Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Криминальная психология



План:

1. Предмет и задачи кримиральной психолоии.

2. Психологическая структура личности преступ­ника

3. Психологические предпосылки преступного поведения

4. Психология неосторожной преступности

5. Психология организованной преступности

6. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

7. Преступность среди женщин

8. Виды преступных формирований

9. Терроризм.

10. Виктимология.

 

Криминальная психология изучает психические, закономерности, связанные с формированием преступ­ной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления. Она исследует личность преступника и пути воздействия на него.

Когда в литературе речь идет о пси­хологии преступника или механизме преступления, анализируется весь комплекс взаимодействия вне­шних и внутренних факторов, обусловливающих воз­никновение и развитие преступного действия. Сюда входят следующие элементы: мотивы, борьба мотивов, потребности, цели, способы совершения преступле­ния, ориентировочная основа его действии, отноше­ние преступника к промежуточным и итоговым ре­зультатам преступления.

Психологическая структура личности преступ­ника представлена следующими основными подструктурными элементами

а) подструктура направленности — совокупность наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы), свя­занные с правосознанием человека;

б) подструктура опыта — знания, навыки, привыч­ки и другие качества, проявляющиеся в выборе веду­щих форм деятельности;

в) подструктура психических форм отражения - познавательные процессы, эмоциональные реакции и психические состояния;

г) подструктура темперамента и типа человека с преобладанием той или иной сигнальной системы;

д) подструктура наследственно обусловленных и других биологических свойств, наряду с социальными факторами влияющих на формирование характера, поведения, действий и поступков человека.

Личность преступника — совокупность типологи­ческих качеств индивида, лежащих в основе совершен­ного им преступления.

Способы самооправдания:

1) утрирование винов­ности жертвы;

2) обесценивание общественных и пра­вовых норм путем противопоставления их нормам ре­ферентных антисоциальных групп (банд, воровских шаек);

3) перенесение ответственности на других лиц, оправдание, связанное со сложившимися обстоятель­ствами.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения выступать феномены отчуждения и тревожности. По данным эмпирических исследований, наиболее отчужденны­ми являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длитель­ные сроки наказания в виде лишения свободы.

Большой криминогенностью обладает феномен личностной тре­вожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство, тре­вожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверен­ности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попыт­ки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае |человек может совершить преступление, чтобы не разрушить пред­ставление о самом себе, своем месте в мире, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное существование. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыс­лию или небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыс­лию, если лицо предвидело возможность наступления обще­ственно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитыва­ло на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления обществен­но опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Психологическая особенность неосторожного поведения (по сравнению с умышленным пре­ступным поведением) заключается в отсутствии или недостаточ­ности должного внимания, требуемой предусмотрительности или напряжения психических сил при наличии реальной возможнос­ти их осуществления. Организованная преступная группа — это неофициальная общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Нижний пре­дел численности преступной группы определен уголовным за­конодательством: «Совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Верхний предел за­конодательством не установлен.

Психология преступного сообщества в качестве специально­го раздела криминальной психологии исследует процесс их об­разования, структуру, распределение ролей, а также психологи­ческие механизмы управления. Став членами преступного сооб­щества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. «Успешно» функционирующее преступное сообщество формирует у большин­ства своих членов чувство безнаказанности, корпоративной за­щищенности. Создание преступного сообщества — это не толь­ко количественный, но и качественный сдвиг социальной опас­ности.

Организованная преступность — явление сложное и много­гранное, поэтому в теории права она подразделяется на следу­ющие преступные группы:

1) примитивно организованные — в их составе не более 10 человек, которые занимаются такими преступлениями, как рэкет и мошенничество. Структура группы определяется личностными качествами членов группы (ролевой характер) либо ха­рактером преступной деятельности. В этих группах часто нет ярко выраженного лидера, взаимоотношения носят партнерский и доверительный характер, решения о совершении преступлений принимаются и затем реализуются совместно;

2) среднеорганизованные — состоят из нескольких десятков человек, каждый участник такой группы имеет узкую специализацию (боевики, исполнители, финансисты). Для них характерны: иерархическая структура, ролевая дифференциация преступных микрогрупп. Видом их деятельности являются более тяжкие преступления: устойчивый рэкет, контрабанда и нарко­бизнес;

3)высокоорганизованные — состоят из нескольких тысяч человек, имеют сложную организацию.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обус­ловлено как влиянием внешней социальной среды, так и инди­видуальными особенностями личности подростка. Среди причин антисоциального поведения выделяют:

1) проблемы социального характера;

2) различные психотравмирующие ситуации, которые переживает подросток в семье и школе;

3) наследственную отягощенность, приводящую к патологическому отставанию в интел­лектуальном и психофизиологическом развитии.

