возникает прямой физической агрессии со стороны мужа, женщина разрушается сама через болезнь и таким образом проявляет ответную агрессию, вынуждая мужа заботиться о себе если не как о любимой, то как о тяжелобольной жене.

В ситуациях прерывания контакта женщина обычно не может сама осознать, что с ней происходит и почему она постоянно оказывается в замкнутом круге нарушенных отношений. Она понимает, что отношения нарушены, но часто не способна сама их восстановить.

Осознание женщиной, страдающей от насилия, необходимости психологической помощи, – первый шаг к выходу из кризиса.

Литература

1. Антонян Ю. М., Горшкова И. В., Зулкарнеева Л. М. Проблемы внутрисемейной агрессии. – НИИ МВД, 1999.

2. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2000.

4. Елизаров А. Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал. – 2006, № 4(36).

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

6. Пигров К. С. Агрессия, агон и активность: Сб. статей по науч.-практ. конф. «Агрессия». – СПб., 2004.

7. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

8. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005.

Н. В. Лохматкина

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.