Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов



Гимнастическое упражнение представляет собой сложную ди­намическую структуру сознательно выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение функциональ­ных возможностей организма, развитие двигательных, психичес­ких, личностных свойств (способностей); обогащение занимаю­щихся опытом (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, спортивным, трудовым и др.). Для того чтобы уметь подбирать наиболее эффективные упражнения для решения поставленной цели, надо иметь о них достаточно обширные и

глубокие знания.

Широкий спектр задач, которые можно решать с помощью гимнастических упражнений, определяется их многоструктурно-стью и многофункциональностью.

Многоструктурность отдельного гимнастического упражнения образуют количество и содержание входящих в него движений, сенсорное, энергетическое и психологическое обеспечение. Это своего рода подструктуры упражнения, в своей совокупности они представляют его содержание. Характер взаимодействия между ними определяется целью, которая решается с помощью упраж­нения. Это форма данного гимнастического упражнения. Его фор­ма и содержание находятся во взаимосвязи. Существует безгра­ничное многообразие гимнастических упражнений, отличающих­ся одно от другого содержанием и формой каждой из своих под­структур.


Многофункциональность гимнастического упражнения опреде­ляется способом его выполнения и дозировкой числа повторе­ний, например: приседания можно использовать для разминки, развития силы мышц ног, прыгучести, локальной выносливости, воли, повышения функциональных возможностей систем орга­низма.

Задача педагога заключается в том, чтобы из множества раз­личных по структуре упражнений и возможных способов их вы­полнения выбрать такие, с помощью которых можно было бы обогатить занимающихся знаниями, двигательными умениями и навыками, развить у них необходимые способности.

Знание о гимнастическом упражнении — это субъективный образ, представление о нем, о структуре его движений, о степени сложности исполнения, о его оздоровительных, образовательных и воспитательных возможностях. Знание об упражнении характе­ризуется тем, что обучаемый воспроизводит его в идеальной фор­ме в виде словесного, терминологически правильного изложения, описания, изображения на рисунке, схеме и т.п. Оно служит ос­новой для практического выполнения упражнения. Для того что­бы выполнить изучаемое упражнение сознательно, имея хорошее представление о нем, нужны глубокие и разносторонние знания; надо овладеть содержательными и операционными знаниями, знать всю философию упражнения.

Содержательное знание об упражнении — это знание о струк­туре движений, их сенсорном, энергетическом и психологичес­ком обеспечении, о технике исполнения; о требованиях, которые оно предъявляет к занимающимся, к их способностям; о возмож­ностях использования его при изучении (оценке) и развитии спо­собностей, при воспитании личностных свойств у занимающих­ся, а также в оздоровительных, образовательных и прикладных целях.

Операционное знание — это знание последовательности выпол­нения упражнения, начиная с исходного до конечного положе­ния. Оно основано на технике гимнастического упражнения.

В качестве примера знаний об упражнении может служить вы­полнение стойки на руках силой согнувшись. Здесь содержатель­ными знаниями будут следующие: 1) обобщенное знание о струк­туре движений, о их сенсорном, энергетическом и психологичес­ком обеспечении; 2) знание требований, которые предъявляются этим упражнением к силе мышц рук и спины; к подвижности в плечевых и тазобедренных суставах; эластичности мышц и связок задней поверхности туловища; к способности сохранять равнове­сие в стойке на руках, которое зависит от тактильно-мышечной чувствительности рук, функционирования вестибулярного анали­затора, координации движений, опыта занимающихся; 3) это Упражнение можно использовать для развития силы указанных


выше групп мышц, ориентировки в пространстве, совершенство­вания прессо-депрессорных механизмов сердечно-сосудистой си­стемы; 4) оно выполняется только за счет мышечной силы, тол­чки и рывки не разрешаются правилами соревнований. Операци­онное знание включает в себя и.п., из которого выполняется уп­ражнение; постановку рук относительно ног (где и как их поста­вить); расположение проекции ОЦМ тела относительно площади опоры (плечи относительно кистей рук); знание того, как начи­нать и в каком положении завершить упражнение, как действо­вать в случае потери равновесия в стойке на руках.

