Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Символика музыкальных инструментов



Взглянем на изречение, приписываемое Пифагору и приводимое Порфирием: «Звук, издаваемый звенящей медью, есть голос духа, живущего в ней». Эти слова можно принять за изречение какого-нибудь дикарского анимистического философа. Однако, хоть и с иным значением, изменение вызвано столетиями философствования. Окен употребляет выражение, почти тождественное по форме: «То, что звучит, обнаруживает тем свой дух». Мысль дикаря и Порфирия состояла в том, что металл был действительно одушевлен духом металла, отдельным от вещества последнего, но когда современный философ повторяет старую фразу, он имеет в виду только качество металла.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура:

Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

С. 353.

 

По представлению шумерийцев, боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения, а в городской иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов начиналось летоисчисление. В культовой музыке «использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвященных культу Луны и звезде Иштар (планета Венера), участвовал медный барабан, а вообще в храме часто звучали тамбурины.

Данисевич Н. Музыка // Популярная энциклопедия

искусств музыка, танцы, балет, кинематограф. Сост:

Музыка - Н. Данисевич; танцы и балет – П.Каменец-

Подольский; кинематограф – Д.Шевченко. СПБ.:

Диля, 2001. С.14.

 

В древности считалось, что музыкальные инструменты - дар богов. В карело-финских рунах рассказывается, как Вяйнямейнен, демиург, певец и чародей, создал из хребта огромной рыбы музыкальный инструмент - кантеле. Однажды он спустился на гору, где все твари ждали его, чтобы услышать музыку, поучиться «праздничному языку». Волшебные звуки кантеле зачаровали людей, зверей и птиц, хозяйку воды и хозяйку лесов. Но деревья научились только шелестеть, река - журчать, певчие птички переняли прелюдию, одни звери - скрип колков, другие - звон струн, меньше всего переняли рыбы, высунувшие голову только по уши, - они научились шевелить ртом и остались безгласыми. Человек же усвоил все, поэтому его песня доходит до глубины души и жилища богов. Музыкальные инструменты, которые использовались в различных ритуалах, были священны… В древних культурах каждый музыкальный инструмент воплощал многозначную символику. По своему назначению условно делились и группы инструментов. Так, струнные (арфа, лира, псалтериум, кифара и т.п.) олицетворяли надзвездные сферы; это инструменты богов, муз, пророков, царей, жрецов. Инструменты, сделанные из металла, — символ горных вершин, музыки высшего сословия и рыцарства. Деревянные духовые инструменты - символ долин, музыки простонародья (пастухов, ремесленников и пр.). История музыкальных инструментов - это не столько история технических усовершенствований, сколько отражение развития человеческой души, развития человеческого духа. Знакомство с символикой, рожденной мифологическим сознанием, небесполезно и сегодня. Очевидно, что композиторы разных эпох творчески использовали и продолжают использовать музыкальные инструменты в их древнем, символическом значении.

Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей /

РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед.;

Отв. ред. Галинская И.Л. – М., 2002. С. 110-111.

 

Китайская музыкальная культура располагала большим набором инструментов, которые в традиции подразделяются на четыре вида: из камня (каменные барабаны), металла (колокола, отличающиеся от европейского колокола отсутствием языка и являющиеся по сути ударными музыкальными инструментами), из бамбука и из шелка (соответственно духовые и струнные музыкальные инструменты). Многие из них, как, например, флейты, свирели, гусли-цин, лютня-пипа, имеют аналоги среди музыкальных инструментов других народов мира. К числу наиболее своеобразных китайских музыкальных инструментов относятся: литофон — набор определенным образом настроенных каменных плит, а затем — бронзовых колоколов, губной органчик (шэн), состоящий из тыквенного сосуда (в качестве воздушного резервуара) и вставленного в него набора (13, 24, 26) бамбуковых трубок. Высшее место в иерархии местных музыкальных инструментов (124) занимают инструменты из камня и металла, звук которых отождествлялся китайцами со звуком грома, а сами инструменты ассоциировались с Центром. Изобретение барабана приписывается традицией Желтому императору. (125)

Кравцова М.Е. История культуры Китая.

– СПб.: Лань, 1999. С. 124-125.

 

Арфа в различных культурах символизирует сверхъестественный мир; эмпирей (по космологическим представлениям древних греков, - наиболее высокая часть неба, наполненная светом и огнем); царство небесное; пророчество; небесную благодать; гармонию; радость; любовь; надежду; чистоту...

