Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Судебная медико-психологическая экспертиза



План:

1. Задачи, предмет и компетенция

судебно-психологической экспертизы.

2.Этапы и процедуры экспертизы.

3. Виды судебно-психологической экспертизы.

4.Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.

6. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.

7. Иные виды судебно-психологических экспертиз.

 

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - разновидность экспертных исследований, в которых применяются специальные познания в области пси­хологии.

В России первая известная попытка проведения судебно-психоло­гической экспертизы относится к 1883 г. Предмет СПЭ составляет психическая деятельность человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства) в норме и в экстремальных условиях, изучение которой существенно для правильного разрешения уголовного дела (1 , 250).

 

Аминов пишет, что компетенция СПЭ определяется с учетом следующих критериев:

1) научно-методического уровня развития современной психоло­гической науки, прежде всего научно-методическим уровнем разви­тия базовых наук — общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, т.е. располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компе­тенции СПЭ, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень раз­вития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрас­тать, т.е. этот критерий не носит постоянного характера;

2) в компетенцию СПЭ не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления - вины, ее формы, мотива и цели преступления, оценка доказательств, юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее положение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалифи­кации, так и нравственно-этической стороне экспертной работы.

Основанием назначения и проведения судебно-психологической экспертизы служит потребность органов расследования.

Этапы и процедуры экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивирован­ным определением суда.

Определение о назначении судебно-психологической экспер­тизы должно содержать:

1) подготовительную часть (место, вре­мя вынесения, состав суда, по какому делу);

2) описательную часть (краткая фабула дела);

3) постановляющую часть (объект исследования, вопросы эксперту, кому поручается, перечень ма­териалов дела). Грамотно составленное определение предполага­ет обязательное указание в описательной части:

а) юридических обстоятельств, подлежащих установлению по данному делу, имеющих в своем содержании психологические элементы;

б) конкретных поводов (сведений) к назначению психологиче­ской экспертизы;

в) частного предмета и специального основа­ния назначения экспертизы;

г) общего основания назначения психологической экспертизы. Вопросы, формулируемые судом в определении, диктуют эксперту направление исследования, а перечень вопросов обусловливает часть экспертных построений. Эксперт-психолог не решает правовых вопросов.

Само исследование состоит из нескольких этапов, включа­ющих определение экспертной задачи, выбор методик и их применение. К этапам экспертизы относятся: предварительное исследование материалов дела; ознакомление с объектом ис­следования; выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования; проведение экспериментального исследования или длительного наблюдения; использование тестов;

Решаемые СПЭ вопросы с учетом типичных ситуаций, в которых возникает повод и основание для назначения судеб­но-психологической экспертизы, позволяют условно разде­лить их на следующие виды:

• экспертиза способности воспринимать важные для дела
обстоятельства и давать о них правильные показания;

• экспертиза физиологического аффекта;

• экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании;

• экспертиза индивидуально-психологических особенностей;

• экспертиза несовершеннолетних обвиняемых;

• экспертиза для установления социально-психологической структуры преступной группы;

• экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой;

• посмертная судебно-психологическая экспертиза;

• судебно-психологическая экспертиза в составе комплекс­ных экспертиз.

Субъективной предпосылкой ответственности за пре­ступное деяние является способность индивида осуществлять выбор того или иного поведения в рамках закона. Другими сло­вами, субъект может и должен отвечать за свои деяния настоль­ко, насколько его поведение и действия определялись его сво­бодными волевыми решениями. В связи с этим право учитыва­ет те условия, которые хотя и не исключают полностью, но существенно ограничивают меру осознания и свободу волеизъ­явления при совершении преступления. К таким условиям отно­сятся физиологический аффект и фрустрация.

В психологии аффектами называют сильные и относитель­но кратковременные эмоциональные переживания, сопровожда­емые резко выраженными двигательными и висцеральными про­явлениями.

Отличительные особенности аффекта:

1.ограничение произвольности поведения;

2.снижение уровня его волевой регуляции личностью;

3.ограничение возможности осознания происходящего.

