Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 10. Пенитенциарная психология



План:

1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.

2.Психологические основы ресоциализации осужденных.

3.Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных.

4. Положение женщин в тюрьме.

5. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.

 

 

Пенитенциарная психология отрасль психоло­гической науки, изучающая психологические факторы, а также механизмы функционирования личности и групп осужденных в условиях отбывания ими наказания.

Основы пенитенциарной психологии были заложены еще в XIX в. Положение о необхо­димости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осужденных было изложено в «Основах пени­тенциарной науки» С.В. Позднышева (1923). После принятия в 1924 г. Исправительно-трудового кодекса психологические ис­следования среди осужденных стали проводиться систематичес­ки. К сожалению, в 30-50-е гг. XX в. исследования в области пенитенциарной психологии практически не проводились, и лишь в середине 60-х гг. с восстановлением в исправительных учреж­дениях воспитательной работы началось возрождение пенитен­циарной психологии.

Предмет пенитенциарной психологии: психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде; динамика личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание и структуру коллектива осужденных. Пенитенциарная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. Она изучает лич­ность осужденного в ходе исполнения им наказания, его цен­ностные ориентации и стереотипы поведения в условиях изо­ляции, психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология изучает проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

У осужденных в процессе отбывания наказания формиру­ется особая психология. Она проявляется в определенном ком­плексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. На формирование особой психики у лиц, ли­шенных свободы, влияют такие факторы, как наличие режима в исправительном учреждении, ограничение потребностей, из­менение сложившегося стереотипа жизни, переживания, свя­занные с осуждением к лишению свободы.

Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит сложная задача — воспитать человека, создать условия формирования социально адаптированного поведения личнос­ти конкретного осужденного. Для этого необходимо знать осо­бенности психологии осужденных. Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности учитываются исправительным правом. Наказанием считается особая мера государственного принуждения, сопровождающаяся лишением осужденного определенных благ, за совершенное преступление. Кара считается синонимом наказание. Понятия наказания, кары, раскаяния — фундаментальные психолого-этические проблемы, глубокая ориентация в которых необходима каждому юристу. Наказание — отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся в ограничении его возможностей или понижении его (ее) социального статуса. Не всякая мера принуждения является наказанием и не всякое наказание принудительно. Различными могут быть и цели наказания: месть, устрашение, исправление провинившегося, превентивное наказание в назидание другим. С нравственной и пенитенциарной точки зрения наказание как возмездие не оправдано — месть есть воздаяние злом за зло. Раскаяние — искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность нести наказание. Раскаяние — психический акт самооценки индивидом своего поведения.Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании: способности осуществлять нравственный самоконтроль; самоопределять свои социальные обязанности. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Некоторые базовые психические качества личности преступника необходимо заново формировать. Исправить провинившуюся личность — это значит осуществить ее ценностную переориентацию. Задача органов исполнения наказания — оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Развращающее влияние криминализированной среды не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга, ничем не искоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению, подчинению "закону". Тюремные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности органов исполнения наказания можно указать следующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции; разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психологической защиты; разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации. Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется при "наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, находясь на свободе, скроется от следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью".

Криминальная субкультура обеспечивает устойчивую криминализацию личности, ее десоциализацию. Криминальная субкультура является передаточным механизмом преступности. Существует и особая тюремная субкультура. Ее часто отождествляют с криминальной субкультурой в целом.

Особенно трагично положение женщин в тюрьме. Иногда они находятся в тюрьме со своими маленькими детьми (по закону дети до двух лет могут находиться с осужденной матерью). За плечами груз тяжкого преступления. Женщины в тюрьме, так же как и мужчины, создают суррогаты утраченной жизни. Обзаводятся "семьями", состоящими из "верхней" и "нижней" половины. Заботятся друг о друге, изменяют и буйно ревнуют. Психические утраты женщин в тюрьме больше, чем у мужчин, сфера блокированных у них потребностей шире и глубже. Потери переживаются острее и личностное самосохранение дается труднее. Личностная акцентуация здесь встречается чаще. Женщины труднее адаптируются к тюремным условиям. Ресоциализирующее воздействие на человека оказывается через микросреду. Успех индивидуально-воспитательной работы зависит от педагогической и психологической компетентности воспитателя. Основополагающей из них является изучение личности осужденного.

