Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Развитие юридической психологии в России и за рубежом



План:

1. Развитие юридико-психологических представлений за рубежом.

2. Основные направления зарубежной психологии.

2. История юридической психологии в России.

3. Взаимодействие психологии и юриспруденции

 

Развитие юридико-психологических представлений за рубежом подразделяется на 2 периода:

- период предыстории, когда начинают складываться отдельные научные взгляды, подходы, установки;

- период истории, когда наука обретает свои предмет и метод, категориальный аппарат, принципы.

Современному состоянию юридической психологии предшест­вовал длительный исторический путь развития научного знания.

Период середины и второй половины XIX в. характеризовался зна­чительным усилением в Европе интереса к криминальной психоло­гии и криминологии.

Э. Ферри и Р. Гарофало, пересмотрев отдельные положения тео­рии Ч. Ломброзо, дополнили перечень биологических факторов пре­ступления и преступности социологическими, что не помешало им, тем не менее, остаться последователями концепции антропологиче­ской школы. Существенное расширение и углубление юридико-психологических исследований началось в конце XIX в. вместе и на основе воз­никшей экспериментальной психологии (В. Вундт, Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Бине), приведшее к появлению судебной психологии. Огромную роль в этом сыграл труд основоположника криминали­стики Ганса Гросса «Криминальная психология» (1898).

Понятие юридическая психология в начале XX в. ввел в научный оборот швейцарский психолог Эдуар Клапаред (1873—1940), чи­тавший курс лекций по судебной психологии в Женевском универ­ситете с 1908 г. В 1914 г. в Лейпциге выходит работа М. Липпмана «Основы психологии для юристов». Вопросами судебной психоло­гии в Германии занимались также А. Крамер, В.Ф. Лист, С. Яффа и др. В Англии в начале XX в. выходит книга Р. Гарриса «Школа ад­вокатуры», которую по праву можно назвать учебником по судеб­ной (адвокатской) психологии.

Начало XX в. характеризуется социологизацией кримино­логического знания. Причины преступности как социального явле­ния изучали Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер.

Юридическая психология всегда развивалась в тесном взаимо­действии с теорией права. В начале XX в. юридико-психологические воззрения послужили основой для возникновения правового течения, известного под названием психологической школы права, а в 1920-х гг. ее другого направления - реалистической школы права. В 20-х гг. XX в. юридико-психологические исследования получили новый импульс под влиянием обшепсихологических течений - би­хевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии, глубинной и когни­тивной психологии, парапсихологии.

В 1960-х гг. в США полицейское управление Лос-Анджелеса про­водило активные исследования по внедрению в криминалистическую деятельность следственного гипноза.

В западной криминологии большое место за­нимают социально-психологические теории преступности, объяс­няющие социально-психологические механизмы усвоения так назы­ваемой делинквентной морали при участии механизмов нейтрализа­ции морального контроля. Социальные психологи США (Д. Май-ере, Р. Мертон), придерживающиеся этих теорий, предприняли ряд оригинальных попыток объяснить способы формирования делин­квентной субкультуры у несовершеннолетних.

Юридическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки пока не нашла своего обобщенного теоретико-методологического обоснования. Существуют многочисленные отдельные направления, обеспечиваю­щие психологическое прикладное сопровождение различных облас­тей юридической деятельности - от павоохранительной (полицей­ской) и адвокатской до пенитенциарной и постстрессовой.

В Германии, Польше и Чехии общая психологическая ха­рактеристика личности является необходимым компонентом любо­го вида судебно-следственного дела.

Эксперты-психологи этих стран уделяют большое внимание исследованию несовершеннолетних правонарушителей. По немецкому законодательству должно быть установлено может ли несовершеннолетний нести уголовную ответственность за свои деяния.

В Польше исследова­нию психолога-эксперта подлежат индивидуально-психологические особенности свидетелей, условия, в которых ими воспринимались определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства.

В Австралии психология находит применение при аттестации экспертов-криминалистов перед выступлением в судебных заседа­ниях с полученными доказательствами. При этом обращается вни­мание на психологическую убедительность доводов экспертов.