В Древнем Египте создателем арфы считался бог мудрости, счета и письма Тот, небесным покровителем арфистов - златокрылый бог Света Гор; сам Пта - главное божество Египта - играл на арфе. В древнегреческих легендах изобретение арфы приписывается Меркурию или Амфиону, а древнеиудейская традиция творцом арфы называет Иувала.

…В северной части Центральной Африки, помимо инструментов, которые исторически восходят к арфам Древнего Египта, были (111) обнаружены антропоморфные арфы нгбака. Они олицетворяют духов, вызываемых музыкантом, который зачастую был колдуном, знахарем или прорицателем того или иного племени. (112)

В скандинавской мифологии арфа связана с лебедем и белым конем - проводником душ в мир иной, а также с мистической лестницей, соединяющей гармонию земли и неба. По этой лестнице душа Героя может достичь того света, поэтому героям Эдды арфу клали в гроб или на могилу.

Арфа - символ музыки, поэзии, атрибут музы танца Терпсихоры и богов дождя и урожая. Ангелы, играя на арфе, воплощают в звуках небесную радость и гармонию.

Древнегреческий владыка ветров Эол тоже играет на арфе… (113)

Барабан символизирует Древо мира; тайную силу; вибрацию Космоса, небес, Земли; соглашение; сообщение, связь; восторг, (114) экстаз; радость, веселье; тщеславие; молнию, гром; культ государства; экзекуцию; погребение... Барабаны различных типов появились еще во времена неолита. В Моравии найден барабан, который датируется VI тыс. до н.э., первые барабаны на территории Египта и Месопотамии археологи относят к IV-III тыс. до н.э. С древности барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, в религиозных обрядах. Считалось, что барабан имеет огромную магическую силу, и его изготовление было связано с особыми ритуалами.

Известны барабаны самых различных форм (круглые, цилиндрические, трапециевидные, «тюльпановидные», антропоморфные, зооморфные - в виде фигурок антилоп, буйволов и пр.) и размеров (от крошечных до 2 м. в диаметре). Старейший ударный инструмент - тимпан - …использовался в Греции с V в. до н.э. в государственных и культовых церемониях, на празднествах в честь Диониса и Кибелы… в греческой мифологии - владычица гор, лесов, зверей, дарительница плодоносных сил земли. Позже Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. – С.Г.) Аналогичные инструменты (часто под другими названиями) были распространены среди шумеров, иудеев, народов Семиречья и в других культурах.

Интересно, что на тимпанах играли преимущественно женщины…

Барабан был одним из посредников между небом и землей…

…В китайской мифологии барабан выступает в качестве демиурга, создавшего колокол и мелодию, а также он символизирует огонь и лето. По другой версии, первый барабан сделал Желтый Предок/Хуанди из шкуры одноногого дракона, похожего на быка, с туловищем изумрудного цвета. Твердость и мужество, ловкость и искусность, необходимые для борьбы со смертью, олицетворялись барабанщиками, бившими во время похоронной процессии в большие барабаны, гром которых устрашал нечисть, возвещая победу жизни.

В ритуальной музыке Тибета барабан воплощает бесконечность жизни и движения, управляемых законом внутреннего ритма, с чередованием циклов творения и разрушения. В одной из притч Будда сравнивает вечный закон Вселенной - Дхарму - с ритмом барабана; а достигнув просветления, Будда говорит о «барабане бессмертия», звучание которого он хочет передать всему миру.

В Африке сложился «алфавит» и «язык» барабанов, служащий своеобразным беспроволочным телеграфом. Знахари и целители предпочитают щелевые барабаны, украшенные искусной резьбой, с помощью которых они вызывают духов-покровителей. Кроме того, деревянные африканские барабаны имеют множество символических значений - это Слово, Логос; ритм души; «эхо человеческой экзистенции»; жертвенный алтарь; первооснова Земли... На Африканском континенте барабаны участвуют во всех магических ритуалах.

На Алтае издавна считалось, что шаманский бубен - это марал, верхом на котором шаман путешествует по горам. Бубен символизирует лук, отгоняющий злых духов (недаром в инструмент вставляется железная тетива-поперечина); кроме того, бубен еще и посох шамана, и его убежище. Можно сказать, что бубен - это двойник шамана - так тесно связана их жизнь.