Личность трудного подростка отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и на работе. С другой стороны, на нее излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, какие-либо уличные группы, склонные к совершению правонарушений.

Все большее внимание общественности привлекает психологический портрет современной женщины-преступницы. Анализ современных социально-экономических процессов, ус­ловий жизни женщин позволяет считать, что причины их преступного поведения связаны с такими явлениями, как:

- вытеснение их из сферы общественного производства (70% безработных - женщины);

-невостребованность на рынке труда молодежи (в первую оче­редь лиц женского пола);

-ослабление роли семьи (35% женщин-преступниц разведены);

-резкое разрушение стереотипов образа жизни, смена жизнен­ных ориентиров и ценностей (милосердие, женственность, человеко­любие, мягкость, добросердечность);

-повышенная криминогенность культуры, навязываемая средствами массовой информации;

-возросшая в обществе напряженность, неуверенность в зав­трашнем дне, враждебность и конфликты между людьми;

-рост антиобщественных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество среди женщин).

Хотя удельный вес женской преступности гораздо ниже муж­ской, однако и он в последнее время неудержимо увеличивается.

В целом женщинам-преступницам по сравнению с преступника­ми-мужчинами в меньшей степени свойственны асоциальные уста­новки, у них отмечается отсутствие устойчивых преступных убежде­ний; социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но глу­боких дефектов не имеет.

В связи с тем, что каждому из выделенных в законодательстве видов преступных групп, организаций и сообществ присущи свои со­циально-психологические закономерности возникновения и функцио­нирования, особенности внутренней структуры и распределения ро­лей, а также психологические механизмы управления и осуществле­ния преступной деятельности, психологический анализ преступных формирований целесообразно проводить в аспекте роста их пре­ступной сплоченности и организованности.

К наиболее простому типу преступных формирований обычно относят случайные преступные группы. Они состо­ят из двух и более лиц, которые объединились стихийно, без предва­рительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения и чувства солидарности соиспол­нителей. Стихийные группы обычно совершают преступление вне­запно: либо, поддавшись брошенному кем-то призыву типа «Наших бьют!», либо под воздействием общего эмоционально-волевого на­строя. Из-за спонтанности объединения уровень психологической сплоченности в случайной преступной группе крайне низок, а явный лидер или организатор отсутствует. В случае разоблачения взаимная поддержка и защита проявляется слабо.

Данная форма группового соучастия имеет наибольшую распро­страненность в подростковой и молодежной среде, а также встреча­ется и среди взрослых, склонных к хулиганским действиям.

Устойчивые преступные группы, состоящие из двух и более человек, которые объединились заранее, по предварительному сговору для соверше­ния определенного преступного деяния.

Терроризм «захлестнул» сейчас нашу повседневную жизнь, стал как бы ее непременной составляющей. Все мы потенциальные жертвы терроризма. Такова страшная реальность нашего времени. Знать психологию терроризма – значит получить лишний шанс на свою собственную безопасность.

Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество или личность в политических или криминальных целях.

Признаки терроризма:

- применение в качестве основных методов насилия и устрашения;

- стремление оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей;

- нанесение ущерба третьим лицам, т.е. людям, непосредственно не участвующим в конфликте;

- публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций;

Насилие – это этически не обоснованное и не ограниченное применение силы с целью реализации эгоистического интереса.