Венгерские специалисты Л. Двердь и Ф. Дерек в работе «При­менение психологии в уголовной работе» (1971) рассматривают, в частности, психические состояния негласного сотрудника как су­щественный фактор налаживания контактов полиции со своими агентами. Т. Тураи исследовал криминальную психологию лиц, со­вершивших преступления против собственности (1979). Немецкий автор У. Фюльграбе в книге «Психология преступности» (1983) про­слеживает развитие преступного поведения. В США широко иссле­дуется роль судебного психолога во всех сторонах судопроизводства (Э.А. Мегерджи, 1976; Д. Кук, 1986; И. Велимезис, 1986; Я.К. Гроссман, 1986; Д.Л. Бек, 1987; М. Гринберг, 1987).

Термин «юридическая психология» в зарубежных работах прак­тически не используется, однако содержащиеся в них специфиче­ские психологические идеи и подходы позволяют распространять его на их содержание. Развиваются такие научно-прикладные раз­делы юридико-психологического знания, как правовая, криминальная, судебная, полицейская, пенитенциарная психология.

В 1996 г. в Словакии вышел сборник «Основы полицейской пси­хологии», а в 1998 г. - «Введение в полицейскую психологию». В 1996 г. на базе международной конференции служащих полиции в Любляне (Словения) было опубликовано 'двухтомное издание «Дея­тельность полиции в Центральной и Восточной Европе», где в от­дельной главе «Организационная психология и деятельность поли­ции» рассматриваются вопросы юридической психологии.

Основныеми направлениями зарубежной психологии являются:

I. Психоанализ

Психоанализ восходит к идеям Зигмунда Фрейда. Это первая теория, пытавшаяся объяснить динамикуличности. Основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуаль­ным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются:

- метод анализа свободных ассоциаций,

- анализ сна и толкование сновидений;

- анализ и толкование различных ошибочных и случайных действий человека.

2 Фрейдизм

Это философски-психологическое учение Зиг­мунда Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Самые существенные сферы фрейдизма:

-теория личности;

-общее учение о человеке;

-теория бессознательного,

-концепции массовой психологии культуры и общества.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных про­блем:

-проблему мотивации бессознательности;

-проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;

-проблему защитных механизмов психики.

Несмотря на то, что юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологическо­го знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности в России берет начало в глубо­кой древности. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний.

Для разрешения специальных специфических задач, которые невозможно решить традиционными методами правоведения, было вызвано обращение правовых наук к психологии. Начальный этап развития юридической психологии связан с этой необходимостью. Первым российским автором, изучавших вопросы юридической психологии, был М.М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы разработка законов велась с учетом особенностей личности человека. Он первый поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Среди работ отечественных ученых XVIII в. выделяются работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых он доказывал актуальность разработки классификации преступни­ков по «степени испорченности», а также обосновывал и давал некоторые рекомендации об эффективных способах допроса свидетелей и обвиня­емых.В России серьезные исследования в области юридической пси­хологии появились после принятия новых Судебных уставов, став­ших венцом российской судебной реформы 1864 г. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступ­ника привело к обращению права к психологии для научного обос­нования этих проблем, над которыми в начале XIX в. в России плодотворно работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие ученые.

