Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская



 

Вырезанные на скале фигуры представляют собой первые попытки создать барельефное изображение человека. Эти изображения были расценены как символы плодовитости. Возможно, наиболее значительными по своим пластическим качествам являются найденные в Лосселе (Дордонь, Франция) изображения мужчины и женщины, вырезанные на известняковой скале. Для прорисовки женской фигуры, так называемой Венеры Лоссельской (Музей в Сен-Жермен-эн-Лэ) использовался естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота изображения. Фигура получилась великолепно акцентированной.

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тепа. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного — как гарантии обилия пищи — имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четко прорисован с ясным изображением больших отвисших грудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная (25) черт лица, — признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, — сообщает фигуре некое подобие движения.

На той же стоянке, где была найдена Венера Лоссельская, находится барельеф, представляющий собой изображение мужской фигуры. Ее нижние конечности развернуты в профиль, в то время как верхняя часть торса показана во фронтальном развороте, с левым плечом, обращенным вперед, и поднятой рукой. Такое сочетание различных точек зрения позволяет наилучшим образом выявлять особенности строения человеческой фигуры.

 

Цветные отпечатки рук: позитивный и негативный варианты

Наряду с мужскими и женскими фигурами встречаются и цветные изображения ладоней. Очень часто их средний или безымянный палец выглядит укороченным; это дало возможность сделать предположение о существовании ритуального членовредительства, что еще окончательно не доказано.

Уже в самом начале неолита, в ориньякский период, во всем ареале Пиренеев появляются отпечатки рук на стенах пещер. Существует немалое количество изображений, прорисованных пальцем, в виде более или менее параллельных линий. Тем не менее, число таких памятников незначительно по сравнению с обнаруженным на сегодняшний день количеством цветных отпечатков ладоней.

Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

Негативные отпечатки встречаются чаще позитивных, точно так же, как изображений левых ладоней больше, чем изображений правых.

Отпечатки ладоней располагаются вдоль стены пещеры наподобие фризов, группами или поодиночке. Одиночные изображения, такие, как на стенах пещер Гаргас (французские Пиренеи) или Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), обладают впечатляющей магической силой и, возможно, имеют магические смысл.

Лобковые треугольники

 

На протяжении всего ориньяк-перигорского периода встречаются изображения вульвы в виде максимально абстрактного знака женского репродуктивного органа. Вписанный в женскую фигуру, лобковый треугольник, как правило, акцентирован и в изображения ориньяк-перигорских «венер» и позже на мадленских барельефах. Как и ладони, вульвы могут быть либо прорисованы линейно, либо изображены в цвете, сами по себе или в сочетании с другим символами и абстрактными знаками. (26) Иллюстрацией к сказанному могут служить изображения на стоянках Ле Феррази и Абри Кастанет (Дордонь), обе — во Франции. Это отдельные или изолированные изображения вульв, выгравированные на камне. Особый случай представляет собой пещера Тито Бустильо (Астурия, Испания), с ее живописным ансамблем, получившим название «святилища вульв».

Отличающиеся многообразием изображения вульв могут быть типологически сгруппированы в ряд, который представит их эволюцию от связанных с натуралистическим контекстом, подобно тем, что вписаны в женские тела на рельефах в Ла Мадлен и Лоссель (Дордонь, Франция), до максимально абстрактных, подобных одиночным символам красной живописи пещеры Тито Бустильо.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.