Материал. Дидактическое пособие: интеллектуальный тренажер «Игровизор», состоящий из картонной основы и прозрачной пластиковой поверхности. В пособие можно вставлять карточку с тестовым заданием, выполнять задание с помощью фломастера (рисовать на прозрачном пластике). На листе с тестовым заданием изображен игровой персонаж Почемучка, перед которым разложены шесть предметных картинок: кукла, мишка, машина, юла, мяч, детская книжка с яркими картинками.
Методика диагностики. Используя «Игровизор», ребенку предлагают помочь Почемучке найти лишнюю картинку и зачеркнуть ее фломастером, а затем объяснить, почему он считает, что именно эта картинка лишняя.
Уровни освоения программного содержания:
высокий — быстро и правильно выполняет задание, выделяя назначение как существенный признак родового понятия; ясно и понятно объясняет логику действий, используя речь-доказательство;
средний — правильно выполняет задание, выделяя существенный признак родового понятия, затрудняется в объяснении, речевом оформлении мысли;
низкий — правильно выполняет задание, но не может объяснить логику действий без помощи взрослого (требуются уточняющие, наводящие вопросы); владеет понятием на уровне перечисления объектов.
Обобщая результаты педагогической диагностики, можно наглядно представить данные экспертной оценки контрольных срезов в течение учебного года спомощью схем, диаграмм (рис. 2—4).
Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года
Условные обозначения:
1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень
Р1
Рис. 2. Динамика развития представлений о предметном мире в средней группе
Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года
Условные обозначения:
Р1 - низкий уровень; Р2 - средний уровень; РЗ - высокий уровень
Рис. 3. Динамика ручной умелости детей старшей группы
Педагогическая диагностика не должна быть трудоемкой, требующей длительного исследования, методов лабораторного эксперимента. С этих позиций весьма информативна и проста по технологии методика определения психомоторного развития дошкольников Н.Озерецкого и М.Гуревича.
«Скатай шарики»— тестовое задание для оценки моторики пальцев рук ребенка пяти лет.
Методика диагностики. Вытянув вперед руку, ребенок должен скатать шарик из папиросной бумаги размером 5x5 см. Помогать другой рукой не разрешается. Норма: 15 с для ведущей руки, 20 с — для другой.
Педагогическая диагностика дает возможность выявить готовность детей к обучению в школе.
Для выявления степени школьной зрелости широко используется тест А. Керна в модификации И. Ирасека. Тест содержит три задания: рисунок мужской фигуры по представлению; графическое копирование фразы «ОН ЕЛ СУП», написанной печатными буквами; копирование конфигурации из 10 точек, расположенных друг от друга на расстоянии 1 см следующим образом: по 3 точки в ряд друг под другом в 3 ряда и 1 точка снизу посередине.
Оценка результатов производится в баллах.
Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
1 балл — рисунок выполнен синтетическим способом, у нари сованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туло вищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются кис тью руки с пятью пальцами. Переданы признаки мужской одежды.
2 б а л л а — выполнены все требования, названные выше, кро ме синтетического способа изображения. Возможно отсутствие трех частей тела: шеи, волос, одного пальца руки, но не должна отсут ствовать какая-либо часть лица.
3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, тулови ще, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями. На рисунке отсутствуют: уши, волосы, пальцы на руках, ступни ног, одежда.
4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Ко нечности изображены одной линией.
5 баллов— каракули, ясное изображение туловища и конеч ностей отсутствуют.
Задание 2. Графическое копирование фразы.
1 б ал л — фразу можно прочитать: буквы образуют три слова; величина букв не более чем в 2 раза превышает образец. Написан ные слова отклонены от прямой линии на угол не более 30 граду сов.
2 балла — фразу можно прочитать; величина букв близка к образцу, их прямота не обязательна.
3 б ал л а — буквы разделены на две группы, можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы.
5 баллов —каракули.
Задание 3. Копирование группы точек.
1 б а л л — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца до пускается не более чем в 1,5 раза.
2 балла — количество и расположение точек соответствует образцу. Можно опустить три точки и нарушить ширину пробела между строчками или столбиками.
3 б а л л а — похоже на образец; высота и ширина отличаются от образца не более чем в 2 раза. Точек не должно быть больше 20 или меньше 7. Возможны некоторые перестановки в их расположении.
4 балла— рисунок сделан из точек, но не соответствует об разцу. Другие изображения, например линии, на рисунке не дол жны присутствовать.
5 баллов— каракули.
Дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3 — 5 баллов, считаются школьно-зрелыми, 6 — 9 баллов — среднезрелыми, более 10 баллов — незрелыми.
Несложные по технологии проведения и обработке данных задания, позволяющие определять уровень подготовки к школьному обучению по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, можно найти в книге «Диагностика готовности детей к обучению в школе» / Сост. Ю.А.Дмитриев. — М., 1994.