по направлению подготовки 030900.68, уголовно-правовой профиль
магистерская программа
«Уголовное судопроизводство в Российской Федерации,
криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и
судебная экспертиза»
Ростов-на-Дону
Автор:
Игнашин, В., И., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «РАП»
Рецензенты:
Денисенко, В., В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса факультета экономики, управления и права ФГБОУ ВПО «РГУПС»
Серегина, Е., В., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «РАП»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная экспертиза в уголовном процессе» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Одобрен кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № ___от «___»___________2013г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от __________ г.).
10. Вопросы для подготовки к зачету / и зачету с оценкой …………….…....45
ВВЕДЕНИЕ
Судебная экспертиза в уголовном процессе является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция».
Расследование любого уголовного дела не может обойтись без назначения и проведения различного рода экспертиз. Практика показывает, что нередко именно результаты проведенных по поручениям следователей экспертных исследований ложатся в основу доказывания по конкретным уголовным делам и квалификации действий подозреваемых (обвиняемых). Это обуславливает необходимость изучения магистрами современных возможностей криминалистических экспертиз, их видов, знания экспертных учреждений, функционирующих на территории РФ и их возможностей. Кроме того, будущие практические работники должны знать установленный порядок подготовки, назначения и проведения экспертных исследований и уметь применять полученные теоретические познания на практике.
Изучение данной дисциплины предполагает проведение с магистрами практических занятий по утвержденному плану, с целью отработки теоретических знаний на практике. Текущим видом контроля знаний магистров являются опросы в процессе проведения практических занятий, тестирование по специально разработанным комплексам тестов. По итогам каждого семестра предусматривается сдача зачета по пройденному материалу.
Результирующая оценка знаний магистров складывается из оценки теоретических знаний, а также практических навыков, полученных в ходе обучения.
Целью курса являются формирование у студентов комплекса необходимых юристу теоретических знаний о современных возможностях судебной экспертизы.
Данный курс расширяет представления о разнообразии и перспективах развития современных возможностей производства экспертных исследований при рассмотрении широкого круга уголовных дел.
Задачи курса:
изучение современных возможностей криминалистических экспертиз и решаемых ими вопросов;
усвоение правил подготовки, назначения и проведения криминалистических экспертиз;
получение практических навыков в подготовке и назначении криминалистических экспертиз.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
основные положения общей теории судебной экспертизы, систему ее основных понятий и категорий;
современные возможности судебной экспертизы, основные положения и рекомендации по ее назначению;
идентификационные и диагностические вопросы, решаемые при производстве экспертных исследований;
виды экспертиз и вопросы, решаемые при их производстве. Доказательственное значение результатов экспертных исследований.
Уметь:
оформить необходимые для производства экспертизы процессуальные документы;
грамотно сформулировать выносимые на ее рассмотрение вопросы.
Быть ознакомленными:
с актуальными проблемами теории и практики судебной экспертизы;
с содержанием нормативно-правовых актов, регулирующих основания и порядок назначения и производства судебной экспертизы.
Учебная дисциплина «Судебная экспертиза в уголовном процессе» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010г. №1763, которыми должен обладать выпускник:
а) Общекультурные компетенции (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
б) Профессиональные компетенции (ПК):
в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Вид учебной работы (по учебному плану)
Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная
Зачетные единицы - общая трудоемкость
3 з.е - 108
Всего аудиторных занятий
из них:
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля
зачет/зачет с оценкой
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ № п/п
Разделы (темы) дисциплины
Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции
Практические
С/р
2 семестр
Тема 1.Подготовка и назначение судебной экспертизы.
Тема 2.Заключение судебного эксперта и его использование в доказывании по уголовным делам.