Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях



На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение. Поведение - система поступков, направленных на социально значимые объекты. Социальное формирование человека осуществляется в оценочных ситуациях. Социальные нормы - требования общественного сознания, процесс их освоения личностью определяется индивидуальным сознанием. Отражение норм общественного сознания в индивидуальном сознании само по себе не предопределяет поведения личности. Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция - это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. (2, 45).

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, оп­ределяющих меру должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также понима­ние сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами осуществляется и процессе правовой социализации. Этот процесс сопровождает раз­витие человека в обществе, которым создаются специальные усло­вия для адекватного восприятия отдельным индивидом правовых ценностей, норм, санкций, ролевых предписаний и их перевода в личные поведенческие регуляторные механизмы.

Первоначальное знакомство человека с существующей в обще­стве правовой культурой происходит еще в раннем возрасте. Дет­ские ролевые игры способствуют формированию понятий о функ­циях права и его представителях. Средства массовой информации, беседы со взрослыми, чтение книг становятся источниками знания о правовых ценностях и стандартах нормативного поведения. Воз­никшая в детстве индивидуальная правовая картина мира с возрас­том значительно обогащается и уточняется в связи с усложнением форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения че­ловека, реализацией им попыток самоактуализации и самореализа­ции. Важнейшими институтами социализации при взрослении че­ловека выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы.

При этом основными механизмами формиро­вания правосознания, согласно точке зрения профессора В.М. Позд­някова, выступают:

-идентификация - отождествление индивида с другим челове­ком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица;

-внушение-особый вид эмоционально-волевого целенаправ­ленного, но неаргументированного воздействия одного человека на
другого или группу людей;

-заражение - бессознательная подверженность индивида опре­деленным психологическим состояниям, связанным с некритическим
принятием какой-либо информации или чувств;

-подражание - способ воздействия людей друг на друга, в ре­зультате которого осуществляется неосознанное воспроизведение личностных черт и поведенческих паттернов;

-убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формиро­вания определенных взглядов и мировоззрения в целом.

Итогом правовой социализации личности является возникнове­ние индивидуального правосознания системы знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также установок право-исполнительного поведения. Правосознание - ориентировочная ос­нова правозначимых действий - определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Оно обуслов­лено уровнем личностно-гражданской зрелости, определяется харак­тером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от сте­пени освоения доминирующей правовой культуры общества и суб­культур конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимо­связанных звена:

-правовая просвещенность (компетентность);

-позитивное психологическое отношение к праву (согласие с ним);

-включение в потребностно - мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентации, которые и выражаются в правомерном поведении.

Освоение правовых ценностей и норм в процессе социализации первоначально происходит преимущественно на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значимыми субъектами идентифи­кации выступают их родители и учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них об­разцы социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком моделей поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе правовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При положительном отношении

ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявле­ния взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. При наличии благоприятных условий правовой социализации личности достигается высокий уровень индивидуального правосознания. При этом в достаточной, мере развитым оказывают­ся все структурные компоненты правосознания: познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Познавательный компонент правосознания характеризуется сум­мой правовых представлений, знаний, навыков и умений. Поведенческий компо­нент предполагает наличие установки (предрасположенности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению правовых норм и негативного отношения к их нарушителям.

В качестве важной предпосылки к противо­правным деяниям в последние годы часто указывается влияние осо­бой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит по сей день или к недо­оценке значения права, или к легкомыслен­ному, безответственному отношению к требованиям закона, или же к активному неприятию норм права.

Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от норм права, чаще всего становится причиной неуважения к праву и пренебрежения им.

Негативное влияние на советских людей оказала и чрезмерная идеологизация частноправовой сущности гражданского права. В связи с этим у людей практически была подавлена личная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм творческого развития - чув­ство собственного достоинства.

В условиях тоталитарного государства правовое поведе­ние большинства советских людей строилось не на основе развитых внутренних правовых убеждений, а лишь- на конформно-исполни­тельском или на вынужденно законопослушном уров­не. Взятый в постсоветский период курс на восстановление общече­ловеческих ценностей, что, прежде всего, зафиксировано в статьях Конституции РФ, и одновременно активная разработка различных правовых кодексов вселяют определенный оптимизм. Изучение общественного сознания и психологии, а также соци­альные реалии все настойчивее констатируют утрату гражданами доверия к власти и социальным институтам, отчуждение значитель­ного числа населения страны от политических, нравственных и правовых ценностей, приводящее к снятию нравственных и право­вых барьеров. Все большее число граждан России теряют основные черты и характерологические особенности российского этноса, ду­ховно-нравственные стереотипы поведения, складывавшиеся и су­ществовавшие веками.