Для решения этой задачи используются следующие методы:

1) Метод изучения материалов личного дела осужденного и иных документов.

2) Метод объективного и включенного наблюдения.

3) Метод изучающей беседы — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций осужденного, системы его отношений к различным социально значимым явлениям.

4) Анализ данных медицинского обследования .

5) Анализ результатов различных воспитательных воздействий и формирование индивидуально направленного перспективного плана ресоциализации конкретной личности.

6) Анализ влияния различных средств воздействия на поведенческую тактику осужденного, диагностика тенденции личностных изменений осужденного, коррекция системы воспитательных воздействий на основе анализа динамики личности.

В исправительной психологии выделяют следующиеперио­ды, связанные с изменением психических состояний осуж­денного: период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три-четыре месяца. В этот пе­риод у осужденного остро ощущается ограничение потребнос­тей, наблюдается изменение имеющегося стереотипа. Осужденный вынужден изменять привычный образ жизни. Ломка стерео­типов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происхо­дит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбуди­мость может явиться причиной различных срывов, нарушений режима и т.п. У осужденного на начальной стадии пребывания в исправительно-трудовом учреждении часто отсутствует ясная перспектива жизни. Это приводит к снижению жизненной актив­ности, отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям; период появления, развития интересов в новых ус­ловиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих психическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям, могут быть самыми различными: участие в жизни
коллектива осужденных, учеба, свидания с родственниками. Появление широкого круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного; период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Этот период характеризуется появлением целей
в жизни, выработкой путей их достижения. У осужденного происходит переоценка ценностных характеристик в жизни, что свя­зано с определенным комплексом психических состояний; период, предшествующий освобождению. Ожидание
освобождения часто протекает очень тяжело. Заключенный на­инает задумываться о трудностях, которые подстерегают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе).

По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности. У осужденных комплекс отрицательных психических состо­яний может периодически развиваться из-за постоянной внутрен­ней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение стерео­типа, структуры потребностей, интересов все время проходит через мыслительную деятельность осужденного, вызывает про­тиворечивое отношение, часто отражается и на его психических состояниях. Знание психологии осужденного, динамики ее изменения позволяет работникам исправительно-трудовых учреждений выбрать тот или иной прием воздействия на осужденного для успешного перевоспитания таких лиц, приобщения их к трудо­вой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде.

Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной дея­тельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в ко­торую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; лег­че — спекулянтам, взяточникам, расхитителям/

Учитывая эти особенности, работники исправительно-трудо­вых учреждений должны индивидуально подходить к вопросам адаптации освобождаемого лица к условиям жизни на свободе. Успех индивидуальной работы с осужденным зависит от профес­сиональной подготовки и психологической компетентности рабо­тающих в исправительных учреждениях сотрудников.

Для достижения положительного результата при работе с освобождаемым лицом необходимо: изучить подробно личное дело осужденного; провести объективное наблюдение за осужденным; проанализировать данные о психических особенностях
личности (общеобразовательный уровень, обоснованность суждений).

После этого работник исправительного учреждения должен перейти к психологической работе с осужденным. Одной из форм психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым, куда вклю­чаются следующие вопросы: информация о порядке освобожде­ния и соблюдении в дальнейшем правил административного над­зора; ознакомление с правилами прописки; консультации по тру­доустройству; рекомендации по восстановлению контактов в семье; советы, где и как продолжить учебу, как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т.п.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близ­ких по психологическому складу. В таких группах легче возни­кают отношения взаимной откровенности. С замкнутыми или легкоранимыми осужденными рекомендуется проводить преиму­щественно индивидуальные беседы. Роль воспитателя в процес­се беседы — подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. Во время этих бе­сед необходимо рассказывать о жизни на свободе, о сложнос­тях и трудностях, ожидающих осужденного, подбодрить его по­ложительными и успешными примерами.

 

Литература.

