Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перечень примерных имитационных задач



Задача 1. На основе теоретических представлений о психологии личностного и познавательного развития младших подростков дайте характеристику особенностей использования различных форм и методов (способов) обучения в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Проанализируйте ситуацию. В процессе плановой индивидуальной беседы с одним из обучающихся классному руководителю 5 класса стало известно, что у мальчика в течение первых двух месяцев обучения сложилось устойчивое представление о своих познавательных способностях как явно недостаточных для успешного обучения математике. В качестве аргументов обучающийся назвал затруднения в решении математических задач. Кроме этого ученик отметил, что часто не успевает записать устное объяснение заданий, а переспрашивать стесняется.

Вопросы для анализа:

1. Каковы наиболее вероятные причины сформировавшейся у ученика отрицательной оценки своих способностей к математике?

2. Какие действия следует предпринять классному руководителю для выхода из сложившейся ситуации?

3. Какие параметры учебной деятельности и особенности познавательного и личностного развития данного ученика должны стать основой индивидуализации образовательного процесса?

4. Каковы структура и основные параметры программы психолого-педагогической поддержки данного ученика, испытывающего трудности в обучении?

 

Задача 2. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации специализированного процесса обучения и воспитания различных категорий подростков (на конкретном примере).

Проанализируйте ситуацию. В седьмой класс общеобразовательной школы в начале второго полугодия поступил ученик. Семья ученика переехала на новое место жительства в связи с новым назначением отца. Учитель математики обратил внимание на то, что данный ученик на уроке занят выполнением учебных заданий не более 7 минут, все остальное время перелистывает «посторонние книги», делая краткие записи в планшетнике. При этом по ходу урока на вопросы учителя всегда дает верные ответы. В поведении подростка на уроках математики отчетливо видно, что он затрачивает большие усилия на то, чтобы организовать свою занятость и не нарушать ход урока.

Вопросы для анализа:

1. Каковы вероятные причины такого поведения подростка на уроках математики?

2. Какие действия следует предпринять учителю для выхода из сложившейся ситуации?

3. Какие рекомендации Вы можете предложить педагогу по организации и изменению содержания учебной деятельности подростка?

4. Каковы структура и основные параметры специализированной образовательной программы для данной категории обучающихся?

 

Задача 3. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации специализированного процесса обучения и воспитания подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (на конкретном примере).

Проанализируйте ситуацию. В пятый класс общеобразовательной школы в начале второй четверти поступил ученик. Семья ученика переехала на новое место жительства в связи с наводнением и потерей жилья. Учитель обратил внимание на то, что данный ученик все свои учебные действия достаточно громко комментирует, чем обращает на себя внимание одноклассников. При этом отдельные одноклассники выражают свое неудовольствие таким поведением «новичка».

Вопросы для анализа:

1. Каковы вероятные психологические причины комментирования ребенком своих учебных действий? При формулировке вероятных причин подобного поведения следует исходить из того, что в данной ситуации стремление обучающегося обратить на себя внимание не обладает побудительной силой.

2. Какие действия следует предпринять учителю для выхода из сложившейся ситуации?

3. Какие рекомендации Вы можете предложить педагогу по организации педагогической поддержки подростка, оказавшегося в сложной ситуации?

4. Каковы структура и основные параметры специализированной образовательной программы для обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации?

Задача 4. На основе теоретических представлений о понятии «зона ближайшего развития» дайте характеристику возможностей конструкта «зона ближайшего развития» для его применения в диагностике познавательного развития обучающихся и реализации в учебно-воспитательном процессе.

Проанализируйте ситуацию. В пятом классе обучаются три ученика, испытывающие сходные трудности при изучении русского языка. Эти учащиеся, как правило, допускают большое количество орфографических ошибок при выполнении самостоятельных письменных работ. Для «отстающих» учеников были организованы дополнительные занятия в подгруппе. После двух месяцев дополнительных занятий у одного из школьников количество орфографических ошибок при выполнении самостоятельных письменных работ практически не изменилось.

Вопросы для анализа:

1. Каковы вероятные причины различий результатов дополнительных занятий обучающихся, которые имеют сходные трудности?