Для современной молодежи основными становятся материаль­ные блага и все менее значимыми общечеловеческие нравственные ценности. Культура и психология, ценностные ориентации, демон­стрируемые и активно пропагандируемые средствами массовой ин­формации с их агрессивностью, вседозволенностью, открытым от­рицанием складывавшихся веками моральных норм общественной жизни, отражают скорее нормы поведения завоевателя, а не чело­века цивилизованной, экономически развитой системы.

Широкое распространение получили примиренческое отношение к преступлениям и гражданская пассивность, которая в определенной мере обусловлена тем, что все большее число граждан тем или иным образом входит в сферу преступности — все теснее контактирует с лицами, совершающими преступления или входящи­ми в преступные группировки (2, 46).

Правовые представления, интерпретация права принадлежат к сложным психосоциальным явлениям, вклю­чающим комплекс исторических, государственно - иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно; имеющих множество характеристик или измерений, в качестве ос­новных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают:

-макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права);

-микросоциальные условия (субкультуральные правовые оринтации в различных формальных и неформальных социальных
группах, трудовых и иных коллективах);

-личностные условия (субъективная правовая активность в
правотворчестве и правоисполнительном поведении).

Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизировать объективные потребности общества, строящего правовое государст­во, и интересы его граждан. Это может быть достигнуто, если при разработке законов будут учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе, осуществляться разнопла­новая профилактическая деятельность среди населения (2, 50).

Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойствен­ных тем или иным социальным слоям и группам, которые всегда раз­личаются практикой исполнения права, своеобразием его понимания. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание объемов торгово-финансовых опе­раций. Поэтому здесь в определенной мере признана практика отступ­ления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, и сделки, даже связанные с большим риском, могут заключаться под устное «честное слово», на основе телефонных договоренностей и т.п.

Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего изучения соотношений внешней и внутренней право­вой мотивации у конкретных типов людей.

Мотивы правомерного поведения личности отличаются большим разнообразием:

-убежденность в общественной пользе поступка;

-долг перед обществом;

-профессиональное чувство ответственности;

-практическая полезность поступка для другого;
-стереотипность поведения;

-конформизм (подчинение большинству); месть, ревность, эгоистические интересы и т.д.

Например, в одной камере следственного изолятора находилось двое заклю­ченных. Первый обвинялся в хищении государственной собст­венности в особо крупных размерах. Под давлением собранных улик, признавая в значительной части свою вину, этот человек говорил, что, совершая преступление, он заботился главным об­разом о своей семье, в особенности о детях, которые благодаря этим «заботам» ни в чем не нуждались. Второй заключенный обвинялся, помимо других преступлений, в злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание четверых детей в двух покинутых им семьях. Он также частично при­знавал свою вину и в качестве смягчающего обстоятельства от­мечал, что всю жизнь работает на пользу общества, является че­стным тружеником, а в семейной жизни ему не повезло из - за дурных свойств характера его бывших спутниц жизни. Оба заключенных постоянно конфликтовали между собой: пер­вый обвинял второго в «безнравственном» поведении, забвении собственных детей; второй обвинял первого в стяжательстве и «забвении» государственных интересов во имя мещанского бла­гополучия. Оба считали себя правыми.

Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - для доб­ровольного, инициативного, творческого совершения действий, спо­собствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность имела место, у человека должен существовать истинный интерес и уважение к праву. Человек должен признавать высокий престиж деятельности правовых учреждений и осуществлять поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфе­ре. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в пол­ной мере соответствует духу правового государства и демократиче­скому общественному строю, она еще не свойственна широким кру­гам российского населения.

