Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК



СРЕДСТВО ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ И ОСНОВА ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

В чем состоит проблема, в каких вопросах следует разобраться, что должен уметь менеджер дошкольного образования?

Педагогическая диагностика — главный механизм научно-пе­дагогической экспертизы, позволяющий получить достоверную ин­формацию о воспитательно-образовательной работе в каждой воз­растной группе и уровне квалификации воспитателей; критически проанализировать собранный материал, дать ему экспертную оценку и принять на этой основе обоснованное управленческое решение, направленное на повышение качества образовательных услуг.

При обсуждении проблемы важно уяснить, в чем состоит сущ­ность педагогической диагностики целостного педагогического про­цесса? Из каких составных компонентов она складывается? Какие методы диагностики целесообразно использовать для изучения де­ловых и профессиональных качеств воспитателей, их стиля рабо­ты, модели взаимодействия с детьми, уровня подготовки к руко­водству разными видами детской деятельности? Какие методы по­зволяют менеджеру получить оперативную информацию об эмо­циональном благополучии ребенка в группе сверстников, семье, уровне развития ребенка, степени готовности к обучению в шко­ле? В чем специфика применения каждого метода диагностики, его преимущества и недостатки? Какие методы целесообразны на каждом этапе диагностики? Как фиксировать и анализировать по­лученные педагогические факты и явления, использовать матема­тические и графический методы для достоверности анализа и эко­номии времени? Что дает возможность планово, поэтапно изучать деятельность педагога, помогая ему в совершенствовании педаго­гического мастерства? Как организовать и спланировать работу пе­дагогического коллектива по исполнению управленческого реше­ния менеджера?

Задания к занятию

Задание 1. Важным показателем профессионального мастерства воспитателя детского сада является умение организовать обучение детей на занятиях, целенаправленно формировать у них азы учеб­ной деятельности. Поэтому менеджеру дошкольного образования важно обеспечить систематический контроль за ростом профессио­нальных умений педагога в организации учебной деятельности в детском саду.

Разработайте технологическую карту для анализа занятия по одному из разделов учебной деятельности в ДОУ (ознакомление с


окружающим, развитие речи, математическое развитие, экологи­ческое воспитание и т.д.), определите систему условных обозначе-ога, позволяющих фиксировать свои наблюдения и осуществлять эонометраж деятельности педагога и детей.

Подсказка. Составляя схему, исходите из цели, мотива, средств организации и осуществления деятельности, основных действий, результатов. Помните, что занятие — это форма орга-шзации совместной, взаимосвязанной деятельности воспитате-тя и детей по решению учебной задачи. Учтите, что технологи-кская карта должна быть информативной и отражать как все эуктурные компоненты (части) занятия, так и основные воп-эсы для анализа учебной деятельности: достижение дидактичес-адй цели, соблюдение принципов дидактики, целесообразность методов и приемов обучения, учет индивидуально-психологичес­ких особенностей детей, уровень сформированности учебной де­ятельности и пр.

Схема анализа занятий по разным разделам программы должна быть оригинальной, что требует включения в нее дополнительных вопросов, раскрывающих специфику занятий, например, по фор­мированию элементарных математических представлений или изоб­разительному искусству.

Своеобразие технологической схемы зависит также от типа за­нятия (комплексное, контрольно-проверочное, сообщение детям новых знаний или закрепление и систематизация «стихийного» опыта детей) и его вида (беседа, наблюдение за живым объектом, лепка, дидактическая игра и др.).

Определите критерии и систему условных обозначений, позво­ляющих фиксировать наблюдения и определять степень как про­фессиональных умений воспитателя, так и уровень освоения учеб­ной деятельности детьми.

Рекомендуемая литература

Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990. - С. 93-107.

Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в до­школьном образовательном учреждении. — М., 1997. — С. 19 — 22.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М., 1981. — С. 39-47; 76 — 82; 113-114; 118-119.

Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения. — М., 1985.

Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным уч­реждением. — М., 1996. - С. 68-69.

Задание 2. Бытовая, игровая, элементарная трудовая деятель­ность — основные виды повседневной детской деятельности в до­школьном образовательном учреждении. Вместе с тем их анализ


 


представляет наибольшие трудности для начинающего менеджера дошкольного образования.

Составьте технологическую карту, помогающую проанализиро­вать педагогическое мастерство воспитателя по руководству од­ним из видов повседневной детской деятельности. Определите критерии и систему условных обозначений, позволяющих фикси­ровать наблюдения и определять степень как квалификационных умений воспитателя, так и уровень владения данным видом дея­тельности детьми.

Подсказка. Выполнить задание поможет знание своеобразия основных видов повседневной детской деятельности, определяе­мого возрастом, а также общей структуры деятельности. Разраба­тывая технологическую карту, исходите из общего алгоритма пе­дагогического анализа. В технологической карте следует преду­смотреть вопросы о месте данного вида детской деятельности в режиме дня, обеспечении воспитателем материально-дидактичес­ких и гигиенических условий, методике руководства и модели пе­дагогического взаимодействия (субъект-объектная, субъект-субъек­тная, объект-субъектная), взаимосвязи с другими видами деятель­ности детей в детском саду.

Рекомендуемая литература

Бондаренко А. К, Поздняк Л. В., Шкатулла В. И. Заведующий дошколь­ным учреждением. — М., 1984. — С. 29 — 30; 34 — 35.

Васильева А. И., Бахтурина Л.А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990. — С. 59 — 64; 65 — 81; 81 — 93; 111.

Деникина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в до­школьном образовательном учреждении. — М., 1997. — Приложения 10, 11.

Детский сад / Под ред. Л.П.Тарасовой. - М., 1982. - С. 217-221.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1981. - С. 24-31; 55-66; 82-89.

Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: Несколько сове­тов экспертам и педагогам // Вестник образования. — 1996. — № 11. — С. 75-78.

Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным уч­реждением. — М., 1996. — С. 69.

Трудовое воспитание в детском саду: Методические рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания / Сост. М. В. Крулехт. — Л., 1991.-С. 17-20; 28-29; 39-50.

Задание 3. Возможность индивидуально-дифференцированного подхода в организации педагогического процесса, рекомендаций по выбору образовательной программы, педагогической техноло­гии и методики работы с детьми базируется на знании индивиду­альных особенностей, определении уровня развития каждого ре­бенка. Вот почему для менеджера дошкольного образования так


важно владеть педагогической диагностикой, позволяющей выяв­лять уровень индивидуального развития ребенка.

Составьте технологическую карту и разработайте методику экс­пресс-диагностики для выявления уровня освоения одного из раз­делов образовательной программы в зависимости от возраста ре­бенка (младший, средний, старший дошкольный возраст).

По д сказ к а. Для разработки методики диагностики выберите одну из современных образовательных программ для детского сада («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др.) и, исходя из со­держания одного из ее разделов для определенной возрастной груп­пы, выявите, какого уровня в освоении речевых, познавательных и иных знаний и умений, а также в отношении к окружающему миру должны достичь воспитанники. Четко определите критерии, позволяющие судить о дифференцированном освоении программ­ного содержания детьми (низкий, средний, высокий уровень).

Помните, что экспресс-диагностика не предполагает длительно­го, лонгитюдного исследования, громоздкой процедуры изучения. Важно, чтобы дети не чувствовали, что взрослый проверяет их, оце­нивает уровень их развития. Предпочтительны игровые тестовые за­дания, соответствующие возрасту детей и определяющие способность применить знания и умения в разнообразной детской деятельности.

Рекомендуемая литература

Грядкина Т. С. Тесты для оценки физической подготовленности стар­ших дошкольников // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. В. Г. Каменс­кой. - СПб., 1993. - С. 61 -70.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. — Минск,1997.

