Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая реализация принципов дидактики при обучении упражнениям



Успешное обучение гимнастическим упражнениям требует со­блюдения принципов дидактики, а также правил их практичес­кой реализации.

Правила реализации принципа сознательности и активности. а) постановка задач перед уроком и при обучении каждому уп­ражнению, связке, комбинации, при развитии двигательных или психических способностей у гимнастов, при проведении меро­приятий, связанных с учебной и воспитательной работой педа­гога; б) систематический контроль за качеством исполнения уп­ражнений, дисциплиной и активностью на занятиях, страхов­кой, помощью и др.; в) анализ качества исполнения упражне­ний занимающимися, своевременное обнаружение ошибочных действий и указание на причины и способы их устранения (нельзя только указывать на ошибку, надо находить способы ее упреж­дения или исправления); г) поощрение успехов, инициативы и активности занимающихся, порицание нерадивости, пассивно­сти и др.

Принцип наглядности реализуется путем: а) хорошего показа упражнения; б) демонстрации наглядных пособий, рисунков, схем, чертежей, кинокольцовок; в) применения различных ори­ентиров, ограничителей и других приспособлений; г) образного словесного объяснения с применением фигурки гимнаста и др.

Принцип систематичности и последовательности реализуется постепенным усложнением изучаемых упражнений, повышением физической и психологической нагрузки на занимающихся в уро­ке, в системе уроков, в течение года и ряда лет.

Принцип доступности реализуется: а) правильным выбором упражнений для изучения в соответствии со способностями уче­ников; б) применением подводящих и подготовительных упраж­нений, приспособлений и тренажерных устройств, облегчающих овладение учебным материалом; в) своевременным развитием спо­собностей, необходимых для успешного овладения намечаемыми упражнениями и программным материалом в целом; г) надежной страховкой, своевременной и в меру оказанной помощью.

Принцип воспитывающего обучения находит свое практическое выражение: а) в научности обучения; в применении индивиду­ального и личностного подхода к каждому ученику; б) в требова­ниях педагога точно и своевременно выполнять его команды, рас­поряжения, просьбы, сигналы; в) в самостоятельном выполне­нии упражнений, заданий педагога, в действиях в коллективе (игры, соревнования, трудовые процессы) и в подчинении своих интересов коллективным; г) в воспитании уважительного отно­шения к окружающим, особенно к старшим, товарищества в иг-


pax, организации страховки и помощи, в достижении общих кол­лективных целей; д) в воспитании целеустремленности, настой­чивости и упорства в достижении поставленной цели, решитель­ности и смелости, выдержки и самообладания; е) в требованиях бережно относиться к оборудованию, спортивному инвентарю идругому государственному и общественному имуществу; ж) в при­влечении учеников к посильным работам в зале, на площадке, к ремонту инвентаря и оборудования и др.

Сформированные на уроках гимнастики навыки, привычки, манеры поведения, отношение к занятиям, дисциплинирован­ность, организованность по так называемому механизму положи­тельного переноса будут проявляться и в других видах деятельно­сти, в иных обстоятельствах (в учебе, труде, общении в коллекти­ве и в быту). В этом и состоит прикладной характер гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, большая социальная значимость труда педагога по физическому воспитанию.

Длительные занятия гимнастикой оставляют специфический след на личности гимнаста. Этот след — отражение структуры его спортивной, учебно-тренировочной деятельности и системы вос­питательных воздействий педагога, его физического и нравствен­ного облика.

В учебно-тренировочной работе с гимнастами дидактические принципы рекомендуется использовать не изолированно один от другого, а в определенной взаимосвязи, в виде сопряженных пар: принцип научности обучения — с принципом доступности; прин­цип систематичности в овладении знаниями, умениями, навыка­ми—с принципом связи обучения с жизнью; принцип прочно­сти знаний — с принципом свободы, гибкости в их практическом применении; принцип наглядности в обучении — с принципом развития абстрактного мышления и т.д.

Необходимость в таком сопряжении принципов вызвана тем, что каждый из них в отдельности, в изолированности неизбежно порождает односторонность в обучении, а это противоречит ши­роте педагогических целей, их обобщающему характеру. Органи­ческое же сочетание принципов, их взаимное обогащение и при этом уточнение формы действия каждого обеспечивают такую организацию обучения, которая содействует формированию лич­ности. Это относится и к принципам воспитания.

А. С. Макаренко указывал, что воспитание на каждом шагу тре­бует совмещенного в едином ключе решения разных, внешне противостоящих педагогических задач. Всем хорошо известен его принцип: как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему.

Процесс обучения гимнастическим упражнениям, вся постанов-Ка учебно-тренировочной работы, взаимоотношения педагога с гим­настами должны носить воспитывающий характер. Только тогда, когда


 




обучение и воспитание выступают как сопряженные стороны целост­ного педагогического процесса, они способны решать как общие (оздоровительные, образовательные и воспитательные), так и спе­цифические (в данном случае гимнастические) задачи.

Такое требование естественно вытекает из природы самой че­ловеческой личности как целостной системы внутренне сопря­женных свойств (способностей). Из этого утверждения, очевидно, следует исходить при решении задачи разностороннего развития личности. Его нельзя представлять в виде рядоположенного нали­чия различных способностей, формируемых в каждом отдельном случае специальным обучением. Разностороннее развитие способ­ностей предусматривает их диалектическое взаимодействие: ком­пенсацию недостаточно развитых способностей за счет более раз­витых, изменение структуры способностей, необходимых для ус­пешного овладения изучаемым упражнением, в зависимости от поставленной цели, задач, условий деятельности.

Наряду с изложенными принципами обучения эффективными оказываются и такие, как:

обучение на высоком уровне трудности;

продвижение вперед быстрым темпом;

ведущая роль теоретических знаний;

осознание процесса обучения;

равномерное развитие всех учащихся (сильных и слабых).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.