Фрустрации проявляются в разнообразных эмоциональных расстройствах и нарушениях поведения при невозможности до­стичь цели (удовлетворить актуальную потребность) вследствие объективно или субъективно непреодолимых преград (1, 251).

Глубина фрустрации зависит от степени значимости блоки­руемого поведения (силы его мотивированности), от субъектив­ной близости достижения цели в момент появления препят­ствия. Наиболее типичным для фрустрационного поведения является нарушение осмысленной связи поведения с ведущим мотивом .деятельности и целесообраз­ности (организация своего поведения в соответствии с постав­ленной целью).

Цель экспертов при проведении судебно-психопогической экспертизы — раскрыть такие психологические зависимо­сти, которые бы освещали наиболее важные аспекты централь­ного юридического вопроса при определении судом внезапно возникшего сильного душевного волнения, т.е. эксперты долж­ны установить действительную и непосредственную причинную связь между насилием, тяжким оскорблением и аффектом.

Как физиологический аффект, так и состояние выраженно­го эмоционального напряжения (фрустрации) существенно ог­раничивают свободу осознания и волеизъявления. Однако смягчающим вину обстоятельством является лишь совершение преступления лицом в состоянии физиологического аффекта. Провести границу между физиологическим аффектом и эмоци­ональными реакциями, не достигшими аффективной глубины, достаточно тяжело. Эксперту необходимо установить характер­ные особенности того или иного эмоционального реагирования (например, основным определяющим признаком патологичес­кого аффекта является глубокое помрачение сознания с пол­ной дезориентировкой, нарушениями смысловых связей созна­ния, с многочисленными автоматизмами и бессмысленной аг­рессией).

В обязанность и сферу компетенции экспертов входит необхо­димость освещения только психологических предпосылок и качеств таких важных юридических признаков, как внезапность, тяжесть, непосредственность и действительность причины аффективного взрыва. Не подменяя психологических оценок правовыми, экспер­ты могут и должны показать в своем заключении действительную и непрерывную психологическую связь между травмирующей си­туацией, непосредственным поводом в фазе накопления эмоцио­нального напряжения и аффективной разрядкой.

Другой важный организационный вопрос — распределение функций экспертов при производстве комплексной психо­лого-психиатрической экспертизы эмоциональных состоя­ний, что в свою очередь связано с установлением пределов их компетенции.

В обязанности и компетенцию экспертов-психиатров входят:

1) исключение патологического аффекта и других транзиторных психотических (так называемых исключительных) состояний, а также острых реактивных состояний);

2) оценка влияния на развитие и феноменологию аффекта биологической патологии (органических заболеваний головного мозга, психопатических аномалий и др.);

3) оценка процессов психической компенсации и механизмов их нарушения в подготовительной стадии аффекта, установ­ление динамики биологического и психического фона;

4) оценка постаффективного состояния с обращением специального внимания на исключение его психотической глубины (острого реактивного психоза).

В обязанности и сферу компетенции экспертов-психоло­гов входят:

1. оценка ситуации, личности и феноменологии аффективного взрыва;

2. установление психологических механизмов, лежащих в основе особенностей развития и своеобразия внешних проявлений аффекта, констатация их отклонения от типичных законо­мерностей аффективного реагирования;

3. разграничение физиологического аффекта и эмоциональ­ных состояний (стресс, фрустрация), эмоциональных реакций, не достигших аффективной глубины.

Наиболее часто судебно-психологическая и комплексная психолого-психиатрическая экспертизы назначаются по половым преступлениям.

Проводя судебно-психологическую экспертизу потерпев­ших по делам о сексуальных преступлениях, следователь ставит на разрешение экспертизы два вопроса:

1) о способности потерпевшей от изнасилования понимать характер и значение совершенных в отношении нее действий;

2) о способности потерпевшей оказывать активное сопро­тивление.

С процессуальной точки зрения важное значение имеет от­вет эксперта-психолога на вопрос о способности потерпев­шей понимать характер и значение совершенных в отноше­нии нее действий, ибо в случае непонимания ею этих действий ее состояние трактуется как беспомощное. Наличие же беспо­мощного состояния у потерпевшей влияет на правовую оценку действий обвиняемого: то или иное поведение можно расцени­вать либо как преступное, либо как правомерное.

