Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕЗАУРУС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ»



 

В тезаурусе даны ключевые понятия, обеспечивающие понима­ние ведущих идей курса. Понятия, освоенные студентами при изу­чении учебных курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «До­школьная педагогика», в данный тезаурус нами не включены.

АККРЕДИТАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ- про­цедура признания государством в лице его государственных орга­нов управления образованием государственного статуса дошколь­ного образовательного учреждения с присвоением его вида и кате­гории, определяемых в соответствии с уровнем и направленно­стью образовательной программы, реализуемой в дошкольном уч­реждении. В свидетельстве об аккредитации указывается одно из следующих наименований: центр развития ребенка — первая ка­тегория; детский сад общеразвивающего вида — вторая категория; детский сад компенсирующего вида — вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления — вторая категория; детский сад комбинированного вида — вторая категория; детский сад — третья категория.

АТТЕСТАЦИЯ ДОУ— комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения на соответствие требованиям государ­ственного образовательного стандарта.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РА­БОТНИКОВгосударственных, муниципальных учреждений и орга­низаций образования — процедура установления соответствия дея­тельности работников учреждения образования требованиям раз­личных квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Главным механизмом аттестации является комплексная экспертная оценка уровня квалификации, пе­дагогического и управленческого профессионализма и продуктив­ности деятельности работников учреждений образования.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ— степень достижения постав­ленных образовательных целей и задач; степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых учреждением образовательных услуг. Качество дошкольного обра­зования определяется гарантией семье на предоставление возмож­ности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от не­компетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ- соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализ­ма и продуктивности педагогического (управленческого) труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональ­ные задачи определенной степени сложности.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ— процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или об отказе в выдаче) образова­тельному учреждению лицензии на право ведения образователь­ной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ- регулярная процедура экспертизы качества образовательных услуг в целях уп­равления системой образования, своевременного предотвращения неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций в сфере образования. Компонентами системы мониторинга качества обра­зования являются: стандарты образования, критерии оценки каче­ства образования, научно-педагогическая экспертиза, принятие и исполнение управленческого решения, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами, их корректировка и пересмотр.

МОНИТОРИНГОВЫЕ УМЕНИЯ— система профессиональ­ных квалификационных умений менеджера образования, позво­ляющая отслеживать качество предоставляемых учреждением об­разовательных услуг.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА- 1)рассмотре­ние, исследование педагогических явлений, процессов, проблем, ре­зультатов педагогической деятельности (стандартов образования, ру­кописей программ, учебников, учебно-методических комплексов, дидактических пособий, игрушек и пр.), прогнозирование развития системы образования, процессов обучения и воспитания, оценка альтернативных решений и определение наиболее предпочтитель­ных вариантов организации образовательного процесса в целях улуч­шения качества и обновления содержания образования, а также для оказания консультативной помощи авторам и авторским коллекти­вам, образовательным учреждениям; 2) комплекс научно-исследо­вательских процедур, направленных на получение от экспертов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетентных решений в области управления образованием; 3) одна из профессио­нальных функциональных обязанностей, показатель профессиональ­ной компетенции менеджера образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА- система методов, при­емов, специально разработанных педагогических технологий, ме­тодик, тестовых заданий, позволяющих определять уровень про­фессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образования.

4 Крулехт


СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- норматив­но-правовой документ, определяющий требования к психолого-педагогическим условиям воспитания в детском саду: образова­тельным программам; профессиональной компетенции педагогов; созданию материальной развивающей среды. Государственный стандарт дошкольного образования включает федеральный и на­ционально-региональный компоненты. Национально-региональ­ный компонент стандарта разрабатывается местными органами уп­равления образованием на основе региональной политики разви­тия системы дошкольного образования. Стандарт выступает в роли регулятора отношений на рынке образовательных услуг, дает ин­формацию для мониторинга качества образования, принятия уп­равленческих решений.

