Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техника исполнения: краски, резьба и рельеф



Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием.

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Нанесение краски производилось более или менее обработанной кистью или методом разбрызгивания краски по поверхности. В качестве основы использовались скальные стены, которые предварительно покрывались слоем закрепляющего вещества. Применялись также тампоны, смоченные в красящем веществе.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

Иногда резьба использовалась на рисованных изображениях для акцентирования некоторых деталей. Наиболее широкие углубления делались с помощью (20) долота. Линии резьбы зачастую настолько тонки, что их можно увидеть только при ярком освещении. В других случаях это достаточно мощные и глубокие борозды. Можно также встретить ряд углублений, сделанных пальцами во влажной земле или глине.

Рельефная резьба чаще встречается на статуэтках, чем в наскальной живописи, хотя и в последней ее также можно иногда видеть. Если в первых случаях она представляет собой мелкие фигурки, которыми завершаются изделия из кости, а иногда даже объемные групповые скульптуры, то в наскальной живописи это обычно барельефы.

Древние авторы нередко использовали природный рельеф скалистой поверхности, слегка выделяя отдельные его детали для создания объемного образа того или иного животного. Иногда попадаются фигурки, изготовленные из глины, но такие находки очень редки.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных. (21)

Тематика

 

Излюбленными объектами изображения древних художников были животные, а также условные знаки и, в меньшей степени, люди. На рисунках нет пейзажного фона. Хотя группирование животных может казаться достаточно причудливым, в действительности это, как правило, сочетание достаточно продуманное и заранее распланированное. Это подтверждают выводы специалистов международного класса по первобытной истории.

Изображение животных

И в наскальной живописи, и в скульптурных изображениях чрезвычайно широко представлены животные: одиночные и в группах, неподвижные и в движении, пасущиеся и бегущие, здоровые и раненые. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

Нет точных данных относительно критериев, по которым отбирались виды животных, отраженные в наскальной живописи.

Возможно, не все изображения выражают необходимость поиска пищи. Несомненно, выбор для рисования того или иного животного диктовался некоей более широкой и сложной символической необходимостью.

Наиболее часто встречается изображение предка современной лошади. Кости этого животного обнаружены при ведении наиболее важных археологических раскопок. Почти во всех пещерах с наскальной живописью встречаются изображения лошади.

На этих рисунках заметны ее явные отличия от современной лошади, которая более стройна и менее космата. Возможно, одно из наиболее красивых ее изображений находится на скале у стоянки первобытного человека в Коммарке (Дордонь, Франция). На этой скале вырезана лошадиная голова длиной почти в два метра. Контуры головы едва обозначены легкими углублениями, достаточными для того, чтобы увидеть изображение.

Вторым после лошади по частоте изображения является бизон. Наиболее известными его экземплярами являются бизоны в пещере Альтамира (Кантабрия, Испания).

Из других животных породы парнокопытных часто встречается изображение дикого тура или зубра огромных размеров, с темной шерстью, что контрастирует с рисунками коров, которые изображены белее мелкими и с более (22)светлой окраской. Наиболее привлекательными являются их изображения в пещере Ласко (Монтиньяк, Франция).

В наскальных рисунках нередко встречается изображение горной козы. Такие изображения есть во Франции, в пещерах Парнон-Пар и Эббу. На иберийском полуострове их можно видеть в пещере Эль Кастильо (Кантабрия, Испания).

При археологических раскопках часто встречается изображение оленя, вырезанное из кости. Поэтому эпоха палеолита еще называется «веком оленя». Рога этого животного нередко использовались для выработки различных инструментов и обычно украшались резьбой. Изображения оленей с преувеличенно большими рогами типичны для зоны Кантабрийского моря. Много изображений этого животного можно найти в пещере Ласко в Монтиньяке. Рисунки самок оленя есть в пещере Эббу (Ар-деш, Франция). Их силуэты схематически изображены на скале несколькими прямыми линиями.

Предполагалось, что изображение мамонта вряд ли можно встретить на образцах искусства эпохи палеолита. Однако в пещере Руффиньяк (Дордонь, Франция) были обнаружены более сотни его рисунков, сделанных толстыми черными линиями. Рыбы обычно представлены на небольших произведениях искусства той эпохи.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.