На понимание потерпевшей характера и значения совершен­ных в отношении нее действий влияют уровень знаний, разви­тие соответствующих интересов, характер протекания психичес­ких процессов и, что очень важно, особенности конкретной си­туации, в которой происходят анализируемые явления. Важно выяснить в процессе судебно-психологической экспертизы по­нимание потерпевшей социальных, морально-этических норм, действующих в данной области, а также последствий соверша­емых с ней действий.

Немаловажное значение имеет ответ эксперта-психолога на вопрос о способности потерпевшей оказывать активное сопротивление. Эта способность может быть ограничена, на­пример, возникновением аффекта, страха. Довольно часто от­вет на этот вопрос связан с вопросом о способности потерпев­шей правильно воспринимать и оценивать характер и значение совершаемых в отношении нее действий.

Психологическое наблюдение за группой представляет собой целенаправленное и организованное восприятие различ­ных сторон ее психологии в процессе совместной деятельнос­ти и взаимодействия людей. Наблюдение за группой правона­рушителей и диагностика специфики ее психологии позволяют психологу выявить статус и роли члена этой группы, оценить состояние внутригрупповых отношений, характер поведения лидера.

При экспертизе социально-психологических особенностей членов преступной группы судебными психологами наиболее часто используется процедура стандартизованного изучения группы. Суть этого метода заключается в том, что психолог заранее определяет, какие элементы группового поведения име­ют наибольшее значение для изучения, и сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизованное наблюдение осуществ­ляется с помощью диагностических шкал, формализованных планов и программ наблюдения. При таких исследованиях со­циально-психологических особенностей членов преступной груп­пы психолог не объективен, а субъективен в своих оценках и выводах. Для преодоления этого субъективизма психологами-практиками используются следующие приемы:

1) критичность в оценке группы. Другими словами, это сбалансированность положительных и отрицательных оценок, так как злоупотребление положительными оценками искажает истинную картину психологических явлений в группе;

2) избирательный подход к оценке группы и преодоление распространенных стереотипов. С помощью этого приема исследование группы строится с учетом имеющихся тенденций к усреднению оценок и с использованием стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения;

3) выводы и оценки, основанные на длительном изучении группы. Суть этого приема состоит в том, что изучение психологических особенностей группы должно осуществляться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, но
и посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых, фактов;

4)опора в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологии. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на самом деле такая связь отсутствует или минимальна.

Классификация судебно-психологической экспертизы проводится по следующим признакам:

1) место и условия проведения. При амбулаторной эк­спертизе психолог проводит экспертное исследование в месте содержания подэкспертного лица. В зале судебного заседания психолог-эксперт проводит экспертное исследование непосред­ственно в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Комплексная судебная психолого-психиатрическая эксперти­за проводится чаще стационарно, психиатрами и психологами, являющимися сотрудниками или членами стационарных судебно психиатрических экспертных комиссий, организованных при психиатрических больницах или психоневрологических диспан­серах;

2) предмет экспертизы. По характеру вопросов, решае­мых экспертизой, и юридическому значению экспертных заклю­чений можно выделить следующие виды судебно-психологи­ческой экспертизы:

а) экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого и их влияния на его поведение во вре­мя совершения инкриминируемых ему деяний. Проводится в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания;

б) экспертиза аффекта у обвиняемого в момент совершения инкриминируемых ему деяний. Проводится для судебного установления состояния аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления;

в) экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не свя­занным с психическим расстройством, в полной мере осоз­навать фактический характер и общественную опасность
своих действий либо руководить ими. Проводится для уста­новления возможности осознания и регуляции своих противоправных действий несовершеннолетним;

г) экспертиза способности свидетеля или потерпевшего пра­вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

д) экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею дей­ствий или оказывать сопротивление виновному;

е) экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Судебно-следственные органы интересует причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и самоубийством по­терпевшего лица.

 

Литература.

 

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с

2. .Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

3.Сергеич П. Искусство речи на суде. М.:,2003.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.