В начале ХIХ были попытки использовать психологические знания в уголовном процессе. А судебные реформы 60-х годов ХIХ века создали предпосылки для использования психологии ( А.А. Фрезе «Очерки судебной психологии», 1874г.). Еще ряд работ по юридической психоло­гии появилось в России во второй половине XIX в.: «Взгляд на науку уголовного законоведения» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиоло­гии» К.Я. Яновича-Яневского. В этих работах рассматривались ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций, высказывались идеи использования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев, писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Развитие психологии, психиатрии и права в конце XIX — начале XX в. привело к необходимости оформления юридиче­ской психологии как самостоятельной научной дисциплины, т.е. впервые был поставлен вопрос о разделении психопатоло­гии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В России и в Европе в конце XIX в. появился це­лый ряд научных публикаций, посвященных пробле­мам юридической психологии, а именно работы И. Гофбауера «Психология в се основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Система­тическое руководство по судебной психологии» (1835), К. Я. Яневич-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» (1872), А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии» (1874), Л. Е. Владимирова «Психические особеннос­ти преступников но новейшим исследованиям» (1877), Г. Гросс «Криминальная психология» (1898) и др.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. Изучением этих наук зани­мались известнейшие ученые В. М. Бехтерев, С. С. Кор­саков, В. П. Сербский, Д. А. Дриль, А. Ф. Лазурский, А. Ф. Кони. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания меха­нически использовались для объяснения отдельных правовых явлений.

В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследователь­ский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе — Криминологический институт (при участии Д. А. Дриля). Интенсивно изучался вопрос, связанный с психо­логией свидетельских показаний и их достоверности, такими учеными, как М. М. Хомяков, М. А. Лазарев, В. И. Валицкий, Л. Р, Лурия, А. Е. Брусиловский.В первые годы после Октябрьской ре­волюции судебная (криминальная) пси­хология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г. работала сек­ция криминальной психологии под руководством юриста С.В. Познышева. Государственный институт по изучению преступ­ности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появи­лись обширные исследования различных групп пре­ступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза. В России в начале XX в. интересные исследования прово­дил психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре, в которой А.Р. Лурия в те­чение пяти лет провел ряд опытов с целью выяснить, возможно ли объективным путем установить наличие аффективных следов, оставшихся от пре­ступления в памяти преступника, и отли­чить причастного к преступлению от непричастного. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования пре­ступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачитель лжи» (лай-детектор). В1928 году он разрабатывает сопряженную моторную методику с целью диагностики аффективных следов.

Однако с начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не суще­ствовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улуч­шению юридического образования в стране». В 1966 г. Министерство высшего и среднего образования СССР провело Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. На этом основании в том же году в программу обучения в юридических вузах ввели учебные курсы по общей и юридической психологии. Был опубликован целый ряд работ: В. Л. Васильев «О значении судебной пси­хологии в работе следственных органов» (1965), И. Кэртес «Тактика и психологические основы допроса на предварительном следствии» (1965), А. Р. Ратинов «Судебная психология для следователей» (1967), А. В. Глоточкин, В. Ф. Пирожков «Психология состоя­ния человека, лишенного свободы» (1968). В мае 1971 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция по судебной психологии. На съездах Общества психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиат­рии им. В. П. Сербского появилась лаборатория пси­хологии. Возрождению в нашей стране юридической психологии и ее ин­тенсивному развитию в последней трети XX в. способствовал про­гресс психологической науки, рост квалификации психологов. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли А. Р. Ратинов, В. Ф. Пирожков, В. Л. Васильев, В. В., Ю. В. Чуфаровский, А. М. Столяреико, В. А. Об­разцов, С. II. Богомолова, Г. Г. Шихаицов.

К концу XX в. отечественная юридическая психология оформи­лась в развитую отрасль научно-психологического знания, приобретя качественно новое состояние.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рас­сматривают в основном на 3 уровнях:

1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве экс­перта, специалиста в гражданском или уголовном про­цессе);

2) использование психологии в юрисп­руденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную прак­тику, при отборе кадров в правоохранительную систе­му и их психологическое сопровождение;

3) воз­никновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции.

Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее ме­тодология. Осуществляется личностный подход (например, личность изучается в динамике правона­рушения), исследуется процесс деятельности во вза­имосвязи со структурой личности и системой право­вых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная груп­па, социализация и социальная справедливость, пра­восознание.

.

 

 

Литература.

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с.

2. Еналеева И.Д. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. -79с.

3.Еникеев М.И. Юридическая психология:Учебник для вузов.-М.: Норма, 2005. – 512с.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 384с.

5.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

6. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую профессию. М., 2002.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.