Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям



Квалифицированное преподавание гимнастики возможно при условии твердого усвоения теоретических и методических основ обучения, воспитания и спортивной тренировки. Однако одних только этих знаний ещенедостаточно, они должны быть доусво-ены, отработаны в процессе педагогической практики.

К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изу­чить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долго­временной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я». Выбор того илииного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, време­ни, места и условий, вкоторых проводятся занятия, от физичес­кой итехнической подготовленности гимнастов, общих и част­ных задач обучения.

При обучении гимнастическим упражнениям применяются сло­весный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.


Словесный метод практически реализуется в следующих мето­дических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба. С помощью этого ме­тода и его приемов воздействие оказывается преимущественно на вторую сигнальную систему. В процессе постепенного овладения упражнениями занимающиеся побуждаются к активной мысли­тельной деятельности.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражне­ния, демонстрации различных наглядных пособий, макетов сна­рядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориенти­ров, ограничителей движений и др. В данном случае преимуще­ственное воздействие оказывается на первую сигнальную систему. В активную работу вовлекается зрительный анализатор. У занима­ющихся создается зрительный образ упражнения, в сознании ос­тается отпечаток, слепок от показанного упражнения. Поэтому чем точнее этот слепок соответствует технике идеально показан­ного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет снего копию).

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно фор­мируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, азатем и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью, с практикой, что, в конеч­ном итоге, приводит к технически правильному исполнению изу­чаемого упражнения. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание по­зволяет педагогу быстрее научить упражнению.

Метод упражнения применяется в виде целостного ирасчле­ненного выполнения упражнения.

При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа иобъяснения техники движений без при­менения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям счита­ется более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражне­ниям.

Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог рас­полагают эффективными приемами и средствами страховки ипомощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям при­меняются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучи­вание довольно сложных упражнений целостным методом. Этот метод имеет несколько разновидностей: а) самостоятельное вы­полнение изучаемого упражнения; б) выполнение упражнения


 




с направляющей помощью; в) замедленная или быстрая про­водка; г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоно­вой ямой.

С помощью расчлененного метода изучаются технически слож­ные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При рас­членении упражнения не следует дробить его на слишком мел­кие части, так как при этом могут возникать ощущения и вос­приятия, не свойственные целостному исполнению, что затруд­нит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по воз­можности должна представлять собой относительно самостоя­тельное упражнение.

Принято выделять две основные разновидности метода рас­членения упражнения: а) собственно расчлененный метод с ис­пользованием относительно крупных двигательных заданий, охва­тывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения); б) метод решения узких двигатель­ных задач, применяемый для уточнения представлений об от­дельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине сус­тавных углов, моменте количества движения, о способах исправ­ления ошибки в движениях. При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: а) временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; б) проводка в изучаемой части или фазе упражнения; в) имитация движения; г) изменение исходных и конечных условий движения; д) освоение главного в технике исполнения упражнения.

Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квали­фикации педагога и его творческой активности.

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополня­ется следующими методическими приемами: а) подводящими упражнениями; б) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; в) физической помощью; г) изменением условий обучения и др.

При использовании того или иного метода приходится учиты­вать индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто относится к художественному типу высшей нервной дея­тельности, более ценной будет информация, получаемая от пока­за упражнения, наглядных пособий, а для лиц мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому, ког-


да на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бы­вает ведущим.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточ­нения представлений об упражнении. Они помогают прочувство­вать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого уп­ражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следую­щие правила: а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основ­ными частями; б) в рабочем плане (конспекте урока) упражне­ния следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины при­лагаемых мышечных усилий; в) только после усвоения предыду­щего подводящего упражнения следует переходить к следующему; г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изуча­емым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщи­нами, лицами пожилого возраста.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.

Подбор подводящих и подготовительных упражнений, мето­дика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных осо­бенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространствен­ных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров ис­пользуются различные предметы, метки на стенах, потолке, спе­циально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничи­тели движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных уси­лий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позво­ляет оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новы­ми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с под­сказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится ока­зывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой


 




ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышеч­ной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверен­ность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы: а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения; б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В примене­нии этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, техни­ческой и волевой готовности ученика выполнить новое упражне­ние. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, что­бы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно бы­стро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражне­ниями, сделать учебно-тренировочный процесс более произво­дительным, эффективным. К ним относятся: а) экипировка гим­наста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.); б) вспо­могательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и повора­чивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.); в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гим­наста и др.); г) обучающие устройства и тренажеры.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.

Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим уп­ражнениям.

Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от от­ношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в дан­ном виде спорта.

Вторым важным условием успеха является высокая профессио­нальная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духов­ный мир, физическое и психическое состояние, умение опреде­лять их работоспособность на каждом занятии, регулировать на­грузку в соответствии с возможностями каждого ученика.

Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспо­собностью занимающихся.


Успех обучения зависит от условий, в которых проходят заня­тия гимнастикой: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспо­собности и др.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.