Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Психология юридического труда



План:

1. Задачи психологии юридического труда.

2. Этика и психология правоприменительной деятельности.

3. Структура профессиограммы следователя.

4. Краткие юридические профессиограммы.

5. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.

6. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

 

Юридический труд— важный канал общесоциального, спе­циально-криминалистического и индивидуального предупрежде­ния правонарушений, осуществляемого с помощью правотвор­ческих, правоприменительных и других юридических средств и мер.

Юридический труд весьма разнообразен и сложен. Однако при всей своей сложности и разнообразии юридическая деятель­ность всегда протекает в рамках правового регулирования.

Основная задача психологии юридического труда —вы­явление рациональных соотношений между личностью и требо­ваниями, которые ей предъявляются профессией. При этом пси­хология юридического труда опирается на методы, теоретичес­кие положения и экспериментальные данные различных наук: общей психологии, юридической социологии.

Практически для всех юридических профессий очень важна коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования.

Каждая сторона юридической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаимосвязи с другими видами и, на­конец, в качестве вспомогательного фактора, обеспечивающе­го другой вид деятельности.

Виды юридической деятельности:

а)основные (познавательная, конструктивная, воспитатель­ная) — прямо направлены на достижение целей следствия и правосудия;

б)вспомогательные (коммуникативная, организационная, удостоверительная) — призваны обеспечивать оптимальное осуществление основной деятельности.

Профессиональная этика— это кодекс поведения (опре­деленные правила), которые обеспечивают нравственный харак­тер взаимоотношений между людьми, возникающих в ходе их профессиональной деятельности.

Для юристов, помимо общих правил поведения, существу­ют еще и специальные нормы поведения (своеобразные этичес­кие кодексы), характерные только для их профессиональной деятельности. Существование таких кодексов представляет со­бой одну из линий нравственности человечества, поскольку они отражают гуманное отношение как к конкретному человеку, так и к обществу в целом.

Юридическая профессиограмма представляет собой ком­плексное отражение основных сторон юридической деятельно­сти, а также качеств, которые в ней реализуются.

Стороны деятельности следователя:

социальная деятельность — охватывает политический аспект в деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью, при этом его действия направляются на выяснение ее причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

поисковая деятельность — сбор исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Она характеризуется рядом психологических особенностей: отсутствие мысленной модели преступления, процесс познания отличается поступлением информации, не зависящей от воли и желания лица, осуществляющего познание, предварительное расследование это практическая деятельность.

конструктивная деятельность — это текущий и завер­шающий анализ всей собранной информации по делу и выдви­жение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабо­чих версий (гипотез);

коммуникативная деятельность — получение необходимой информации в процессе общения, но при этом надо уметь контролировать свое психическое состояние, стремиться освоить навыки управления своей волевой и эмоциональной сферой.

организационная деятельность — волевые действия по реализации и проверке рабочих версий и планов. Подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация лю­дей в коллективном решении профессиональной задачи. Этими способностями следователь манипулирует в процессе практической работы, он наделен правом давать поручения.

удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, предусмотрен­ную законом форму (постановление, протокол и пр.).

Профессиональная деятельность предъявляет комплекс тре­бований к личностным качествам и профессиональным навыкам следователя. Следователь должен овладеть своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.

Следователь должен обладать следующими качествами: настойчивость; организованность;

собранность; наблюдательность и другие.

От следователя требуется разносторонняя образованность и высокий уровень общей культуры.

Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать в коллектив всех людей, попавших в орбиту следствия, опреде­лить каждому свое место, подчинив их всех своей воле. Следо­ватель должен развивать у себя умение управлять всеми учас­тниками следственных действий, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения. Кроме того, нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая са­моконтроль, управление собственным поведением и своевре­менное исправление допущенных ошибок.

Профессиограмма деятельности работников прокурату­ры. Специфика работы предполагает наличие у прокурора сле­дующих качеств: способность проникнуть в сущность фактов; понимание смысла происходящего; умение охватить широкий круг вопросов и фактов; умение решать задачи в минимальное время; умение взвешивать факты, предположения, отыскивать ошибки и искажения, раскрывать причины их возникновения.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми каче­ствами. Профессиональная деятельность требует от него боль­шой личной инициативы, настойчивости, хороших организатор­ских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельно­сти прокурора связаны с использованием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение донести свои мысли для прокурора так же важно, как и умение мыслить.

Прокурор, выступающий в суде как государственный обви­нитель, должен обладать хорошими ораторскими способностя­ми для успешного выступления.

Большое значение в формировании личности юриста име­ют учебная подготовка и профессиональная деятельность. Про­цесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из нескольких последовательных этапов: профориентация, проф­отбор, профессиональное воспитание и обучение, самосовер­шенствование.

Профориентация— это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопока­занных для нее качеств и свойств личности специалиста. Профориентационная работа среди молодежи начинается еще в школе, где школьникам объясняются суть и значение работы юриста. В профориентационной работе используются разнооб­разные методы: лекции, беседы, экскурсии и т.п.

