Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 2. ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ АТТЕСТАЦИИ

И АККРЕДИТАЦИИ

В чем состоит проблема,, в каких вопросах следует разобраться, что должен уметь менеджер дошкольного образования?

Проникая в сферу образования, логика рыночных отношений способна исказить изначальную цель реформирования системы дошкольного образования.]Поэтому государство стремится создать действенные механизмы социальной защиты ребенка от некомпе­тентных педагогических воздействий. В последние годы таким механизмом государственного мониторинга качества образователь­ных услуг дошкольных образовательных учреждений становятся их аттестация и аккредитация, и особую важность приобретает про­фессиональная компетентность менеджеров дошкольного образо­вания в вопросах аттестации и аккредитации ДОУ.

В чем заключается сущкюсть аттестации и аккредитации ДОУ? Как взаимосвязаны лицензирование, аттестация и аккредитация? Каковы цели и задачи аттестации и аккредитации? Какие норма­тивно-правовые документы обеспечивают законность их проведе­ния? Что является предметом экспертизы? Из чего складывается система критериев оценки i деятельности ДОУ в ходе экспертизы? Как часто проводится аттестация и по каким этапам осуществля­ется? В чем своеобразие экспертизы в ходе самоанализа и работы экспертной комиссии? В чем смысл самоэкспертизы? Как органи­зовать самоэкспертизу в детском саду? Какова ее технология и ка­кие методы целесообразно использовать для анализа основных ас­пектов деятельности дошкольного учреждения? Как руководите­лю ДОУ спланировать проведение самоэкспертизы в своем учреж­дении? Как обеспечить гумдаистический характер аттестации, бла­гоприятный микроклимат в педагогическом коллективе, чтобы не нервировать сотрудников? Как и когда целесообразно привлечь к самоэкспертизе дошкольного учреждения родителей воспитанни­ков? Какой пакет документов должен подготовить руководитель ДОУ для прохождения аттестации? Как осуществляется работа эк­спертной комиссии по аттестации? Кто входит в ее состав? Как


можно обжаловать заключение комиссии по аттестации? Что мо­жет стать основанием для рассмотрения вопроса о рекламации ка­чества образовательных услуг ДОУ? Как осуществляется государ­ственный контроль за качеством образования в аккредитованных дошкольных образовательных учреждениях?

Попробуем ответить на все эти далеко не простые вопросы и приобрести базовые умения, необходимые менеджеру дошколь­ного образования для работы в комиссии по аттестации ДОУ.

Задания к занятию

Задание 1. Подготовьте пакет современных нормативно-право­вых и научно-методических документов, необходимых менеджеру дошкольного образования для аттестации и аккредитации до­школьных учреждений.

Подсказка. При изучении документов целесообразно сде­лать выписки или ксерокопии, выделив те положения, которые регламентируют процедуру аттестации и аккредитации. Обратите особое внимание на технологию самоэкспертизы основных на­правлений деятельности ДОУ, требования к оформлению доку­ментов.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. — М., 1996.

Крулехт М. В. Стандарт дошкольного образования как гарант социаль­ной защищенности ребенка // Тезисы докладов Пятой Международной конференции «Ребенок в современном мире: Права ребенка». — СПб., 1998.-С. 109-110.

Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений на территории Российской Федерации // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. Г. Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 109-132.

Стеркина Р. Б. Стратегия разработки государственных стандартов до­школьного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспи­тание. - 1994. — № 11.

Задание 2. Самоэкспертиза — первоначальный этап аттестации дошкольного образовательного учреждения. Наиболее сложным для самоанализа является выявление достоинств и недостатков в со­держании и методах воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Поэтому на основе изучения программ и педагоги­ческих технологий, характера взаимодействия персонала с деть­ми, непосредственного наблюдения в группе, анкетирования вос­питателей, анализа документации и других методов экспертизы студенту предлагается провести экспертизу в одной из возрастных групп ДОУ.


Выбор направления работы с детьми (игровая деятельность; физическое развитие и здоровье; речевое развитие; изобразитель­ная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; конструктивная деятельность; развитие элементар­ных математических представлений; развитие элементарных есте­ственно-научных представлений; развитие экологической культу­ры детей; развитие представлений о человеке в истории и культу­ре) осуществляется по желанию студента.

