Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение гимнастическим упражнениям



Участниками учебного процесса являются учитель и ученик. Характер их отношений к этому общему делу и взаимоотношений определяет конечный итог совместной деятельности: успешность овладения занимающимися знаниями, умениями и навыками в выполнении упражнений, достижение спортивного мастерства. Они оба по отношению друг к другу выступают как личности, а их взаимоотношения носят личностный характер.

Учитель выступает как субъект учебного процесса. Он со зна­нием дела его создает, изменяет, совершенствует; сознательно, целеустремленно и настойчиво добивается намеченной учебной цели. К ученику он относится как к объекту своих педагогических воздействий. Изучая индивидуальные особенности ученика, он изыскивает наиболее рациональные способы взаимоотношений с ним. Чем полнее информация об ученике, о его способностях, тем эффективнее учебный процесс и воспитательная работа педа­гога.

Ученик к овладению упражнениями относится как личность, как субъект познания и активной деятельности. В общении с учи­телем он познает назначение упражнений, технику их исполне­ния и практически овладевает ими. В этом процессе ученик по отношению к самому себе выступает как субъект: он глубже и разностороннее познает самого себя, свои физические и духов­ные возможности, способности; учится правильно, осознанно соотносить их со сложностью изучаемых упражнений и разумно, со знанием дела действовать, а если надо, то и заблаговременно развивать у себя необходимые способности, активизировать рабо­ту над самовоспитанием.

Взаимоотношения между учителем и учеником могут быть не­посредственными и опосредованными.

Непосредственные взаимоотношения строятся на основе знания индивидуальных особенностей друг друга. Учитель должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, физическую под­готовленность, обучаемость, воспитуемость и другие индивиду­альные особенности ученика, историю их происхождения. Исполь­зуя эти знания, он избирает и соответствующую тактику взаимо­действий с учеником, направленную на более успешное решение Учебных задач. Ученику тоже надо знать своего учителя, для того чтобы правильно строить с ним свои взаимодействия.

Опосредованные взаимоотношения учителя с учеником строятся через учебный материал, коллектив группы, класса, через учите­лей по другим учебным дисциплинам, через родителей и прочих лиц, имеющих отношение к учебно-воспитательному процессу. Учитель в работе с каждым учеником опирается на коллектив клас­са, формальных и неформальных лидеров, на своих помощников.


 




Непосредственные и опосредованные взаимоотношения между учителем и учеником носят системный характер.

В сложных переплетениях субъектно-объектных взаимоотноше­ний между учителем и его учениками при ведущей роли учителя происходит обучение гимнастическим упражнениям. Его принято разделять на три этапа: а) ознакомление с упражнением, созда­ние предварительного представления о нем; б) разучивание уп­ражнения; в) закрепление и совершенствование техники испол­нения упражнения. Четкую границу между этапами провести труд­но, но их выделение удобно для уточнения частных задач и под­бора методических приемов для их решения.

6.3.1. Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления

Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Форми­рование образа упражнения происходит в соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется рацио­нальной (осознанной) и результаты обеих форм познания прове­ряются в практике.

Представление об упражнении формируется на основе инфор­мации, поступающей в центральную нервную систему от сенсор­ных систем. В результате начинают функционировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания) вплоть до активной мыслительной деятельно­сти и включения в процесс познания личностных свойств гимна­ста. Формируется его отношение к изучаемому упражнению. И после того как вся информация об упражнении будет переработана и создан живой образ упражнения, гимнаст получает основания для его осознанного выполнения. Успех зависит от четкости сформи­рованного представления и способностей гимнаста выполнить упражнение в соответствии с его образом.

Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: на­звание упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся.

Название упражнения в создании представления о нем играет важную роль. Между тем название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение начинают с его по­каза.

Сущность приема заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно, достаточно громко, с отчет­ливой дикцией, при хорошо организованном внимании занима­ющихся. В некоторых случаях название может носить оттенок зага­дочности, особой значимости, должно вызывать положительное


отношение. Название должно обладать не только эмоциональным, смысловым, но и внушающим воздействием на занимающихся. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания вре­менных условных связей, необходимых для осуществления дви­жений и для эффективной работы органов и систем, которым предстоит обеспечивать выполнение упражнения нужной инфор­мацией и энергией.