Наиболее действенным способом построения правового общест­ва в России, как отмечает В.М. Поздняков, является путь «снизу», т.е. через становление сознания личности, ее способность и умение оценивать и защищать свои права. При этом первоначальным мо­ментом должно стать развитие у личности способности к регулиро­ванию взаимоотношений с другим человеком без того, чтобы пре­небрегать чужими и жертвовать собственными интересами, а заклю­чительным - формирование «правовой интуиции». «Правовая ин­туиция» может рассматриваться как функция интеллектуально разви­той личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

Кроме того, правосознание играет регулирующую роль в про­цессе правореализации при разрешении конкретных юридических дел, принятии правоприменительных актов и всех видов конкрет­ных юридических решений. Здесь действует профессиональное право­сознание юриста. Так, в Федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» говорится:

Конституционный суд РФ разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознанием...

Особенности правового разума и правовых чувств выражаются также в профессиональном усмотрении, являющемся источником предложений по совершенст­вованию правового регулирования, снятию или нейтрализации про­тиворечий, которые возникают в процессе применения правовых норм. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличают профессиональное правосознание юристов от правового сознания остальных членов общества.

Правовое сознание как органическая составная часть правотворческой и правореализуюшей деятельности выполня­ет роль механизма и условия эффективности функционирования правовых норм.

Девиантное (отклоняющееся) повеление - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.

В отношении молодежи причины девиантного поведения объясняются существующим разрывом между их возможно­стями и степенью удовлетворения потребностей. Стремление к преодолению разрыва является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых лю­дей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим нормам. В социально-психологическом плане в выборе механизмов деви­антного поведения решающая роль отводится отношению самой лич­ности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение ок­ружающих, всего общества. Среди алкоголиков каждый пя­тый лично мало озабочен тем, что о нем думают другие люди (2, 55).

В современной науке процесс детерминации негативных соци­альных явлений, в том числе девиантного поведения, рассматрива­ется как сложная иерархическая система факторов, проявляющихся на нескольких уровнях: на уровне индивидуального поведения, по­ведения малых социальных групп, социальных общностей, на уров­не общества в целом.

Одним из механизмов формирования девиации выступает пагубное пристрастие к чему-либо. Форма такого поведения ха­рактерна для людей с низкой переносимостью психологических за­труднений и обусловлена стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни, которое достигается употреблением алкоголя и наркотиков. Повторные аддиктивные реакции приводят к воз­никновению аддиктивности как качества личности, перерастают в девиантное поведение и образ жизни, разрушают здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции (2).

Другим фактором является социальное неравенство, противоречие между относительно равномерно растущими потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения. При этом главным выступает не сам уровень удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения для разных социальных групп и индивидов (2, 56).Если рассуждать с медицинской точки зрения, то алкоголизм - это хроническое заболева­ние, обусловленное систематическим употреблением спиртных на­питков, которое проявляется в физической и психической зависи­мости от алкоголя, психической и социальной деградации, патоло­гии внутренних органов, обмена веществ, центральной и перифери­ческой нервной системы.

С психологической точки зрения алкоголизм - это определенный образ жиз­ни, система ценностей, своеобразное мировоззрение психологически и нравственно деформированной личности.

Преобладание в массовой психологии отношения к потреб­лению алкоголя как к обязательной норме придает ему социально одобряемый характер, а ее нарушение, как правило, влечет за собой моральные санкции.

Социально-психологическим фактором алкоголизации выступа­ет также подражание, проявляющееся у подростков и молодежи в стремлении быстрее усвоить, перенять образцы поведения взрос­лых (2, 57).

Становление индивида на путь злоупотребления спиртными на­питками зависит также от: неблагоприятных экономических, материально-бытовых, мо­рально-нравственных, условий и отношений, а также продолжительности приема спиртного, доступности алкоголя. Вместо того, чтобы прервать пьянку в стране, наоборот, на нашем телевидении демонстрируют сюжеты поголовного пьянства. Показывают и рекламируют разные препараты от похмелья. Встает проблема, решение которой требует незамедлительного проведения противоалкогольной компании в плане единой социальной политики государства (4, 183).

 

 

Литература.

 

1.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с

2. Еналеева И.Д. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. -79с.

3.Еникеев М.И. Юридическая психология:Учебник для вузов.-М.: Норма, 2005. – 512с.

4.Коробкина З.В., Попов В.А. Об этом должен знать каждый. – Владимир. – Издательство ВГПУ, 2003. – 582с.

5.Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2005.- 384 с.

6.Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую профессию. М., 2002.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.