К защите допускаются студенты, подготовившие в процессе освоения учебных дисциплин модуля и прохождения профессионально-ориентированной практики полный комплект учебно-методических материалов. Аттестационная комиссия оценивает представленные студентом материалы как результат реализации на практике теоретических знаний по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с воспитанниками разных категорий. При отсутствии в представленном к защите комплекте одного из обязательных документов студент к защите не допускается.
Междисциплинарная аттестация студентов по итогам освоения образовательного модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» включает защиту комплекта учебно-методических материалов, представляемого в форме проекта (1 этап) и решения имитационных задач по дисциплинам модуля (2 этап). Защита происходит на заседании междисциплинарной аттестационной комиссий.
1 этап. Процедура защиты практико-ориентированного учебного проекта «Учебно-методическое обеспечение индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с воспитанниками разных категорий в условиях дошкольной образовательной организации» предполагает подготовку презентации и текста выступления.
Выступление студента-магистранта на защите учебно-методической разработки (слово для защиты) содержит краткую характеристику работы: специфики образовательной организации и состояния деятельности по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с воспитанниками разных категорий. Дается оценка учебно-методических материалов, проанализированных студентом в рамках профессионально-ориентированнойпрактики на базе стажировочной площадки. Указывается проблема, на решение которой направлена учебно-методическая разработка, определяется цель и задачи проекта.
Дается краткая характеристика каждого из представленных учебно-методических материалов, раскрываются их образовательные и развивающие возможности.
Завершается выступление краткими выводами на основе рефлексии результатов апробации учебно-методических материалов.
2 этап. Следующим этапом итоговой междисциплинарной аттестации является решение студентами имитационных задач. Имитационные задачи ориентированы на оценку трудовых действий, формируемых в процессе изучения дисциплин модуля. Студентам предлагается взять карточку на выбор, где описана имитационная задача. Содержание задач отражает актуальные для образовательной практики проблемы. Оценочная ценность решения проблемных ситуаций состоит в том, что обучающийся сам должен разработать алгоритм для ее решения. Познавательная деятельность обучающегося в данном случае носит исследовательский характер, поскольку требуется не просто найти решение как ответ на задачу, а определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем вообще.
Для подготовки решения имитационной задачи студенту предоставляется 10 минут. Решение имитационной задачи студент излагает устно. При анализе имитационной задачи и вариантов ее решения студент может ориентироваться на следующую последовательность действий:
- Приступать к анализу задачи по результатам прояснения основного содержания проблемы. Необходимо достигнуть непротиворечивой трактовки основного содержания ситуации.
- Рассмотреть задачу с разных должностных позиций: педагогического работника (учителя), школьного администратора, социального работника, педагога-психолога, омбудсмена.
- На основе анализа студент формулирует ответы на следующие вопросы:
5) Какие психологические закономерности проявляются в развертывании проблемной ситуации?
6) Каковы ресурсы участников ситуации, необходимые для достижения положительного результата?
7) Какие участники проблемной ситуации и в чем могут оказать поддержку в разрешении проблемы?
8) Приведет ли предполагаемое действие к разрешению противоречия?
9) Достаточно ли психолого-педагогических мер для разрешения ситуации и представленного в ней противоречия?
10) Какие действия каких должностных лиц необходимы не только для разрешения ситуации, но и для противоречия, его породившего?
По итогам разбора проблемных ситуаций студент готовит предложения или рекомендации.
За основу может быть взять примерный план подготовки предложений:
- перечисляется система мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций с обоснованием предложений;
- указываются источники информации, которые следует использовать при оценке данной ситуации;
- указывается область практики, в отношении которой обучающий испытывает дефицит знаний для продуктивной работы над задачей;
- описывается опыт, полученный в ходе разбора и решения имитационной задачи;
- отмечаются возможности использования в своей работе опыта, приобретенного в процессе анализа ситуации.
Регламент защиты практико-ориентированного учебного проекта:
- подготовка студента для решения имитационной задачи – до 10 минут;
- выступление магистранта – 10-15 минут;
- ответы на вопросы членов комиссии – 5-6 минут;
- дискуссия по содержанию представленных материалов – 4-6 минут;
- заключительное слово магистранта – 1 минута.
Оценка защиты практико-ориентированного учебного проекта производится на закрытом заседании комиссии и объявляется после окончания защиты всех студентов в тот же день.