Работа по изучению курса судебная экспертиза в уголовном процессе должна носить последовательный и систематический характер. Только такой подход может обеспечить прочное и самостоятельное усвоение материала, успешную подготовку к практическим занятиям, своевременную сдачу зачета. Работу целесообразно осуществлять в следующем порядке: ознакомление с программой, изучение законодательного и иного нормативного правового материала, изучение учебного материала (учебники, учебные пособия), изучение дополнительной научной литературы. Целесообразно, чтобы изучение материалов сопровождалось их конспектированием, что может способствовать их эффективному усвоению.
Более глубокому изучению материалов может способствовать и ознакомление с текущей судебной практикой, которая ежемесячно публикуется в журнале «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», а также имеется в нормативных базах данных Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и других. Кроме того, студентам следует использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Российский судья», «Судья». «Мировой судья», «Российский следователь», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение» и др.
Изучение курса «судебная экспертиза в уголовном процессе» основано на последовательном рассмотрении общетеоретических положений, касающихся процессуальных аспектов судебной экспертизы, а также основных теоретических положений судебной экспертизы: понятие предмета, объекта, задач и методов исследования.
Раскрывая понятие судебной экспертизы необходимо обращать внимание на то, что это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом.
Определение предмета судебной экспертизы в общем виде конкретизируется через определения предметов экспертиз различных родов и видов. Так, например, предметом судебной компьютерно-технической экспертизы являются те факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей разработки и эксплуатации компьютерных средств, обеспечивающих реализацию информационных процессов, что зафиксированы в материалах уголовного дела.
Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям, и диагностические задачи, состоящие в выявлении механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д.
Надо иметь ввиду, что экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям. Имеют ли эти основания право на существование - подсказывает теоретическая и практическая значимость классификационных групп выделяемых в результате их использования.
Обучение проводится в форме семинарских/практических занятий, а также в форме самостоятельной работы.
Темы, на которые следовало бы обратить особое внимание – это темы, связанные с уяснением сущности комиссионных и комплексных судебных экспертиз, а также с особенностями подготовки, назначения и организации производства судебных экспертиз и оценки заключения эксперта.
Касаясь комплексных видов экспертных исследований, необходимо подробнее остановиться на таких их разновидностях, как медико-криминалистическая и др. В первую очередь необходимо обратить внимание на используемые в этих исследованиях научные методы, а также на особенности предмета и специфику задач.
На практических занятиях рассматриваются частные вопросы судебных экспертиз на примерах из экспертной практики и деятельности экспертно-криминалистических подразделений Министерства юстиции России, МВД России. Практически каждое занятие должно сопровождаться практической работой, связанной с подготовкой и назначением судебных экспертиз различных видов, а также оценкой экспертных заключений. Значительное внимание должно уделяться современным родам и видам судебных экспертиз (например автороведческая, фоноскопическая, компьютерно-техническая экспертизы) или современным методам исследования в рамках традиционных родов и видов экспертных исследований (например молекулярно-генетический метод).
При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на отличие судебной экспертизы от других видов экспертиз и других форм использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Необходимо знать организационно-правовую классификацию судебных экспертиз и классификацию по предметно-объектовому методу. При изучении основных классов и родов судебных экспертиз следует обратить внимание на определение предмета, объектов экспертизы и решаемые задачи расследования. Необходимо иметь четкое представление о возможных формах выводов эксперта и их доказательственном значении.
Все вопросы, возникающие в процессе в изучении курса, выясняются у преподавателя, как в процессе практических занятий, так и в индивидуальном порядке на консультациях.
Самостоятельная работа магистрантов заключается, прежде всего, в изучении основной литературы которую указал преподаватель и в которой содержатся основные необходимые для усвоения курса положения. Это позволяет методически правильно подойти к выбору учебной и научной литературы, сделать верные акценты на отдельные положения различных авторов. При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить рекомендованную литературу по теме и, если возникнут затруднения в понимании темы, определить круг неясных вопросов, которые следует обсудить на занятиях.
В первую очередь необходимо законспектировать основные положения в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также в ведомственных инструкциях Министерства юстиции РФ и МВД РФ, касающихся организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях этих ведомств. Кроме того, необходимо знать основные перечни родов и видов судебных экспертиз, которые производятся в указанных учреждениях.
Особое внимание необходимо уделить классификации судебных экспертиз (классы, роды, виды и подвиды), основаниям их деления на указанные классификационные группы. В первую очередь это касается научных направлений, используемых в исследованиях, объектов исследования и круга решаемых задач.
Кроме того, при подготовке вопросов, касающихся оценки экспертного заключения следователем и судом, учитывая, что это процесс установления достоверности, относимости и допустимости заключения, определения форм и путей его использования в доказывании, необходимо придерживаться существующих стадий этого процесса:
- Проверка соблюдения требований закона при назначении экспертизы.
- Проверка подлинности и достаточности исследовавшихся вещественных доказательств и образцов.
- Оценка научной обоснованности экспертной методики и правомерности ее применения в данном конкретном случае.
- Проверка и оценка полноты и всесторонности заключения.
- Оценка логической обоснованности хода и результатов экспертного исследования.
- Проверка относимости результатов экспертного исследования к данному уголовному делу.
- Проверка соответствия выводов эксперта имеющимся по делу доказательствам
По завершении изучения курса магистрант сдаёт зачет с оценкой. Оценка знаний, умений и навыков определяется с учетом знаний теоретических положений, а также способности практического применения этих знаний в работе правоохранительных органов при обнаружении, закреплении, изъятии, сохранении, предварительном исследовании следов, а также при подготовке, назначении различных экспертиз и оценке заключений экспертов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Магистранты на втором курсе в течение третьего семестра выполняют одну контрольную работу.
Контрольная работа заключается в подготовке ответа на устный теоретический вопрос и решении задачи. магистранты должен показать умение использовать материал при практическом разрешении проблем.
При подготовке теоретического вопроса необходимо подготовить доклад объемом 10 – 15 страниц. По тексту должны содержаться сноски на использованную литературу, в конце необходимо представить библиографический список.
При решении практического задания (решении задачи) следует изучить условия задачи, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими.
Условия задач в текст работы следует включать обязательно.
Варианты работ распределяются в соответствии с последней цифрой зачетки – последняя цифра зачетки – это и есть вариант задания, если последняя цифра ноль, то студен выбирает 10 вариант.
Контрольные работы оцениваются в зависимости от правильности и полноты ответа на теоретический вопрос и решения задач.