По представлению древних, барабанные ритмы подобны движению и музыке звезд и доставляют наслаждение богам и богиням. Под грохот барабанов зазывали грозу, долгожданный «урожайный» дождь. (116)

Барабан в форме буквы «X» - символ горнего и дольнего миров, а круглый барабан в ряде культур символизировал весь мир.

Маленький барабан (дамару) в форме песочных часов - атрибут Шивы - одного из верховных богов индуизма. Согласно легенде, бог-созидатель и бог-разрушитель Шива держит в руках «барабан бессмертия». Барабан - атрибут богов-громовержцев древнеиндийской и греческой мифологии - Индры и Марса.

…В различных культурах колокол символизирует музыку, гармонию; сигнал тревоги; время; глас Божий; проповедь, молитву; крещение; эгзорцизм; печаль, траур, похороны; анафему; послушание; свободу; радость; рай; здоровье; андрогинность; девичество, невинность; воду; внутреннюю пустоту...

Первые колокола появились в Китае во II тыс. до н.э. Древние цивилизации Японии, Индии и Среднего Востока использовали различные колокольчики в качестве талисмана и жертвенного предмета. В Юго-Восточной Азии и поныне сохранились символические названия частей колокола. Например, ухо колокола называется «ухо дракона», а дракон - традиционный символ императорской власти и творческой силы. В Юго-Восточной Азии ручные колокола были провозвестниками силы дэ (энергия, потенция) - мироустроительной силы монарха. Звон колоколов предварял чтение императорских указов, и, как гласит японский эпос «Хайке-моногатари», в старину, когда читался высочайший указ, увядшие деревья и травы вновь зеленели, а летящие в небе птицы повиновались августейшему слову. В древних оркестрах Китая колокола всегда звучали с литофонами. Колокол - символ земли, литофоны - воды. Конфуций называл музыку колоколов и литофонов «созвучием великих совершенств». Колокола входили в оркестры, игравшие на службах Небу, Земле, Предкам и Духам-охранителям государства. Придя к власти, каждая новая династия устанавливала новую высоту для исходного тона в двенадцатитоновой системе люй-люй (букв.: 12 люй; люй - мера). Шесть нечетных звуков символизировали светлое, активное мужское начало Неба — ян, а шесть четных — темное пассивное, женское начало Земли — инь. Каждый тон соответствовал определенной фазе Луны, знаку Зодиака, (117) часу суток. Каждый из колоколов издавал один из 12 звуков люй, обозначая первую ноту гимна и первую ноту каждой из строф. Ритуальная музыка осмысливалась как созвучие со Вселенной, может быть, поэтому иероглифы «гимн», «колокол», «музыка», «радость» входили в один синонимический ряд.

Колокол - символ плодородия: его ручка и язык рассматривались как мужское начало, а поверхность - как женское.

Колокол - символ чистоты и невинности: по древним иудейским законам, девственницы должны были носить колокольчики. (118)

Лира - символ искусства, его силы и магии, символ гармонии, поэтического вдохновения, поэзии, лирики, вкуса; мудрости; супружеской верности и любви...

Согласно древнегреческому мифу, первая лира была сделана Гермесом из панциря черепахи и подарена им Аполлону…

Большие лиры шумеров (до 1,5 м. в высоту) относятся к III тыс. до н.э., а лиры Вавилона и Египта - ко II тыс. до н.э.

Лира - инструмент богов, героев и муз: Гермеса, Аполлона, Орфея, Амфиона, музы танца Терпсихоры и музы любовной лирики Эрато.

Лира - символ светлого ума и достоинства. На ней играет мудрый, добрый и великодушный кентавр Хирон - воспитатель героев (Тесея, Ясона и маленького Ахилла) и наставник великого врачевателя Асклепия. (120)

Звуки лиры могли пробудить любовь, изменить течение рек, заставить двигаться леса и горы, усмирять диких зверей... Амфион игрой на лире, подаренной ему Гермесом, приводил в движение камни, которые складывались в крепостные стены города Фивы. Магической силе искусства Орфея покорялись боги, люди и вся природа. Игрой на лире он усмиряет морские волны, спасая аргонавтов. Отправившись за своей супругой Эвридикой в царство мертвых, он очаровывает музыкой и его стража Пса Кербера, и Эриний, и Персефону, и Аида. Смерть Орфея, растерзанного менадами, оплакивали люди, птицы, звери, леса, камни, реки, плененные его искусством…

Боги собрали обломки инструмента и превратили в созвездие Лиры. В некоторых эзотерических школах семь струн лиры Орфея символизируют семь божественных истин, семь ключей к универсальной истине.