1.Еналеева И.Д. Юридическая психология:Учебн. пособие. – Издательство РИОР, 2005. – 79с.

2.Пенитенциарная психология \ Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак, - Ростов н\Дону : Феникс, 2007, - 681с.

3.Ушатиков А.И., Лузгин С.А., Суровцев В.А. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы, - Рязань, 2001.

4.Морозов В.М., Дебольский М.Г., Ковалев О.Г. и др. Организация работы психологической службы пенитенциарных учреждений. Учеб.пособие. Владимир, 2003.

5.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2000.

 

 

Глоссарий

Агрессивность- стремление к нападению и нанесение физического или морального вреда окружающим, могущее проявиться как ситуативный кратковременный процесс или как свойство личности, или даже черта характера, возникшее как результат дефективного воспитания, или симптом психического заболевания. Интенсивность, с которой индивид выражает созидательные и разрушительные импульсы в своем поведении.

Агрессия –действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Это поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.

Агрессивное поведение- форма отреагирования на физический и психический дискомфорт или стресс. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Попытка причинить ущерб некоторому объекту.

Адаптация –приспособление к изменившимся внешним условиям, совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Адаптация социальная –приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации являются наркомания и алкоголизм.

Антиобщественные действия — действия человека, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Асоциальное поведение —это разновидность отклоняющегося пове­дения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, со­циальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.

Аутоагессия –агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках самоубийства.

Бандитское формирование – это создание преступной вооруженной группы с целью нападения на государственные и общественные предприятия, на отдельных граждан.

Безработный -трудоспособный гражданин, достигший возраста 16 лет, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Беспомощность состояние, при котором человек лишен возможности самостоятельно и активно создавать для себя условия, обеспечивающие нормальное существование и предохраняющие, его жизнь и здоровье от опасных внешних воздействий.

 

Боязнь -форма проявления страха, инстинкта самосохранения, выражающаяся в нерешительности в поведении, борьбе мотивов.

Валидность –один из основных критериев в качестве теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также степень отражения теста того, что он должен оценивать, и степень адекватности отдельных составляющих его пробы исследуемой проблеме.

Вера –полное принятие человеком, каких – либо представлений о чем–либо.

Вербальная агрессия –агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.

Взаимодействие межличностное –личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.

Виктимология –наука о жертвах преступного посягательства.

Вина –психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям, субъективная сторона состава правонарушения.

Воспитание— обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным обществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

 

Воспоминание— локализация сформированных ранее образов, воспринимаемого материала. Это мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом.

 

Восприятие — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

 

Готовность к действию –установка, направленная на выполнение того или иного действия.

Грабеж –открытое хищение чужого имущества. Это преступление против собственности, влечет уголовную ответственность в виде исправительных работ, либо ареста, либо лишение свободы, в зависимости от решения вынесенного судом РФ.

Группа педагогического риска — дети, обучающиеся в условиях мас­совой общеобразовательной школы и имеющие специфические осо­бенности в поведении, а также в психологическом, физическом и по­знавательном развитии.

 

Девиантное поведение –совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относится, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Дезориентировка— неспособность больного ориентироваться в ме­сте, времени, а иногда и в собственной личности.

 

Действие закона – обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов права.

Действительность -настоящее положение вещей. Иначе говоря, возможные взаимоотношения в любой данный момент всех энергетических систем Вселенной. Ясное понимание действительности дает индивиду возможность предсказывать результаты того или иного поведения в любой ситуации.

Делинквентное поведение — поведение, которое расценивается пра­вовым законодательством как преступное.

 

Жалоба – устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Желание – форма мотивации, усиленная потребность. Иначе субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его ориентированность на определённую цель. Стремление, направляющее индивида к определенным целям и предметам, могущим снять его напряжения. Желать могут лишь живые организмы.

Жертва преступления - человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, при­знан ли он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет.

Заключение эксперта – письменный документ, являющийся доказательством по уголовному или гражданскому делу, в котором экспертом даются мотивированные ответы на вопросы, поставленные при назначении экспертизы.

Законность – принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона.

Заложник – физическое лицо, захваченное или удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Изнасилование– половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Это преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Изоляция в психологии личности – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником.