В итоге выполнения задания студентом должна быть представле­на диагностическая карта самоэкспертизы, заполненная по крите­риям трехбалльной шкалы, и сделаны выводы о возможности атте­стации группы по этому направлению работы, а также даны конк­ретные рекомендации воспитателям по ее возможному улучшению.

Подсказка. Суть технологии самоэкспертизы по аттестации основных аспектов деятельности ДОУ состоит в заполнении по результатам экспертизы диагностических карт по балльной систе­ме оценок.

Тщательно изучите технологические карты, рекомендованные для самоэкспертизы. Каждое направление работы с детьми индексиро­вано определенной буквой. Например, Р — речевое развитие, Т — театрализованная деятельность и т.д. В технологических картах пред­ставлены критерии, которые надо оценить по трехбалльной шкале:

1 балл — деятельность ДОУ не соответствует критерию,

2 балла —частично соответствует,

3 балла — полностью соответствует. Как правило, формули­
ровка большинства критериев раскрывается и уточняется с помо­
щью подкритериев. В процессе заполнения таблицы вначале выс­
тавляются баллы по всем под критериям, а затем определяется сред­
ний балл данного критерия. Если средний балл (коэффициент) по
выбранному вами для экспертизы направлению ниже 1,2 — ДОУ
считается неаттестованным, из чего следует, что должны быть про­
ведены необходимые улучшения с последующим выходом на по­
вторную самоаттестацию.

Образец заполнения диагностической карты представлен в при­ложении 3.

Задание 3. Наиболее сложным в процедуре самоаттестации до­школьного учреждения является согласование оценок всех участ­ников самоэкспертизы: воспитателей, педагогов-специалистов, за­ведующей, родителей воспитанников. Проблема в том, что любая оценочная деятельность имеет элементы субъективности, ибо от­ражает многообразие взглядов на качество образовательных услуг. Поэтому главная задача менеджера ДОУ в ходе совместного об­суждения с воспитателями и специалистами, представителями ак­тива родителей — скорректировать оценки (баллы) в направлении большей объективности. Это главное условие предотвращения воз-


можных конфликтных ситуаций на этапе аттестации дошкольного учреждения аттестационной экспертной комиссией.

Подготовьтесь к участию в деловой игре «Комплексная экспер­тиза ДОУ в процессе самоаттестации».

Студенты распределяются по рабочим группам (5—6 человек). Каждая группа разрабатывает сценарий заседания сотрудников дет­ского сада, на котором подводят итоги самоанализа по одному из направлений работы с детьми. Задача студентов — предусмотреть в сценарии возможные конфликтные ситуации при обсуждении и пути их снятия, а также проиграть процедуру технологии составления сводных диагностических карт. От участников игры требуется выде­лить все слабые стороны и недостатки в работе и предложить моти­вированное управленческое решение о путях улучшения ситуации, содержащее конкретный план работы в данном направлении.

Критерии оценки для выявления победителя:

творческая оригинальность замысла сценария, актерское мас­терство участников;

владение технологией согласованности экспертных оценок;

демократический характер управленческой деятельности руко­водителя;

компетентность управленческого решения.

По д сказ к а. При подготовке к деловой игре студенты заранее составляют и обсчитывают сводную диагностическую карту само­экспертизы и подготавливают проект управленческого решения, содержащий конкретный план по улучшению работы учреждения в данном направлении.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб.документов/Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. — М., 1996. —С. 8 —72; 116—120.

Задание 4 (для студентов заочного отделения). Подготовьте весь пакет документов, представляемых руководителями ДОУ в мест­ные или ведомственные органы управления образованием для про­хождения второго этапа аттестации.

По дек аз к а. Весь пакет документов: заявление о желании прой­ти аттестацию; копия устава ДОУ; копия лицензии ДОУ на обра­зовательную деятельность; отчет о деятельности ДОУ (материалы самоэкспертизы); гарантийное письмо об оплате затрат, связан­ных с проведением аттестации, — должен быть оформлен в соот­ветствии с требованиями, предъявляемыми местными (ведомствен­ными) органами управления образованием.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов/ Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996. — С. 104— 116.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.