По мнению армянского мыслителя Иоанна Ерзынкаци (XIII в.), «четырехструнная лира больше и лучше всех показывает силу всего искусства, ибо она сделана соответственно человеческой природе. Ее четыре струны соответствуют как бы четырем стихиям природы, сконцентрированным в человеке. Первая из этих струн называется зил [звенящая], или сур [высокая], вторая называется туга [вернее, дуга, т.е. второе по-персидски], а третья - сета [третье по-персидски]. Сур - теплая и влажная, как кровь. Вторая - дуга - теплая и сухая, как желтая желчь. Третья - сета, холодная и сухая, как черная желчь. Четвертая - бамб, или тяжелая, - холодна и влажна, как флегма-слизь» (5, с. 364). (121)

Цинь - древнейший китайский струнный инструмент. Согласно мифам и легендам, цинь появился в III тыс. до н.э. В музыкальную культуру Китая цинь широко вошел уже в XI-III вв. до н.э. С времен архаики цинь был символом всеобщего порядка, инструментом, приводившим в гармонию отношения Вселенной, Поднебесной и Человека. Цинь ассоциировался также с образами мифологических существ — драконом (символом благородства, созидательной силы, водной стихии и пр.) и фениксом (символом мира и процветания), а также с темным журавлем - символом долголетия. Создателем циня считался легендарный император Фу-си, творения которого были совершенны и исполнены глубочайшим сакральным смыслом. Так, выгнутая верхняя часть корпуса циня по отношению к нижней, плоской части инструмента, - символ Неба, обнимающего Землю, пять струн древнего циня связывались с пятью элементами мироздания (огонь, вода, дерево, земля, металл), а семь струн циня более поздней конструкции - с семью планетами.

…В Африке с помощью рога охотники передают сообщения на короткие расстояния, а рога из слоновой кости (бивня слона), украшенные искусной резьбой, бережно хранятся вождями племен как сакральные предметы.

Тибетская ритуальная музыка строится на самых низких вибрациях, какие только способны производить инструменты и человеческий голос. Звуки, словно громовые раскаты, выходящие, кажется, из самых недр земли или из глубин космоса, передают мантрическое звучание природы, символизирующее творящие вибрации Вселенной - начало всех вещей. Гигантские двенадцатифутовые радонги служат основой тибетского ритуала. Радонги всегда соединены парами и вступают попеременно, плавно переливаясь друг в друга, создавая непрерывное, постепенно нарастающее и убывающее звучание, словно приливы и отливы океана звуков. Голоса радонгов и человеческий бас олицетворяют первобытный космический звук, звучание беспредельности пространства. (125)

В европейских и Средиземноморских культурах флейта - символ сельской идиллии; атрибут Диониса и Кибелы, символ неистовых, жестоких оргиастических мистерий. Согласно философской символике культур Дальнего Востока, 12 трубок своеобразной флейты Пана олицетворяют ян и инь, небесное и земное, мужское и женское начало, свет и тьму... В Индии звуки флейты ассоциируются с понятием «лила», что означает «божественная игра творения». (126)

Многие духовые инструменты пришли в Древнюю Грецию с Востока вместе с экстатическим, оргиастическим культом Диониса. Трубный звук фригийской флейты, которая нередко изготовлялась из костей осла (по представлениям греков, «самого грубого и бесчувственного животного»), воспринимался как вызов Диониса солнечному богу Аполлону… В Древней Японии духовые инструменты типа флейты, флажолета или гобоя изготовлялись из бамбука, что придавало не только характерную особенность их звучанию, но и определенную символическую нагрузку. Согласно священной книге японцев «Кодзики», молодой побег бамбука почитался как бог роста и проявления скрытых сил природы. (127)

Скрипка сразу заняла трон царицы звуков. Инструмент, способный передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, был символом божественного и земного, ангельского и дьявольского, символом души Мира, души Космоса, Земли, Природы, Человека. (128)

Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей /

РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед.;

Отв. ред. Галинская И.Л. – М., 2002. С. 110-128.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.