С точки зрения мотива, одним из проявлений злой воли, может быть стремление к принудительной реализации личного или группового эгоистического интереса. Этот мотив может служить одним из субъективных признаков насилия. Другими его признаками являются непризнание за субъектом противодействия никаких человеческих прав, игнорирование его субъективности, автономности его духа. Поэтому насилие предполагает уничижение или уничтожение противника. Деяние это произвольное и необоснованное, т.е. не признающее никаких внутренних и внешних ограничений. Неограниченность применения силы особенно ярко проявляется в нанесении ущерба случайным людям в ходе терактов, захватов заложников.

Насильник видит в жертве лишь средство реализации своей цели, не признает в ней человека.

Существенным признаком терроризма является устрашение, которое можно определить одновременно и как психологическое насилие и как угрозу применения насилия. Страх – более эффективное оружие терроризма, чем физическое насилие. Физическое насилие невозможно применять беспрерывно, а насажденный страх деморализует противоположную сторону, парализует ее способность к сопротивлению, действуя непрерывно.

Насаждение страха является целью пропагандистского сопровождения террористических акций, привлечение к ним внимания средств массовой информации.

Классическая модель терроризма: выдвижение требований – угроза насилия – отказ – осуществление насильственной акции. Продолжением этого становится ужас – неадекватные действия – новые волны страха – новые террористические акции.

С точки зрения психологии террор – это состояние сильного страха (ужаса), возникающее как реакция на некоторые действия, имеющие целью вызвать именно это состояние у тех, в отношении кого они осуществляются или же тех, кто является их свидетелем. Значит, террор есть цель и результат используемых для их достижения действий и методов. Состояние ужаса можно вызвать, лишив человека спокойствия и безопасности практически в любой сфере – все зависит от того, насколько данная сфера значима для него. Чаще всего, естественно, это происходит в сфере физической, когда возникает непосредственная угроза самой жизни и физической безопасности.

Террор складывается из террористических актов – отдельных слагаемых, звеньев, компонентов, способов и результатов террора.

До настоящего времени нет четкого определения понятия «жертва». Во всех случаях, когда употребляется термин «жер­тва» или «жертвование чем-либо» — имеется в виду потеря. Жертва всегда связана с потерей чего-либо (это могут быть материальные, физические, духовные и другие ценности).

В юриспруденции понятия «жертва преступления», «по­страдавший от преступления» используются как тожде­ственные.

Жертвой преступления является физическое лицо, кото­рому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, независимо оттого, вынесено или нет постановление о признании такого лица потерпевшим.

Проблема жертвы преступления должна изучаться ком­плексно с точки зрения виктимологии, психологии юрис­пруденции (правовой, юридической), криминологии, мате­матического моделирования и др.

Виктимология— учение, наука (учение о жертве).

Жертва преступления всегда связана с насильственными действиями против нее. Поэтому понятие «насилие», «при­нуждение», «сила нервной системы», «нажим», «давление», «агрессия» и др. постоянно являются объектом виктимологического исследования (4).

Насилие — это управление мыслями, чувствами и поступ­ками другого помимо его желания и воли. Это физическое, психологическое, эконо­мическое принуждение жертвы выполнять волю преступни­ка. Физическое насилие проявляется в побоях, избиении, лишении свободы передвижения, истязаниях. Основными способами насилия являются: изоляция, дискредитация, монополизация воспитания, демонстрация «всемогущества насильника», унижения и издевки, осмея­ние в присутствии других людей, постоянные угрозы по по­воду и без повода, легко переходящие в физическое наси­лие, использование психоактивных средств, непоследова­тельные и непредсказуемые требования, частые перепады настроения агрессора, в котором виновата «жертва», вынуждение делать нелепую и бесцельную работу.

Изоляция предполагает лишение информации; дискре­дитация — лишение права на собственное поведение, де­монстрация «всемогущества насильника» — внушить чув­ство страха и т.д.

Психическое насилие (принуждение) — это запугивание физическим воздействием, распространение позорящих слухов, сведений о жертве, ругань, брань и др.

Психическое насилие (принуждение) «жертвы» приво­дит к душевному переутомлению, занижению самооценки и самоконтроля, сужению социальных контактов, появле­нию хронического чувства вины, депрессиям. Психическое насилие проявляется в агрессии, давлении (нажиме), способности жертвы выдерживать длительное

возбуждение.

Агрессия — это врожденное, наступательное поведение человека, направленное на причинение вреда жертве.