Исковое заявление – форма выражения иска, подается в суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков. К исковому заявлению, поданному представителем, прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Исполнитель преступления – лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, неподлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств.

Исправительная психология – отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий.

Исправительные работы – вид уголовного наказания.

Истец – лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Истязание– причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями.

Клевета– распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. По уголовному законодательству РФ является преступлением против личности и влечет уголовную ответственность.

Коррупция – преступная деятельность в любой сфере, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления коррупции – подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества и приятельских отношений.

Косвенная агрессия – агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Криминальная психология – отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.

Криминальное поведение — уголовно наказуемое поведение.

 

Криминальная субкультура – совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Криминогенная ситуация – обстановка, характеризующаяся преступными действиями, порождающая преступления, способствующая усилению преступности.

Личность преступника – основывающаяся на структуре основных сущностных свойств и черт преступника совокупность интеллектуально-духовных качеств, его психического и физического состояния.

Лишение свободы – вид уголовного наказания путем изоляции индивидуума от общества на определенный срок.

Мера пресечения – способ пресечения попыток обвиняемого уклониться от явки в следственные органы и суд, помешать установления истины или продолжить преступную деятельность.

Местничество – соблюдение узкоместных регионарных интересов и выгод в ущерб общественным и общегосударственным интересам.

Место происшествия – место, где произошло расследуемое правонарушение, где велась его подготовка и где обнаружены следы.

Наемник– лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или в военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Наказание – это отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся в ограничении его возможностей или понижении его социального статуса. Наказание (в педагогике) — способ порицания личности или группы н психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины - совершенный поступок и недопустимость его повторения.

 

Невроз страха – форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в котором синдром страха является ведущим. При этом чувство страха может носить либо нелокализованный характер, либо быть связанным с определенным органом тела или с конкретной ситуацией, как, например, страх высоты, замкнутых пространств.

 

Неврозы - пограничные нервно-психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные.

 

Общественно опасное деяние невменяемого - предусмотренное уголов­ным законом деяние, совершаемое лицом, которое не могло во время пра­вонарушения осознавать характер и общественную опасность своих дейст­вий или руководить ими. Не является преступлением.

 

Общественное мнение — массовидное явление, свойственное большим группам людей, проявляющееся как наиболее часто встречающаяся оценка членами этой группы какого-либо явления, имеющего общественное значение.

 

Оперативное обслуживание – проведение негласных оперативно - розыскных мероприятий, обеспечивающих обнаружение криминогенных объектов и принятие должных мер по их обезвреживанию на объектах.

Оперативно-розыскная деятельность – разведывательно-поисковые мероприятия, осуществляемые специальными органами путем негласных средств и методов.

Ответственность уголовная – представляет правовое последствие совершенного преступления, состоящее в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания.

Отвлекаемость — вид расстройства внимания, характеризующийся бы­стрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.

 

Пенитенциарная дееспособность - способность осужденного, отбываю­щего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и испол­нять требования уголовно-исполнительного законодательства.

 

Пенитенциарная психиатрия — раздел социальной психиатрии, изучаю­щий вопросы клиники и эпидемиологии психических расстройств в попу­ляции мест лишения свободы, а также разрабатывающий методы диагно­стики, лечения, профилактики и реабилитации осужденных, страдающих психическими нарушениями различной этиологии.

 

Пенитенциарная психология — специальный раздел юридической психо­логии, состоящий из уголовно-следственной психологии, рассматривающий особенности адаптации и психологическую характеристику лиц, находя­щихся в условиях социальной изоляции под следствием или судом в следст­венных изоляторах, и уголовно-исполнительной психологии, изучающей психологические особенности осужденных, отбывающих наказание в ис­правительных учреждениях, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

 

Преступная организация – это устойчивое, сложное иерархическое криминальное образование, которое отличается наличием материальной базы (денежного фонда); коллегиальной формы руководства (группой лиц, имеющих равное положение); наличием устава в виде неформальных норм поведения, традиций и законов.

Психологическая атмосфера - явление, проявляющееся в групповом настроении, групповых суждениях и групповых эмоциях.