Известно, что эффективность работы любой системы — техни­ческой, биологической, социальной — зависит от качества и пол­ноты введенной в нее информации, а также возможности этой си­стемы ее переработать. Всякая утечка информации, ее неточность или избыточность могут привести к сбою в работе, к ошибкам. Это справедливо и по отношению к формированию представления об упражнении у гимнастов. Потеря информации на этой стадии мо­жет быть как по вине педагога, так и по вине занимающихся.

По вине педагога часть информации об упражнении может пропасть в результате: а) недостаточно четкого названия упраж­нения и терминологической неточности, его слабой смысловой, а следовательно, убеждающей и внушающей силы; б) недоста­точной организации внимания занимающихся в момент названия упражнения; в) нечеткости организации учебного занятия; г) сла­бого авторитета педагога.

По вине обучаемых часть информации может быть невоспри-нята в силу: а) недостаточного двигательного опыта, незнания двигательных действий, подобных изучаемым; б) невниматель­ности, несерьезного отношения к изучаемому упражнению и к занятию в целом; в) неуважительного отношения к педагогу.

Показ упражнения — основное правило реализации дидакти­ческого принципа наглядности. Его эффективность в создании представления об упражнении определяется следующими услови­ями:

1. Техническое совершенство. Неточность показа приводит к искажению и утрате части информации об упражнении. Она или не доходит до обучаемых, или упражнение воспринимается в ис­каженном виде, с ошибками в технике движений. Это затрудняет образование четкого представления об упражнении.

2. Индивидуальные особенности восприятия, связанные с ти­пом нервной деятельности обучаемых. Показ воспринимают точ­нее лица, относящиеся к художественному типу нервной деятель­ности. Во время показа у них активизируются главным образом Функции правого полушария головного мозга. Менее отчетливо воспринимают показ упражнения лица, относящиеся к мысли­тельному типу, в силу преобладания у них функций левого полу­шария. В результате часть информации ими может быть недовос-Нринята.


 




3. Запас двигательного опыта обучаемых лиц. От него зависит уровень развития специальных ощущений и восприятий, необхо­димых для формирования отчетливого образа упражнения, «слеп­ка», «копии» его в ЦНС. У лиц с бедным запасом двигательного опыта, с неразвитой формой чувственного познания образ про­смотренного упражнения будет неотчетливым, расплывчатым, неполным. Следовательно, с него труднее снять «копию», т.е. вы­полнить упражнение.

4. Способностью к сосредоточению внимания. Внимание про­является в виде настроя сознания на активное восприятие упраж­нения. Невнимательное отношение к просмотру упражнения при­водит к недополучению части информации, к неточности ее пе­реработки, к нечеткости образа, с которого надо снять копию, и, в конечном итоге, к ошибкам в исполнении упражнения.

Значение внимания отмечал еще К.Д.Ушинский, говоря, что внимание — это та дверь, через которую проникает все, чем богат

человек.

Показ упражнения может дополняться применением нагляд­ных пособий. Они помогают детально проанализировать ряд быс­тро протекающих, но очень важных моментов техники, которые при показе трудно заметить. В качестве наглядных пособий могут использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение уп­ражнения, отдельных его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др. Показ упражнения может сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается инфор­мация, сообщаемая об упражнении.

Однако наглядностью надо пользоваться в меру, нельзя зло­употреблять ею в ущерб активизации мыслительной деятельно­сти, развития абстрактного мышления у гимнастов. Здесь также потеря информации об упражнении может быть как по вине пе­дагога, так и по вине обучаемых.

К упущениям педагога можно отнести: а) нечеткий показ, тех­нические погрешности в исполнении упражнения; б) отсутствие вспомогательных средств наглядности (схем, рисунков, моделей гимнастов, кинокольцовок и др.); в) неумение направить созна­ние обучаемых на главное в технике исполнения упражнения.

Со стороны обучаемых могут быть следующие упущения: а) не­достаточно серьезное отношение к данному занятию или к изуча­емому упражнению; б) невнимательный просмотр упражнения, отсутствие желания осмыслить способ его выполнения, соотнес­ти свои способности с трудностями выполнения упражнения, созерцательность; в) непонимание сути упражнения, основ тех­ники его исполнения.

