Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цель и задачи исследования. Цель — это один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека



Цель — это один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека, она помогает ему мысленно предугадывать результат предстоящей деятельности и способы его реализации с помощью доступных средств и методов. Цель объединяет различ­ные действия человека в некоторую последовательность, в систе­му. Успешное решение цели и задач выдвигает новые вопросы для исследования или же необходимость углубления ранее проведен­ных исследований с помощью более совершенных методов и с более высоких теоретических и методологических позиций. Осу­ществить поставленную цель — значит снять проблемность иссле­дуемого вопроса (кандидатские диссертации) или решить слож­ную экономическую, политическую или социально-культурную проблему (докторские диссертации).

Цель исследования конкретизируется постановкой частных за­дач. Ими определяются границы, в пределах которых намечается достижение поставленной цели. Задачи решаются в логической по­следовательности и взаимосвязи. Решение каждой из задач отража­ется в выводах или в заключении по всей работе. Количество задач зависит от сложности исследуемого вопроса или проблемы. В кан­дидатских диссертациях их бывает не более трех-четырех, в доктор­ских — до десяти. Каждая из задач может включать ряд вопросов. Например, ставится задача изучить (оценить) координацию дви­жений у детей 7 — 9 лет. Это можно сделать с помощью специаль­ных физических упражнений и аппаратных методов. В такой поста­новке задачи уже содержатся два подхода к ее решению. С помощью каждого из этих методов можно изучить способности детей:

согласовывать движения различными звеньями тела (симмет­ричные однонаправленные и разнонаправленные, последователь­ные и асимметричные движения);

согласовывать перечисленные выше движения в усложненных условиях (после умственного и физического утомления, после скоростных и силовых упражнений, после мышечной работы на выносливость, на фоне эмоционального возбуждения или угнете­ния и др.);

соразмерять движения во времени, в пространстве и по мышеч­ному усилию в обычных, а также в усложненных условиях и т.д.

Методы исследования

Проблемность исследуемого вопроса (проблема) может быть снята с помощью специально подобранных или разработанных методов. Снять проблему (в нашем примере) означает разработать такие ме­тоды развития мышечной силы у юных гимнастов, которые бы по­зволили им успешно овладевать силовыми упражнениями, входя-


щими в программу данного спортивного разряда, и доказать полез­ность развития мышечной силы для их здоровья и проявления дру­гих способностей (гибкости, координации движений и др.). Теоре­тическое и экспериментальное обоснование эффективности таких методов является новым вкладом в теорию и практику физического воспитания и в развитие мышечной силы у детей, дает возможность применения их в занятиях с лицами пожилого возраста.

Метод — способ построения или обновления системы научно­го знания. Метод может включать в себя несколько методических приемов или даже их систему. Так, например, в метод создания предварительного представления о вновь изучаемом упражнении входит система методических приемов: название, показ, объясне­ние назначения и техники исполнения упражнения, опробование. Каждый из этих методических приемов имеет свое назначение, свою теорию и философию (см. гл. 6).

Методы исследования подбираются или специально разраба­тываются в соответствии с предметом исследования, теорией, заложенной в основу научной работы, гипотезой, целью и част­ными задачами. Многообразие научных методов познания приня­то условно делить на три категории.

К первой категории относится диалектический метод. Это все­общий метод познания. Сюда можно отнести теорию отражения как основу теории познания, системно-структурный анализ при изучении сложных явлений.

К второй категории относятся методы, которые используются не одной какой-то наукой, а целым рядом или даже всеми наука­ми. Это общие методы научного познания: анализ и синтез, ин­дукция и дедукция, исторический и логический методы, экспе­римент, аналогия, моделирование, формализация и др.

К третьей категории относятся методы, применяемые в конк­ретных дисциплинах, в том числе и в гимнастике: анализ и обоб­щение опыта передовой практики и литературных данных, на­блюдение, беседа и анкетирование, эксперимент (оценка и раз­витие двигательных и психических способностей, личностных свойств с помощью гимнастических упражнений). Могут приме­няться и другие, более сложные методы.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.