Кочеткова А. А. Педагогическая диагностика. — М., 1987.

Крулехт М. В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагоги­ческом процессе детского сада. — СПб., 1995. — С. 67 — 72.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М., 1981. — С. 33 — 36; 78 — 80; 104-107; 131-133.

Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста // Проблемы и методы диагностики в педа­гогике, психологии и медицине / Под ред. В. Г. Каменской. — СПб., 1993. — С. 51-60.

Задание 4. В условиях возможности выбора образовательных про­грамм детских садов и начальной школы все более актуальной ста­новится проблема преемственности, «школьной зрелости» буду­щих первоклассников. Разный уровень способностей, готовности детей к обучению в школе предполагает необходимость использо­вания менеджером дошкольного образования достаточно доступ­ных, надежных методик диагностики, позволяющих дать семье ква-


лифицированный совет по выбору для ребенка индивидуального образовательного «маршрута».

Составьте комплексную методику диагностики для выявления общей психологической готовности ребенка к обучению в школе, позволяющую на ее основе дать родителям рекомендации по вы­бору для ребенка «индивидуального образовательного маршрута».

Подсказка. В психолого-педагогической литературе готов­ность к обучению в школе понимается прежде всего как желание детей учиться, любознательность, а также как общий уровень их психического развития, необходимый для систематического, це­ленаправленного обучения.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» предпо­лагает определение потенциала, тенденций развития личности ре­бенка, его склонностей и интересов, а также наличие способно­стей к математике, языкам, художественной деятельности и т.д.

При разработке диагностики целесообразно воспользоваться характеристикой общей культуры человека на ступенях дошколь­ного и начального образования, предложенной коллективом авто­ров под руководством И. А. Зимней (см. табл.).

 

Дошкольное образование Начальное образование
ПОНИМАНИЕ
Понимает на основе освоенной им системы житейских понятий об­щий смысл и систему отношений лиц из своего ближайшего окруже­ния (семья, родственники, воспи­татели, сверстники и т.п.) Понимает на основе осваивае­мых им научных понятий смысл и систему отношений людей между собой (родственные, функциональ­ные и т.п.), их отношений к пред­метному миру, живой и неживой природе
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ
Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового социального взаимодействия (здороваться при встрече, уступать место старшим и т.п.) Знает и умеет соблюдать элемен­тарные гигиенические требования Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (уст­ная речь) и невербального (мими­ка, пантомимика и т.п.) поведе­ния Умеет осуществлять ведущую де­ятельность (игра) в различных ее формах (рисование, пение, лепка Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового, учебного и со­циально-ролевого (посещение теат­ра, пребывание в больнице и т.п.) взаимодействия Знает и умеет соблюдать обще­принятые гигиенические требования и требует их соблюдения от окружа­ющих Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (устная и письменная речь) и невербально­го (мимика, пантомимика, подарок и т.п.) поведения

Продолжение

 

Дошкольное образование Начальное образование
и т.п.), переживая при этом поло­жительные эмоции Умеет осуществлять ведущую деятельность (учеба) в различных ее формах (классные уроки, внекласс­ные занятия, самоподготовка и т.п.), переживая при этом положительные эмоции
ТВОРЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ
Стремится подражать социально позитивному поведению значимых взрослых, героев книг и фильмов Стремится к расширению воз­можностей для самостоятельной ре­ализации известных ему норм и правил в различных жизненных ситуациях Стремится следовать эксплицит­но транслируемым образцам соци­ально-позитивного поведения (уст­ные и письменно оформленные тре­бования общества) Стремится к расширению круга знаний, умений, творческих и соци­альных возможностей Стремится к расширению соб­ственной информированности о тре­бованиях общества к человеку в раз­личных жизненных ситуациях

Рекомендуемая литература

Диагностика готовности детей к обучению в школе / Сост. Ю. А. Дмитри­ев. - М., 1994.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1997.

Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? — СПб., 1996.


 



 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.