На этой стадии формирования представления об упражнении основное воздействие оказывается на первую сигнальную систему


обучаемых. В то же время при восприятии показа закладываются основы для понимания, осмысливания способа выполнения уп­ражнения.

Переход от чувственной формы познания упражнения (через ощущения, восприятия и представления) к рациональной, т.е. к разумной, осмысленной, осуществляется путем объяснения на­значения упражнения и техники его исполнения на основе зако­нов механики, анатомии, физиологии и психологии.

Объяснение техники исполнения упражнения. Это наиболее от­ветственный и сложный методический прием создания представ­ления об упражнении. Приступая к объяснению техники исполне­ния упражнения, указывают, к какой группе оно относится (ста­тическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и опе­рационные знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам упражнения.

Объяснение должно быть по возможности кратким, образным, ярким, основанным на знакомых занимающимся ощущениях, восприятиях, представлениях; надо опираться на известные обу­чаемым законы механики, анатомии, физиологии, психологии, а если необходимо, то и сообщать им нужные знания на специ­альных занятиях или по ходу обучения упражнениям. Педагог дол­жен стремиться к тому, чтобы ученики хорошо поняли его объяс­нение, и сам должен быть уверен, что они усвоили его действи­тельно правильно. Чем сложнее изучаемое упражнение для вос­приятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.

При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения инфор­мация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выпол­нения упражнения. Однако обучаемые могут недополучить инфор­мацию как по вине педагога, так и по своей собственной вине.

По вине педагога часть информации может быть утеряна в силу следующих методических погрешностей: а) недостаточно полное и доходчивое раскрытие закономерностей техники движений и способов их выполнения, неправильная и искаженная информа­ция; б) слабая организация внимания, памяти и мыслительных процессов занимающихся во время объяснения; в) отсутствие в распоряжении педагога вспомогательных средств для образного, эмоционально окрашенного объяснения (схем, рисунков и др.).

По вине обучаемых часть информации может быть недовос-Принята по следующим причинам: а) отсутствие необходимого настроя, а следовательно, и слабой активизации внимания, па­мяти, мыслительных процессов и воли; б) недопонимание зако­номерностей движений, а значит, и способов выполнения уп­ражнения.


Отмеченные выше причины неполноты информации об изуча­емом упражнении не только затрудняют овладение им, но могут привести к срыву со снаряда, травме и, в конечном счете, к утра­те интереса к занятиям гимнастикой.

Опробование упражнения. Этот методический прием применя­ется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уве­ренность в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упраж­нении с его фактической сложностью и со своими способностя­ми, необходимыми для успешного овладения упражнением, вы­полняют его сознательно, творчески, активно.

В процессе восприятия упражнения, создания его образа про­исходит преобразование информации, полученной от педагога, в двигательные действия. При этом энергетические процессы, осу­ществляющие преобразование информации в образ упражнения, имеют подчиненное значение; на первый план выступают усло­вия передачи информации от педагога к ученикам, ее качество, достаточное количество и возможности переработки учениками. В компьютерах преобразование информации, по-видимому, происходит точнее и быстрее, нежели в человеческом сознании, — по принципу жесткой детерминации, обусловленности. У челове­ка же на каждом этапе формирования образа упражнения воз­можна утечка информации, в результате чего образ воспринима­емого упражнения становится неточным, без отдельных деталей, расплывчатым, неотчетливым. Четкость образа изучаемого упраж­нения теряется и с течением времени. Однако у человека есть ог­ромное преимущество перед машиной в том, что он может уточ­нить, исправить представление об упражнении за счет повторных восприятий, напряжения внимания, памяти, мыслительных про­цессов, воли и других личностных свойств. Более того, обучаемый может вскрыть внутренние и внешние механизмы, лежащие в ос­нове формирования более отчетливого образа упражнения, а сле­довательно, и движений, необходимых для его успешного выпол­нения, создать индивидуальный стиль исполнения упражнения, развить у себя способности, необходимые для успешного овладе­ния им. Этого не может сделать машина — ей не свойственно твор­чество, вдохновение.