 

Психологическая закономерность — объективно существующая постоян­но причинно-следственная связь психических явлений, которая может быть мало познана и мало понята как закон.

 

Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Риск– ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии – три основных взаимосвязанных значения: как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; как действие, в том или ином отношении, грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом): как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия. Действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Розыск– деятельность правоохранительных органов, направленная на установление разыскиваемого обвиняемого или осужденного, совершившего побег от следствия, суда или из мест лишения свободы.

Скачкообразное мышление — расстройство мышления, при котором происходит его резкое усиление в связи с постоянно изменяющей­ся целью мыслительного процесса, крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок.

 

Склонность — форма направленности личности, включающая в свою структуру интерес и волевое стремление осуществлять его в своей дея­тельности.

Совесть – есть способность индивида к нравственному самоконтролю, самовыдвижению своих социальных обязанностей, к самооценке и самокоррекции своих поступков. Это оценка человеком своих поступков, проявляющаяся в жизни или проявление социальной сущности человека.

 

Совместимость групповая - социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности.

 

Суждение – это основная форма мышления, в процессе которого утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Это вид мышления, позволяющий устанавливать простейшие связи между познаваемыми феноменами. С. лежит в основе оценки чего-либо, а при групповом С. — в основе группового мнения.

 

Сужение сознания — специфическое изменение сознания, выражающее­ся в его фиксации на относительно небольшом количестве элементов си­туации.

 

Суицид — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии силь­ного душевного расстройства или под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл, либо под влиянием бреда при психических заболеваниях.

 

Термины психологические — слова, означающие научные понятия, имеющие дефиниции (определения), дополняемые объяснением и поэтому включаемые в систему языка психологической науки.

 

Терроризм (ст.205 УК РФ) – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественноопасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти.

 

Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Т. применяется для стандартизованного измерения ин­дивидуальных различий.

Трудовой стаж – продолжительность трудовой деятельности, исчисляемая в установленном порядке.

Трудоспособность– способность к трудовой деятельности, зависящая от состояния здоровья человека, определяемого совокупностью его врожденных и приобретенных способностей к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги.

Трупное окоченение – ригидность мускулатуры, наступает через 30 минут- 2-3 часа после смерти и полностью выражено через 6-10 часов. Скорость распространения зависит от температуры (тепло ускоряет, а холод замедляет развитие). Очень существенно для криминалистики как достоверный признак смерти и как вспомогательное средство определения времени смерти.

Тюрьма – вид исправительных учреждений, где отбывают наказание лица, совершившие тяжкие преступления или ранее неоднократно судимые, представляющие наибольшую опасность для общества.

Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку, является преступлением против жизни и здоровья и влечет уголовную ответственность.

 

Убыток – ущерб, который причинен одному лицу противоправным действиями другого.

Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Уголовное законодательство – представляет из себя законы, предусматривающие уголовную ответственность состоящие из уголовного кодекса РФ. Оно основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Основными задачами уголовного законодательства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений.

Угроза – один из видов психического насилия над личностью; выражение устно, письменно, действиями либо другим способом намерения нанести физический, материальный или иной вред лицу или его правам и интересам, охраняемым законом.

Фанатизм — основанная на слепой вере крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью. Это непоколебимая и отвергающая любые иные альтернативы приверженность индивида к определенным убеждениям, которые находят выражение в его деятельности и общении.

 

Феномен Ла Пьера –характерное для данной культуры расхождение вербальных и поведенческих установок населения. При ответах на вопрос люди склонны утверждать, что в определённой экстремальной ситуации станут действовать определённым образом, а реально в сложившейся ситуации действуют иначе.

Федеральный закон – нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке.

Халатность – неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государством.

Характеристика– официальный документ, содержащий сведения о служебной, общественной или иной деятельности лица.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Эксперт-психолог - лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу.

 

Юридический фактор – предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

Явка с повинной – добровольное личное обращение (явка) лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в органы, производящие дознание, следствие, прокуратуру, суд с намерением передать себя в руки правосудия.

 

Приложение 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.