Содержательное и операционное знание имеют между собой такую тесную взаимосвязь, как форма и содержание. В совокупно­сти они дают полную характеристику изучаемому упражнению, раскрывают его потенциальные возможности для использования в оздоровительных, образовательных, воспитательных и приклад­ных целях. Эти знания являются основой сознательного и актив­ного отношения к занятиям гимнастикой, к овладению изучае­мыми упражнениями. Поэтому учащихся надо систематически обо­гащать проверенными на практике научными знаниями.

Усвоение знаний обучаемыми — это процесс сознательного и активного превращения систематизированных научных данных и практического опыта преподавания гимнастики в личное достоя­ние, в бесценное богатство занимающихся, в орудие их мышле­ния и успешной практической деятельности, в жизненную по­требность.

Для педагога сознательно овладеть научными знаниями в гим­настике означает изучить и осмыслить, научиться практически использовать тот круг явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой знаний:

1. Гимнастика как предмет познания, ее место в системе физи­ческого, эстетического и нравственного воспитания человека.

2. История развития гимнастики.

3. Гимнастическая терминология как своеобразный язык гим­настики.

4. Основы техники гимнастических упражнений.

5. Методика обучения гимнастическим упражнениям и спортив­ной тренировки в гимнастике.

6. Формы занятий гимнастикой, структура урока гимнастики, особенности занятий с детьми.

7. Мероприятия, обеспечивающие предупреждение травм на
занятиях по гимнастике.

■8. Правила соревнований по гимнастике и судейство.

9. Правила гигиены, режима труда, занятий гимнастикой, пи­
тания, отдыха занимающихся гимнастикой.

10. Возможности средств и методов гимнастики в укреплении
здоровья, в улучшении физического развития и физической поД-


готовленное™ обучаемых, в образовательном и воспитательном воздействии на них, в подготовке их к труду и службе в Россий­ской Армии.

11. Научная работа в области гимнастики.

12. Спортивная тренировка юных гимнастов.

Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвяза­ны и каждый из них может быть с пользой усвоен только в сово­купности со всеми остальными, а весь курс гимнастики — в тес­ной связи с другими спортивными и смежными теоретическими дисциплинами: механикой, анатомией, физиологией, психоло­гией, педагогикой, теорией и методикой физического воспита­ния и др.

Однако приведенный выше перечень вопросов, подробно изу­ченных в стенах вуза, вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гим­настике как научно-практической дисциплине. В содержание обу­чения включается лишь то, что общественно необходимо, педаго­гически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрас­том, образованием и способностями, важно для решения образо­вательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

Обучение гимнастическим упражнениям основывается на прак­тическом использовании содержательных и операционных знаний и на общих дидактических принципах формирования двигатель­ных умений и навыков.

Умение — это знание об упражнении, его теория, философия в действии. Овладение им определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической деятельностью. Умение выполнять гимнастическое упражнение — это способность занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входя­щими в его состав, под контролем сознания. Такая способность приобретается на основе имеющихся у обучаемого знаний о техни­ке движений, наличного двигательного опыта, физической и психологической подготовленности. На этой стадии овладения уп­ражнением от занимающегося требуется напряжение внимания, памяти, воли, умственный труд. В достижении успеха ведущую роль играет сознательное и активное отношение к процессу учения, стремление достичь поставленной цели. Цель образует структуру Двигательного умения. Степень достижения цели определяется ка­чеством практического выполнения изучаемого упражнения.

Каждый из компонентов умения выполнять гимнастическое Упражнение имеет свою сложную структуру. Знание ее лежит в основе грамотного, а следовательно, и эффективного формиро­вания двигательных умений и навыков, спортивного мастерства в гимнастике.