2. Каковы наиболее вероятные последствия сохранения данной ситуации?

3. Какая из известных Вам технологий определения зоны ближайшего развития отвечает специфике данной ситуации?

4. Каков алгоритм разработки и реализации индивидуальной программы развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении?

 

Задача 5. На основе представлений о психологических закономерностях возрастного развития и индивидуальных особенностей подростков дайте характеристику разных вариантов их проявления в учебно-воспитательном процессе.

Проанализируйте ситуацию. В восьмом классе обучается подросток, который на протяжении последних 2 недель небрежно или не полностью выполняет домашние задания по русскому языку. При внимательном наблюдении можно заметить, что у подростка пониженный фон настроения, он избегает контактов со сверстниками. На одном из уроков русского языка учитель эмоционально выразил свое отношение к результатам его учебной деятельности. В ответ на замечание учителя, содержащее элементы сарказма, подросток громко с использованием ненормативной лексики выразил свое несогласие с замечанием и демонстративно вышел из класса.

Вопросы для анализа:

1. Следует ли оценивать действие педагога как ошибочное? Если это действие ошибочно или наоборот, то почему вы так считаете?

2. Какие особенности подростков не были учтены педагогом в данной ситуации?

3. Какие действия следует предпринять педагогу для разрешения сложившейся ситуации?

4. Какие действия позволят учителю предупреждать возникновение и развитие подобных ситуаций на уроках?

5. Какие параметры учебной деятельности и личностного развития жизненных обстоятельств обязательны при составлении психолого-педагогической характеристики обучающегося подростка?

 

Задача 6. Дайте характеристику понятия «зона ближайшего развития» как основы внутренней связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка.

Проанализируйте ситуацию. В восьмом классе обучается подросток, испытывающий трудности, связанные с обобщением материала и усвоением новых понятий. Особенно отчетливо это становится заметным при работе подростка в группе сверстников. Учащийся, включенный в состав микрогруппы, как правило, занимает пассивную позицию и ожидает результат коллективной работы других членов группы.

Вопросы для анализа:

1. Каковы наиболее вероятные причины такого учебного поведения подростка?

2. Приведите известный вам алгоритм установления причин тех или иных особенностей учебной деятельности обучающихся.

3. Какая из известных Вам технологий определения зоны ближайшего развития отвечает специфике данной ситуации?

4. Каков алгоритм разработки и реализации программы психолого-педагогической поддержки данной категории обучающихся?

 

Задача 7. Проектирование программ индивидуального развития обучающихся предполагает соблюдение ряда требований. Перечислите и дайте научное обоснование наиболее значимых требований.

 

Проанализируйте ситуацию. На уроках по физике в восьмом классе учитель моделировал соревновательные ситуации для повышения интереса к изучаемому материалу, что, как правило, приводило к возникновению конфликтных ситуаций между обучающимися. Постоянным участником таких конфликтов оказывался Саша М. При этом подросток выступал инициатором конфликтного противостояния с другими обучающимися.

Вопросы для анализа:

1. Каковы вероятные причины возникновения конфликтов в учебных ситуациях?

2. Какие особенности поведения подростка могли провоцировать переход учебной соревновательной ситуации в конфликтную?

3. Каков алгоритм психолого-педагогического изучения личности обучающегося?

4. Каковы критерии отбора диагностического инструментария, определения структуры и содержания психолого-педагогической характеристики обучающегося?

 

 

Задача 8. Приведите основные психолого-педагогические условия построения программы по развитию интереса к учению у различных категорий учащихся (на конкретном примере).

Проанализируйте ситуацию. В пятом классе общеобразовательной школы обучается младший подросток, нуждающийся в адресной психолого-педагогической поддержке. Его поведение на уроках учитель характеризует как исключительно недисциплинированное, непоседливое. При этом подросток в течение всего периода обучения отказывался от устных ответов в классе. Дополнительные занятия после уроков в группе одноклассников по основным предметам не принесли положительного результата: мальчик по-прежнему отвлекался от выполнения учебных заданий и отвлекал одноклассников.

Вопросы для анализа:

1. Каковы вероятные причины такого поведения на уроках?

2. Каковы условия развития познавательных интересов у младших подростков?