В процессе восприятия упражнения его образ уточняется, а техника исполнения шлифуется путем многократного повторе­ния. Педагог и ученики анализируют качество выполнения уп­ражнения, ошибки и их причины, изыскивают способы их уст­ранения.


При опробовании упражнения у обучаемых могут возникнуть следующие трудности: а) трудно представить технику движений, соотнести требования, которые предъявляет изучаемое упражне­ние, со своими способностями («все понимаю, но сделать не могу»); б) трудно ориентироваться в пространстве и времени, соблюсти ритм движений, скоординировать движения (упражнения на коль­цах в каче, вращение в безопорном положении и др.); в) трудно подавить защитную реакцию, проявить нужную решительность и смелость, если упражнение содержит элементы опасности.

В преодолении этих трудностей педагог может оказать своим ученикам помощь, прибегнув к следующим методическим при­емам: а) уточнить представление об упражнении путем дополни­тельного показа и объяснения техники движений в наиболее слож­ных частях и фазах упражнения; б) заставить учеников «прогово­рить» последовательность и технику движений, посмотреть на исполнение упражнения лучшими гимнастами группы, расска­зать им о своих затруднениях и послушать их объяснения о том, как надо действовать в отдельных фазах и частях упражнения; в) для лучшей ориентировки в пространстве можно применить зритель­ные ориентиры и звуковые сигналы, помощь, фиксацию тела и отдельных его звеньев в наиболее сложных положениях в про­странстве, «проводку» по упражнению, использовать тренажер и специальные приспособления; г) помочь подавить защитную ре­акцию можно путем выполнения упражнения по частям, умелого подбора подводящих упражнений, организацией надежной стра­ховки и помощи, стимулированием воли обучаемых, примером смелого выполнения упражнения другими, применением игрово­го и соревновательного методов.

При опробовании упражнения отчетливо проявляется способ­ность обучаемых с его образа (слепка, копии в ЦНС) сделать (снять), сотворить само упражнение. В проявлении этой способно­сти важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отноше­ние к занятию. В ходе овладения упражнением идеальное (образ), как слепок с материального, при просмотре упражнения превра­щается в материальное (овеществляется), т.е. в качество выполне­ния упражнения.

Анализируя методику создания представления об изучаемом Упражнении, следует подчеркнуть, что четкость представления за­висит от грамотного и искусного использования достоинств каж­дого из методических приемов. Здесь в логической последователь­ности и в соответствии с теорией отражения в активную работу вовлекаются чувственная, рациональная и практическая формы Ражения, а следовательно, первая и вторая сигнальные системы;


 


активно взаимодействуют две личности — учитель и ученик, оба они находятся в сложных субъектно-объектных отношениях. Веду­щую роль играет учитель. Он готовит обучаемых к активному овла­дению упражнением: организует их внимание, память, мыслитель­ную деятельность и волю, настраивает на активное, творческое отношение к учению. Без этой подготовительной работы трудно создать четкое представление об изучаемом упражнении, а это, в свою очередь, затрудняет обучение и на последующих этапах.

Приведем вариант совместной работы учителя и ученика над созданием представления об изучаемом упражнении (табл. 1).

После каждого методического приема педагог осведомляется об уровне складывающегося представления об упражнении путем опроса одного-двух учеников. Этим самым он, с одной стороны, активизирует их познавательную деятельность, а с другой — по­лучает ценную информацию о появляющемся у них представле­нии, об общих и индивидуальных ошибках, неточностях.


Для активизации познавательных действий обучаемых могут применяться дополнительные методические приемы: оценка сте­пени точности восприятия, словесного изложения и показа спо­собов выполнения всего упражнения с помощью вспомогатель­ных средств, похвала, использование элементов игрового, сорев­новательного и других методов.


При создании представления об упражнении у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ведущим методи­ческим приемом следует считать показ. Это объясняется тем, что у них чувственная форма восприятия развита значительно лучше рациональной, осмысленной. Они хорошо копируют движения взрослых и своих сверстников. Объяснение, введенное сразу после показа, может разрушить еще нечеткий и неустойчивый образ упражнения. Поэтому краткие пояснения о способе выполнения упражнения даются во время его показа с помощью наглядных средств. После того, как в сознании гимнастов сложится доста­точно отчетливое предварительное представление об изучаемом упражнении, переходят к его разучиванию.

