Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Психология следственной деятельности



План:

1.Понятие психологии расследования преступлений.

2. Психология личности и деятельности следователя.

3. Профессионально значимые качества следователя.

4. Понятие следственного действия.

5. Психология обыска.

6. Психология осмотра места происшествия.

7.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

8. Психология допроса свидетеля и потерпевшего.

9. Сущность и содержание следственного эксперимента.

 

Психология расследования преступлений - раздел юридической психоло­гии, в котором рассматриваются психологические особенности следствен­ной деятельности, ее профессиограмма, психограмма личности следовате­ля, психологические методы и приемы, средства и технологии повышения эффективности предварительного следствия (1).

Психология расследования преступлений яв­ляется сегодня одним из наиболее разработанных разделов юридиче­ской психологии, она подлежит дальнейшему развитию. Это обу­словлено тем, что, с одной стороны, сопровождающие общественную жизнь процессы социально-экономических и политических преобра­зований влияют на изменение динамики и роста преступности, при­водя к повсеместному распространению определенных видов престу­плений что, в свою очередь, влечет необходимость изучения различных, в том числе и психологических, аспектов их расследования. С другой сто­роны, повышение уровня профессионализма и организованности пре­ступных формирований предопределяет возникновение новых пси­хологических особенностей труда следователя и, таким образом, вы­зывает необходимость определения дополнительных требований, предъявляемых данным видом деятельности к его профессионально значимым психологическим качествам.

Имея не только важное научное, но и практиче­ское значение, психология расследования преступлений нуждается в постоянном обновлении имеющихся знаний и проведении новых исследований, результаты которых, будучи использованы в следст­венной деятельности, способствуют достижению целей уголовного процесса.

В профессиональном плане деятельность следователя характери­зуется:

1. повышенной общественной значимостью;

2. направленностью на восстановление истинной картины расследуемого прошлого события;

3.экстремальными психологическими условиями следственной деятельности.

Повышенная психическая напряженность, социальная ответственность работы следователя предъявляют особые требования к его личностным качествам. Согласно исследованиям, проведенным В.В. Романовым и М.В. Крозом, психограмма и критерии психоло­гической пригодности к профессии следователя представлены сле­дующими характеристиками:

1) мотивационно-ценностные особенности.

-высокий уровень правосознания и социальной ответственности;

-честность, гражданское мужество, совестливость, соответствие действий требованиям нравственности;

-принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка;

-обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность;

-развитая мотивация достижения;

-выраженная мотивация самоактуализации;

2) познавательные качества:

-высокий уровень интеллектуального развития;

-гибкость мыслительных процессов;

-способность к анализу и обобщению информации;

-упорство при решении задач;

-умение прогнозировать;

-умение различать главное и второстепенное;

-способность к реконструкции явлений по их косвенным при­знакам;

-наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, эрудированность, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность, критичность к информации;

3) коммуникативные качества:

-умение устанавливать и поддерживать психологический контакт;

-умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы, текущее психологическое состояние;

-коммуникативная компетентность (умение слушать, проницательность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль);

-широкий спектр стилей поведения в конфликтных ситуациях;

-наличие лидерских (организаторских) качеств;

-чувство юмора;

4) личностные особенности:

-адекватная самооценка;

-самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность, самоуважение.

Перечисленные качества являются гарантом эффективности про­ведения различных следственных действий — допроса, очной ставки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, воспро­изведения показаний на месте, обыска, выемки, следственного ос­мотра, освидетельствования, получения образцов для сравнительно­го исследования

Следственные действия — это действия по сбору и проверке доказательств предусмотренные законом и осуществляемые следователем в определенном процессуальном порядке.

Следственные действия производятся после возбуждения уголовного дела (кроме задержания подозреваемого и осмотра мести происшествия) на основании постановления следователя.

В зависимости от обстоятельств дела осуществляются те или иные, но в первую очередь неотложные следственные действия, к числу которых относятся: осмотр места происшествия, обыск, за­держание обвиняемого (подозреваемого) и допрос. Осмотр жилища, иного помещения, предметов, документов - неотложное следственное действие, которое проводится в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, а равно иных обстоя­тельств, имеющих значение для дела.

По своему психологическому содержанию осмотр представляет собой процесс наблюдения, т.е. активного, целенаправленною вос­приятия указанных объектов, анализа и синтеза полученной ин­формации для раскрытия и расследования преступления. При этом на выработку психологической линии поведения следователя, прежде всего, влияют на:

-степень развитости у него поисковых способностей;

-наличие рабочей атмосферы в следственно-оперативной группе;

-наличие или отсутствие волнения из-за страха совершить публичную ошибку или поспешные поверхностные действия;

-характер физических и психологических условий на месте преступления (погодно-климатические условия, неблагоприятное время суток, неблагоприятный фон преступления, значительная неопределенность в познании происшедшего события).