СТАТУС ЭКСПЕРТА— определенные на основе нормативно-правовых документов и утвержденные президиумом экспертного со­вета права, обязанности, полномочия и ответственность эксперта. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ- действие менеджера обра­зования, направленное на улучшение качества образовательных ус­луг, являющееся результатом анализа информации, полученной в ходе научно-педагогической экспертизы.

УРОВНИ АККРЕДИТАЦИИ ДОУ— дошкольные учреждения аккредитируются по трем категориям. ДОУ первой категории не подразделяются по видам; они предоставляют весь спектр образо­вательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта; обеспе­чиваются дополнительным финансированием из местного (ведом­ственного) бюджета; имеют право на фирменное название.

ДОУ второй категории предоставляют основные услуги в соот­ветствии с требованиями, превышающими государственный обра­зовательный стандарт по приоритетному направлению их действия (виду); получают право на дополнительное финансирование из местного (ведомственного) бюджета и фирменное название; под­разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

ДОУ третьей категории обеспечивают основные образователь­ные услуги в соответствии с требованиями государственного обра­зовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива.

ЭКСПЕРТ— сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключе­ние при рассмотрении определенного вопроса. Для педагогичес­кой экспертизы приглашают ученых, воспитателей, учителей, пре­подавателей вузов и средних специальных учебных заведений, менеджеров образования. Кандидатов в эксперты подбирают на основе анкетных и документальных характеристик, само- и взаи-


мооценки, эвристической, статистической, тестовой оценки и других методов.

ЭКСПЕРТИЗА— исследование и разрешение при помощи све­дущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных зна­ний, например врачебная, бухгалтерская, судебно-медицинская, педагогическая экспертизы.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА— мотивированное экспертное суж­дение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка исполь­зуется для изучения педагогической деятельности, оценки каче­ства знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, го­товности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивиду­альные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная эксперт­ная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития системы образова­ния, стандарты образования, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала при по­урочном и тематическом планировании, отборе дидактического ма­териала для разных видов занятий с детьми, для оценки качества преподавания, аттестации образовательного учреждения и т.д. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласо­ванности ранжировок используют коэффициент ранговой корре­ляции Спирмена либо коэффициент конкордации.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА(ЭС) — система искусственного ин­теллекта, включающая базу знаний с набором правил и механиз­мов вывода, позволяющая на основании правил и представляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора дей­ствия. Знания экспертов являются источником формирования баз данных. Применяется для экспертиз учебных книг, учебных пла­нов, содержания учебников.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ— документ, принимаемый в результате экспертной оценки.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ- результат на­учно-педагогической экспертизы; мотивированное мнение, суж­дение специалистов в области образования о качестве, достоин­стве, значении предмета экспертизы.

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД— комплекс логических и математи­ческих процедур, направленный на получение от экспертов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и ко-

 

 

личественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ- орган госу­дарственного управления, состоящий из выборных или назначен­ных лиц. Создается в целях осуществления федеральной (регио­нальной, муниципальной) политики в области образования, со­вершенствования гласной, независимой и компетентной экспер­тизы в области образования, а также оказания консультативной и научно-методической помощи.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ— взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, кото­рые должны быть решены экспертами; меры ответственности и прав рабочей группы; сроков проведения экспертизы; подбор экс­пертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — проведение самой экспертизы. Опрос экспер­тов, принятие экспертного заключения — важнейший заключи­тельный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного управленческого решения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ— степень соизмерения результатов с за­тратами, один из важнейших критериев экспертной оценки. При­менительно к сфере образования различают социальную и эконо­мическую эффективность. Социальная эффективность проявляет­ся в повышении уровня образования, культуры, профессиональ­ной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества. Экономическая эффективность может быть получена за счет сокращения сроков обучения, повышения его качества, рацио­нального размещения сети образовательных учреждений, предос­тавления качественных дополнительных образовательных услуг, снижения числа неуспевающих, внедрения инновационных мето­дов обучения, передового педагогического опыта. Подсчет эконо­мической эффективности должен быть связан с качественным ана­лизом, без которого легко прийти к абсурдным утверждениям от­носительно эффективности образовательного процесса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.