Умение выполнять упражнение формируется в процессе обу­чения и включает в себя длинный ряд условных рефлексов первой


и, главным образом, второй сигнальных систем. Их работа опре­деляется деятельностью мозга, его высших отделов и подчиняется законам анатомии, физиологии и психологии.

Двигательный навык — это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом уп­ражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на усло­вия, в которых выполняется упражнение, на его конечный ре­зультат и мастерство исполнения, а не на отдельные движения.

Навыки формируются путем многократного стереотипного повторения движений или изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится существенных измене­ний, оно выполняется, как правило, в одних и тех же условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение стано­вится все более привычным, уменьшается необходимость сосре­доточения, распределения, переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических процессов, а так­же доля перцептивного и смыслового контроля. Техника исполне­ния постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.

Главной чертой навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях контролирует правильность движе­ний. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчи­вость и стабильность при выполнении упражнения в изменяю­щихся условиях внешней и внутренней среды: а) изменение ок­ружающей обстановки, температуры, освещения и др.; б) утом­ление, недомогание, эмоциональное возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.

В процессе становления навыка наряду с автоматизацией от­дельных движений происходит слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными пространствен­ными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На выс­ших стадиях развития навыка появляется специализированное вос­приятие всех параметров движений (инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения, реактивного движения, реактивной силы и др., «чувство снаряда»). Гимнасти­ческая комбинация выполняется по принципу динамического сте­реотипа, когда одно движение является пусковым для очередного.

Значение двигательных навыков (привычек) в жизни человека исключительно велико. По этому поводу К. Д.Ушинский говорил, что если бы человек не имел способности к навыку, он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживае­мый беспрестанно трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ, для новых побед. Навыки, жизненные стереотипы, привычки облегчают спортив­ную и трудовую деятельность, экономизируют нервно-психичес-


кие и функциональные напряжения человека, содействуют ук­реплению его здоровья и продолжительности жизни.

Двигательные навыки в гимнастике — это субъективный фак­тор производительности труда гимнаста: чем лучше они сформи­рованы, тем выше его спортивное мастерство. Объективным фак­тором являются условия, в которых проходит учебно-тренировоч­ный процесс (спортивная база, инвентарь, постановка учебно-воспитательной работы и др.).

Знания, двигательные умения и навыки представляют собой ступени единого процесса достижения спортивного результата а в трудовой деятельности - создания продукта труда. Знание про­должается и обогащается в умении, умение - в навыке, а послед­ний - в спортивном результате или продукте труда. Достигнутая цель побуждает гимнаста к овладению более сложными знания­ми, умениями и навыками (рис. 116).


Задача педагога состоит в том, чтобы на основе имеющихся у гимнастов задатков и способностей дать им необходимую систему знаний, умений и навыков, добиться запланированного спортив­ного результата и в этом процессе развить способности к овладе­нию более сложными знаниями, умениями и навыками и, в ко­нечном счете, высоким спортивным мастерством.

Этот процесс можно представить в виде приведенной ниже схемы 3. Она показывает, как и почему у человека возникает же­лание заниматься гимнастикой, какие этапы оно проходит от пер­воначального своего состояния до более высоких, ведущих к вер­шинам спортивного мастерства. Знание диалектики этого процес­са необходимо для более квалифицированного управления им и повышения производительности труда педагога и гимнастов. Ис­тинное знание должно отвечать на вопросы, как и почему возни­кает то или иное явление, как существует, во что переходит.

Формирование двигательных навыков в гимнастике имеет ряд специфических особенностей. Основные из них характеризуются

ниже:

1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся яв­ляются совершенно новыми формами согласования движений, необычными и незнакомыми им по предшествующему двигатель­ному опыту. Для новичков большую сложность представляют даже такие упражнения, как кувырок вперед, назад, стойка на голове и другие, связанные с необычным положением тела в простран­стве. В затруднительных случаях педагог может помочь ученику путем


применения следующих методических приемов: а) создание бо­лее четкого представления об упражнении, о структуре движе­ний; б) применение подводящих и подготовительных упражне­ний; в) оказание физической помощи и обеспечение надежной страховки; г) фиксация отдельных положений и «проведение» по упражнению; д) применение специальных вспомогательных средств (страховочные ремни, пояс, поролоновый валик, накладки и т.д.) и тренажеров; е) отыскание аналогий изучаемому упраж­нению или отдельным движениям из предшествующего опыта гимнаста; ж) индивидуальный и личностный подходы в процессе обучения и воспитания гимнастов.