Давление (нажим) — это энергичное воздействие на жер­тву с целью побуждения, принуждения к выполнению (или воздержанию) каких-либо действий.

Экономическое принуждение (насилие) - это силовое лишение человека имущества и материальных средств пу­тем мошенничества, кражи и т.п.

Психологические характеристики жертв преступлений подразделяются на пять групп.

Это:

1) лица обладающие в целом активной жизненной позицией. Жертвой становится вследствие недостаточного критического отношения к сложившейся жизненной си­туации;

2) лица, при общей выдержанности, обладающие невысоким духовно-культурным потенциалом и неустоявшейся психикой. Их ум достаточно примитивен, досуг бессодержателен, что и обеспечивает их нахождение в ситуациях, когда они могут оказаться в роли жертвы;

3) обладающие насильственной установкой на разрешение конфликта; агрессивностью, склочностью, не­ уживчивостью, деспотизмом и др. Причинение вреда подобным лицам чаще всего происходит как ответная реакция на их попытки совершения насильственных действий;

4) лица с корыстной направленностью (жадностью, скупос­тью и пр.), проводящей их к совершению преступления. Жертвами они становятся потому, что причине­ние им вреда играет роль своеобразного акта мести за корыстные действия по отношению к своему ближнему окружению;

5) лица для которых характерно сочетание насильственной и корыстной направленности личности.

Изучение уголовных дел о насильственных преступлени­ях показывает, что значительная часть потерпевших от этих преступлений своим поведением либо способствовали со­вершению преступлений, либо провоцировали их.

Компоненты переживаний жертвы чаще всего связаны со страхом, болью, нравственными и психическими стра­даниями, обусловленными преступными посягательствами.

Страх как эмоциональное отражение опасности обуслов­лен неизвестной ситуацией, неверием в свои силы, отсут­ствием информации о возможности благоприятного выхо­да из создавшейся обстановки. Страх может вылиться в аф­фективные формы — ужаса, нарушения логического мышления и т.д. При истязании, избиении, ранениях к со­стоянию страха (ужаса) присоединяется чувство боли. Боль влияет на психические явления (психические процессы, состояния, свойства).

Система основных элементов психологической структу­ры личности потерпевшего обязательно включает в себя изу­чение закономерных связей и взаимоотношений преступ­ника и жертвы.

В зависимости от степени близости, интенсивности и продолжительности отношений с преступником потерпев­шие классифицируются на три группы:

1) состоящие с преступником в родственных связях;

2) знакомые;

3) не знакомы с преступником, встретившиеся с ним непосредственно перед совершением преступления или незадолго до него, случайно либо в связи с исполнением служебных или общественных обязанностей (на­пример, работники милиции).

Взаимоотношения преступника и жертвы могут подраз­деляться:

а) по времени возникновения связи (до совершения преступления, в момент преступного посягательства);

б) по характеру (наличия или отсутствия) взаимодей­ствия (контактного или опосредованного) в процессе совершения преступления;

в) по обстоятельствам образования (определенные взаимоотношения до совершения преступления, остро конфликтная ситуация).

Особое значение в психологии взаимоотношений пре­ступника и жертвы имеет характер связей между будущими преступником и жертвой: дружеские, приятельские, нейт­ральные, враждебные, случайные.

Криминальная психология изучает такие ситуации, ког­да преступник выбирает будущую жертву. В подобных слу­чаях развитие связи преступник — жертва происходит до мо­мента преступного посягательства в одностороннем поряд­ке. Преступник подыскивает себе жертву среди лиц, которые в силу своего аморального поведения являются виктимными. Связь преступник — жертва может образоваться и при отсутствии специального поиска или выбора жертвы. Конкретный человек становиться жертвой чаще всего при случайных обстоятельствах.

 

Литература.

 

1.Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. -352с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2.Практикум по юридической психологии. \ Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин – Ростов на Дону: Феникс, 2007. -224с. – (Высшее образование).

3.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось - 89», 2001. – 704с. Издание учебное. (Юридическая психология).

4. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии \ Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин – Ростов н\Д: Феникс, 2007. – 224с. – ( Высшее образование).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.