Обыск — следственное дей­ствие, c принудительным обследова­ние помещения, граждан в це­лях обнаружения и изъятия орудий преступления, предме­тов, добытых преступным путем.

Цель обыска — отыскание скрытых объектов. Обыск является действием принудительным по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска реализуются познавательный, кон­структивный, организаторский компоненты деятельности следователя.

Организаторская деятельность следователя включает в себя подготовительные действия и организацию проведения обыска. Подготовка обыска пред­полагает изучение личности обыскиваемого, получение ин­формации об объекте обыска, подготовку следственно-опе­ративной группы, научно-технических средств поиска. Надо уловить резкие переходы от одного психологического состояния к другому и с учетом этого уточнить то место, приближение к которому вызывает тревогу обыскиваемого. Обыскиваемые часто прибегают к, различного рода, уловкам: демонстрируют сотрудничество со следователем, умышленно отвлекают внимание следователя, совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя разные угрозы. В таких ситуациях он должен сохранить спокойное, невозмутимое поведение. Огромное влияние на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, творческое, нестандартное мышление, собранность, организованность, склонность кооперативному анализу. Во время обыска следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике: метод беседы (словесной разведки); метод испытания, когда он вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций, свидетельствующих о его заметном волнении; метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия.

Очная ставка – специфическое психологическое общение, которое развивается между тремя лицами: следователем( иногда допрос проводят два следователя) и двумя допрашиваемыми лицами, которыми могут быть свидетели, потерпевшие, обвиняемые, подозреваемые. Очная ставка является мощным средством психологического воздействия. Цель очной ставки – установление истины. Для проведения очной ставки необходимы определенные условия: в распоряжении следователя находится ряд доказательств, подтверждающих основные положения правдивого участника; показания правдивого участника достаточны по своему содержанию и охватывают все события преступления; у следователя есть уверенность, что правдивый участник займет действенную позицию, направленную на разоблачение ложных доказательств.

Существуют две группы факторов, которые влияют на результаты очной ставки (факторы, определяющие причину противоречий в показаниях, а причиной противоречий могут быть заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки). К факторам, влияющим на устранение противоречий, относится планирование очной ставки.

Характерной особенностью очной ставки является необходимость постоянного, неотрывного наблюдения следователя за допрашиваемыми. Очная ставка часто играет роль переломного пункта в проведении следствия.

Осмотр места происшествия имеет ряд психологических особенностей: это незаменимое следственное действие; осмотр места происшествия часто совпадает с острым недостатком информации и характеризуется неопределенностью следственной ситуации; следственный осмотр чаще всего должен проводиться немедленно. Отсрочка может привести к изменениям обстановки, утрате следов и улик.

Восприятие обстановки места происшествия, криминалистическая наблюдательность и мыслительная деятельность следователя, внешние факторы осмотра места происшествия, психологический фон преступления и публичность деятельности. Место происшествия – это источник информации о психологических особенностях личности преступника.

При осмотре места происшествия не следует делать поспешные выводы о механизме происшедшего события, так как совершая преступление, преступники нередко на месте происшествия прибегают к различного рода инсценировкам, чтобы направить следователя по ложному пути.

Чтобы подготовить допрос нужна информационная база, для этого надо собирать исходные данные. Важным элементом подготовки следователя к допросу является составление его плана, который включает дополняющие, контрольные, изобличающие, уточняющие и напоминающие вопросы. Успешность допроса определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Допрос свидетелей и потерпевшего разделяются на четыре стадии: установление психологического контакта с допрашиваемыми, свободный рассказ допрашиваемого, постановка уточняющих вопросов, ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Следственный эксперимент направлен на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Содержание следственного эксперимента заключается в том, что следователь устанавливает: имелась ли возможность видеть определенные предметы, возможно ли совершить какие – либо действия и за определенное время, имелась ли возможность слышать и различать какие – либо слова, обладает ли данное лицо проверяемыми способностями. К следственному эксперименту предъявляется ряд требований: проведение следственного эксперимента в том же месте, где произошло событие и в тоже время при тех же погодных условиях.

 

Литература.

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с.

2. Практикум по юридической психологии. \ Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин – Ростов на Дону: Феникс, 2007. -224с. – (Высшее образование).

3.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. –М.: «Юрлитинформ», 2001.

4.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.