3. Какие рекомендации классному руководителю Вы предложите в данной ситуации?

4. Каков алгоритм психолого-педагогического изучения личности обучающегося?

5. Какие педагогические технологии Вы рекомендуете учителю по формированию и развитию интереса к учению у данного младшего подростка?

 

Задача 9. Дайте характеристику предметно-пространственной среды как фактора развития и обучения. Обоснуйте необходимость соблюдения требований к образовательной среде при адресной работе с различными категориями обучающихся.

Проанализируйте ситуацию. В седьмом классе общеобразовательной школы обучаются подростки, нуждающиеся в адресной психолого-педагогической поддержке. Из них 2 подростка-мигранта, 1 подросток находится в трудной жизненной ситуации, 1 подросток с ограниченными возможностями здоровья. Классный руководитель класса неудовлетворен результатами работы школьной психологической службы по психолого-педагогической поддержке этих подростков.

Вопросы для анализа:

1. Какие рекомендации классному руководителю Вы предложите в данной ситуации?

2. Какова структура заключения по итогам диагностики образовательной среды?

3. Какие параметры образовательной среды необходимо принимать за основу при планировании и реализации индивидуальных образовательных программ для указанных категорий обучающихся?

4. В каких разделах индивидуальной образовательной программы должны быть отражены данные диагностики образовательной среды образовательной организации?

 

Задача 10. Перечислить основные принципы коррекционно-развивающей работы в условиях образовательного учреждения. Обосновать общие критерии и конкретные показатели анализа коррекционно-развивающих программ.

Проанализируйте ситуацию. В седьмой класс общеобразовательной школы поступила девочка с нарушением слуха. Первые дни обучения показали, что по предметам гуманитарного цикла ученица испытывает значительные затруднения в работе с объемными учебными текстами. Классный руководитель обратился в школьную психологическую службу с просьбой организовать специальную психолого-педагогическую поддержку обучающейся. Предыдущий опыт работы со специалистами школьной психологической службы показал необходимость участия классного руководителя в разработке и реализации подобных программ.

Вопросы для анализа:

1. Какие действия необходимо предпринять педагогу при организации адресной помощи обучающейся?

2. Какие показатели учебной деятельности и индивидуальные особенности обучающейся должны быть учтены при разработке коррекционно-развивающей программы?

3. Какова логика организации деятельности по разработке коррекционно-развивающей программы для подростков с нарушением слуха?

4. Каковы требования к содержанию коррекционно-развивающих программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями?

 

Рекомендованный список литературы к итоговой междисциплинарной аттестации

Основная литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах./ под ред Д.Б. Эльконина. –М.: «Педагогика» 1984.

2. Воловикова М., Харламенкова Н. Современная личность. Психологические исследования / М. Воловикова, Н. Харламенкова. – М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2012. – 392 с.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2010. - 592 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

5. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.: Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 414 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – пер. с англ. под науч. ред. Е.И. Николаевой. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 812 с.

7. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.

8. Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школы: метод. пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской). – М.: ПИ РАО; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.

9. Савенков А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.

10. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

11. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

12. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.

13. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л.В. Смолова. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 711 с.

14. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 230 с.

15. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы – М.: Сентябрь, 2011. – 176 с.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

3. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. - М.: Эконом-Информ, 2009. – 248 с.

4. Битянова М.Р., Порошинская Л.Г., Ясвин В.А. Качество образовательных условий: механизмы проектирования, экспертизы и оценки / М.Р. Битянова, Л.Г. Порошинская, В.А. Ясвин. – М.: МЦКО, 2010 – с. 93-144.

5. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. – 7-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 400 с.

6. Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с.

7. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Т. В. Габай. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 240 с.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

9. Диагностика познавательный способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009.

10. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2011. – 496 c.

11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 c.

12. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167с.

13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.

14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013. – 800 c.

15. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность / В.С. Мухина. – М.: Прометей, 2010. – 1083 с.

16. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г. Молодцова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

17. Психологическая диагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: хрестоматия / сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

18. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике / С.Я.Рубинштейн. – М.: Апрель-Пресс, 2010. - 448 с.

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.