2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле. Для начинающих гимнастов это непривычно и сложно. Поэтому работу над стилем начинают с самых первых занятий — с обучения ходьбе, бегу, отдельным дви­жениям руками, головой, туловищем, проводятся специальные занятия хореографией, большое внимание уделяется формирова­нию гимнастической осанки. В процессе занятий воспитывается чувство прекрасного, хорошие манеры, развивается чувство соб­ственного достоинства.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высо­кой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражне­ний в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состо­яния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным. Совмещение этих двух противоположных требований достигается путем специальной организации занятий: а) перестановка отдель­ных снарядов в зале; б) включение в занятие элементов соревно­вания с приглашением судей и авторитетных лиц в качестве зри­телей; в) проведение занятий в другом зале, а если есть возмож­ность, то и на спортивной площадке; г) выполнение изучаемых упражнений в конце занятия после физического утомления, пос­ле упражнений на силу, выносливость и воздействий ускорений при выполнении вращательных движений, акробатических упраж­нений.

4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в струк­туре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологи­ческом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.

Положительный перенос характеризуется тем, что ранее сфор­мированные двигательные навыки помогают овладевать новыми Упражнениями и доводить их выполнение до совершенства.

При отрицательном переносе ранее сформированные двига­тельные навыки затрудняют овладение новыми упражнениями.


Чем прочнее закреплен двигательный навык, тем в меньшей мере он подвергается отрицательному влиянию со стороны ранее сформированных, но зато сам может сильнее влиять (положи­тельно или отрицательно) на вновь формирующийся и еще очень слабый двигательный навык.

Эти виды переноса возможны не только по навыку, но и по функционированию отдельных органов и систем организма, дви­гательным способностям, психическим и личностным свойствам гимнаста.

Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия — это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже крат­ковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональ­ных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Напри­мер, после упражнений на силу временно ухудшается координа­ция движений и даже такой прочный навык, как почерк.

Для избежания отрицательных последствий этих явлений не­обходимо: а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления по­следствия; б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической ос­нове (обороты завесом и одной); в) не изучать одновременно .уп­ражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине); г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону; д) уп­ражнения со сложной координацией движений, требующие вы­сокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих боль­ших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносли­вости и т.д.

5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с не­
обходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную
устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск — все это вызыва­
ет большие трудности в овладении упражнениями, в формировании
навыка. Облегчить положение занимающихся можно с помощью сле­
дующих методических приемов: а) создание более четкого представ­
ления о характере движений во всех частях и фазах упражнения,
потому что недостаток информации является основной причиной
помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха; б) орга­
низация своевременной помощи и страховки; г) воспитание воли,
целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости,
приучение к самостоятельности в действиях.

6. Одни и те же гимнастические упражнения представляют раз­
личную трудность для лиц разного возраста и пола. Дети и под-


ростки значительно легче, чем взрослые, овладевают упражне­ниями, требующими сложной координации движений, гибко­сти, ориентировки в пространстве, решительности и смелости. В то же время упражнения с большими мышечными напряже­ниями даются им значительно труднее. Девочки, девушки, жен­щины превосходят мужчин в гибкости, координации движе­ний, выносливости в статических мышечных усилиях, в чув­стве ритма, музыкальной выразительности движений и др., поэтому им легче даются упражнения, требующие проявления этих способностей.