6.3.2. Разучивание упражнения

При разучивании упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движения­ми, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенству­ется культура движений, происходит овладение основами техни­ки упражнения.

Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с изби­рательным совершенствованием деталей техники.

Уточнение представления об упражнении — очень сложный и трудоемкий процесс. Помочь ученикам здесь можно путем приме­нения следующих методических приемов: а) отчет обучаемых о представлении об изучаемом упражнении, а также о тех представ­лениях, которые они получают в результате удачных и неудачных попыток, об испытываемых ими трудностях (недостаток силы, гибкости, координации движений и др.), внесение на основании этой информации необходимых поправок в методику обучения; б) организация обсуждения техники изучаемого упражнения хо­рошо и слабо усвоившими ее учениками путем сопоставления ка­чества их представлений, знаний способов выполнения и умений теоретически обосновать их; в) ознакомление учеников с двига­тельными представлениями, сформировавшимися у самого педа­гога, в результате выполнения изучаемого упражнения; г) приме­нение подводящих упражнений; д) оказание физической помо­щи, поддержки, психологический настрой учеников на активное выполнение упражнения; е) проводка по упражнению с фикси­рованием отдельных трудноусвояемых положений и последующим объяснением техники движений.

Для уточнения представления об упражнении большое значе­ние имеет взаимодействие в работе сенсорных систем: двигатель­ной, зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной. В каж-


дом конкретном случае ведущую роль играет какая-либо одна из них.

Только совершенно четкие представления об образе изучаемо­го упражнения в целом и его деталях, о своих собственных воз­можностях позволят гимнасту выполнить его вполне осознанно, уверенно, решительно и смело.

Точность представлений об упражнении зависит от качества и количества информации, получаемой о нем от сенсорных систем. Для активизации их работы могут применяться следующие мето­дические приемы: а) установка ориентиров для уточнения про­странственных характеристик движений; б) подсказки момента, когда надо начинать то или иное движение, прилагать наиболь­шее мышечное усилие и др.; в) уточнение ритмического рисунка выполнения упражнения; г) активизация умственной деятельно­сти занимающихся, направленной на анализ и обобщение своих ощущений при восприятии всей информации об упражнении.

В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое зна­чение имеет своевременное исправление допущенных неточно­стей. Для этого педагогу необходимо постоянно уточнять пред­ставления учеников об упражнении, их собственных возможнос­тях выполнить его, научить осуществлять контроль и самоконт­роль за своими действиями, своевременно вводить дополнитель­ные объяснения техники движений.

Ошибка — это действие, не позволившее достичь поставлен­ной цели. Ее оценивают по следующим критериям: а) по степени выраженности, грубости для данного этапа обучения и стойко­сти; б) по связи с другими ошибочными действиями; в) по при­чине, обусловившей ошибочное действие.

Причинами ошибки могут быть недопонимание техники испол­нения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплини­рованность, нерешительность и робость, отсутствие целеустрем­ленности, недостаточная нравственная воспитанность.

Нельзя допускать ошибочных действий — очень сложно устра­нить въевшуюся ошибку. Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы: а) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей; б) пе­реучить упражнение в другую сторону; в) воспользоваться пра­вилом от трудного к легкому; г) обучить надежной самострахов­ке; д) потребовать словесного отчета о проделанном упражнении (о правильных и ошибочных действиях, об испытываемых труд­ностях в координировании движений, в проявлении воли и др)-Часто в процессе такого устного изложения гимнаст лучше ос­мысливает технику движений, уточняет представление об упраж­нении в целом и его отдельных деталях. Рассказ ученика поможет


педагогу подобрать наиболее эффективные методические приемы для уточнения представления об упражнении.

Продолжительность этапа разучивания упражнения зависит от сложности его структуры, от уровня общей и специальной подго­товленности занимающихся к овладению им, от типа их нервной системы (художественный, мыслительный, средний) и от мето­дического мастерства педагога. Данный этап обычно заканчивает­ся, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выпол­нить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.