Профессиональный отбор— это целенаправленная дея­тельность вузов по отбору абитуриентов и распределению сту­дентов по специализации. Профессиональный отбор осуществ­ляется путем собеседований, тестирований, сдачи экзаменов. Выбор формы профессионального отбора зависит от учебного учреждения, которое самостоятельно решает, каким образом оно выявит склонности, способности и направленность личности абитуриента, его готовность к овладению юридической профес­сией.

Профессиональное воспитание и обучениеосуществля­ются в вузах. В них студентам дают весь комплекс знаний, не­обходимых для успешной и профессиональной работы юриста. У каждого вуза своя специфика, однако цель одна — подготов­ка грамотного специалиста. Обучение происходит по специаль­но утвержденной программе, вуз контролирует знания студен­тов с помощью системы оценок и по окончании обучения выда­ет диплом с присвоением соответствующей квалификации.

Самосовершенствование.Потребность в самовоспитании органически входит в общую работу человека и профессионала над собой. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека постоянно совершенствовать свои способности. Самообразование — это сложная кропотли­вая работа человека над самим собой, и именно она делает из специалиста профессионала.

Юрист в повседневной деятельности встречается со многими внешними факторами, влияющими на его работу. Обществен­ная природа юридической деятельности проявляется в обмене информацией и результатами между ее субъектами и участни­ками.

Огромное влияние на работу юриста оказывает существую­щий в обществе уровень правосознания. Замечено, что в раз­ных культурных сообществах имеются различные представле­ния о нормах поведения, о способах регулирования тех или иных ситуаций.

От уровня правовой культурытакже во многом зависит эффективность юридического труда.

Сложность и ответственность деятельности юриста по осу­ществлению правосудия требуют мобилизации всех способнос­тей личности. Каждый юрист должен совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применитель­но к избранной им профессии.

Морально-психологические особенности юриста прояв­ляются в его поведении, действиях и службе как:

-стремление постоянно следовать требованиям профессионального долга;

-непоколебимость в достижении цели;

-знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего поведения в профессио­нальной деятельности;

-глубокое понимание ценности человека, его прав и инте­ресов;

-умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении задач;

-морально-психологическая устойчивость при действии факторов, подталкивающих к отступлению от моральных норм;

- умение сохранять оптимальный морально-психологичес­кий настрой в любой ситуации.

В содержательном плане морально-психологические особенности делятся на четыре группы:

1) общетрудовые — регулируют отношение личности к труду;

2) профессионально-трудовые — выступают регулятором работы юриста-профессионала;

3) общечеловеческие — регулируют отношение юриста, любого работника правоохранительных органов к другим людям как на службе, так и вне ее;

4) самооценочные — регулируют отношение юриста к самому себе.

Морально-психологические знания и убеждения — это моральное мировоззрение юриста, обеспечивающее глубокое и правильное понимание вопросов морали и этики профессиональ­ного поведения. Они становятся критериями в решении повсе­дневных вопросов справедливости, должного, допустимого и за­претного, порождают желание и стремление воплощать их в своих делах. Морально-психологические знания и убеждения необходи­мо формировать специально, так как в юридической деятельнос­ти моральные нормы должны быть воплощены при строгом со­блюдении процессуальных, что требует специальных умений.

На основе морально-психологических знаний и убеждений формируются морально-психологические качества, т.е. устой­чивые личностные приоритеты нравственного поведения, про­являющиеся везде и всегда, в любом поступке. Это основной показатель уровня морально-психологической подготовленнос­ти юриста.

Для следователя характерна высокая эмоциональность труда. Он, в поисках истины по делу, наталкивается на сопротивление заинтересованных в неправильном исходе дела лиц. В соответствии с доминированием определенной группы качеств личности следователя Аминов выделил пять типов стилей работы следователя:

1. следователь - оратор, у него доминируют организаторские способности, старается большинство вопросов решать коллективно;

2. следователь - мыслитель, в нем больше реконструктивных качеств, любит расследовать большие, сложные дела и работает обычно один. Не любит расследование мелких дел;

3. следователь- собеседник, с преобладанием коммуникативных качеств, очень общителен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Любимое следственное действие – допрос;

4. следователь- следопыт, среди его качеств доминируют поисковые. Его отличает высокий уровень внимания, хорошая ориентация. Любимое следственное действие – осмотр места происшествия;

5. следователь- социолог. В личностных качествах преобладает социальный аспект. Принимает участие в правовой пропаганде, пишет статьи, обычно имеет связи с радио и прессой.

Деятельность следователя сложна, многообразна и трудна. Она тесно связана с раскрытием и расследованием преступлений, это целенаправленный процесс по реконструкции прошлого события преступления. Предварительное следствие по уголовным делам проводиться следователем прокуратуры, органами внутренних дел, федеральной службой безопасности. Эффективная работа следователя способствует раскрытию преступления и изобличению преступника в кратчайшие сроки, что уменьшает вероятность рецидива преступления. Изучение психологии следователя дает глубокий анализ сферы деятельности, а это представляет возможность повышения эффективности его работы.

 

 

Литература.

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2001.

2..Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

3.Романов В.В., РомановаЕ.В. Юридическая психология: Хрестоматия. М., 2001.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.