7. В процессе выполнения многих гимнастических, акробати­ческих и упражнений художественной гимнастики создаются ус­корения — адекватные раздражители рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в простран­стве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений. Для того чтобы избежать этих послед­ствий, необходимо своевременно изучить у занимающихся функ­ции вестибулярного анализатора и повысить его устойчивость к ускорениям с помощью специальных гимнастических упражне­ний: быстрые движения головой во всех плоскостях пространства, сочетание их с наклонами туловища, кувырки, перевороты и дру­гие упражнения с наличием ускорений при их выполнении.

Знание этих и других, пока еще не известных специфических особенностей формирования двигательных навыков в гимнасти­ке, должно содействовать правильной организации учебно-тре­нировочного процесса, повышению его эффективности.

В силу того, что в учебном процессе взаимодействуют две лич­ности — учитель и ученик, успешность овладения знаниями, уме­ниями и навыками в гимнастике зависит от способностей гимна­ста и методического мастерства педагога.

Специальными способностями гимнаста являются координация движений, мышечная сила, быстрота, гибкость, ориентировка в пространстве, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. От уровня их развития в первую очередь зависит успеш­ность овладения новыми упражнениями, успех в начальной спортивной тренировке и в достижении первых спортивных ре­зультатов.

Установлено, что успешное овладение программами младших разрядов по гимнастике зависит главным образом от уровня раз­вития у занимающихся координации движений, мышечной силы и быстроты. Уже на данном этапе подготовки гимнастов начинают сказываться пропорции тела. Ведущую роль играют личностные качества, проявляющиеся главным образом в отношении к заня­тиям, в точности выполнения заданий педагога, в соблюдении Установленного порядка и дисциплины.


 




Упражнения на каждом снаряде требуют специфической струк­туры способностей. Для успешного овладения упражнениями на перекладине нужна хорошая подвижность в плечевых суставах, сила мышц рук, брюшного пресса и спины; овладение опорными прыж­ками требует хорошей прыгучести, координации движений, ори­ентировки в пространстве, решительности и смелости; в вольных упражнениях успех зависит от гибкости, координации движений и прыгучести.

В процессе овладения гимнастическими упражнениями функ­ции организма, двигательные, психические и личностные свой­ства проявляются в единстве, во взаимосвязи. Между величиной интегрального показателя перечисленных выше способностей и успешностью овладения программой третьего спортивного разря­да отмечается в целом тесная зависимость.

Структура способностей у каждого гимнаста индивидуально различна. В силу этого одних и тех же результатов, при прочих равных условиях, добиваются гимнасты, имеющие различную структуру способностей. К достижению спортивного результата каждый гимнаст идет своим индивидуальным путем, недостатки одних способностей компенсируются за счет других, более разви­тых. Так, например, слабое развитие координации движений ком­пенсируется за счет повышенного внимания, напряжения памя­ти, количества повторения упражнения. В отдельных упражнениях недостаток силы может быть компенсирован за счет хорошо раз­витой гибкости.

Возможны и такие случаи, когда слабо развитая способность ухудшает проявление других, более развитых способностей. На­пример, повышенная эмоциональность, слабая устойчивость вес­тибулярных реакций к воздействию ускорений ухудшают коорди­нацию и быстроту движений, внимание, оперативную память и мышление.

Исходя из сказанного, можно сделать заключение, что успеш­ное обучение гимнастическим упражнениям возможно в том слу­чае, если педагог будет хорошо знать требования, которые предъяв­ляют спортивная, художественная гимнастика и акробатика к за­нимающимся, а следовательно, и структуру способностей, необ­ходимых для успешного овладения упражнениями и спортивным мастерством, динамику этой структуры на различных этапах ста­новления спортивного мастерства; особенности взаимосвязи между отдельными способностями и психофизиологические механизмы, которые обусловливают эту взаимосвязь; умение оценивать и раз­вивать способности. Этот минимум знаний и умений необходим педагогу также при отборе детей для занятий спортивными вида­ми гимнастики.

Многое зависит от методического мастерства педагога, каче­ства обучения и воспитания.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.