В смете все расходы отражаются в разрезе категорий расходов:
1-я Текущие расходы. В каждой категории выдел. статьи расходов (закупки товаров, оплата услуг).
1) з/п рабочих и служащих: оплата труда осн. и дополнит.; оплата за сверхурочные, за работу в ночное время; надбавки к з/п за выслугу лет, за сложность работ;все виды дополнит. оплаты за особые условия работы; оплата труда внештатных сотрудников; могут включ. выплаты премий, оказание мат помощи и др.
2) Начисления на з/п, включ. в расходы, кот. исчисл. В установленных размерах к фактически начисленной з/п. 3) Приобретение предметов снабжения и расходных материалов, включая расходы на покупку канц. и хоз. принадлежностей, различных передметов для хоз. целей в учрежд., З/О: медикаменты и перевяз. ср-ва, расходы на приобретение инвентаря и обмундирования, на приобретение продуктов питания и прочие связанные с текущей деятельностью учреждения затраты.
В состав хоз. расх. включ. расходы на освещение, отопление, водоснабжение, оплата услуг связи, содерж. помещения в чистоте. В настоящее время в индивидуальных сметах как правило кап. расходы не планируются. Отдельно в смете расходов отражаются субсидии, трансферты населению (выплаты пособий, пенсий, стипендий, субсидий). В числе заключит. показ. в смете отражаются расходы, покрываемые за счёт прочих источников, приравненых к финансированию (плата за питание в дошкольн. учр-ях, за санаторные путёвки…) В смете расходов не отражаются внебюдж. источники от оказания услуг и др. внебюд. поступ.
Бюдж учреждения м иметь и внебюдж источ, кот отражаются в смете дох и расх. Планир-е дох и расх по внеб ср-вам осущ в соотв с инструкцией МФ. Бюдж орган-ция имеющая неск источ внеб ср-в составляет смету по кажд источ. М составлять общую смету по различ видам д-ти одинак направленности. В дох часть вкл планир-мые поступления. При этом остаток ден ср-в на нач года на счете в смету не вкл-ся. В расх части планир-ся расх по этой д-ти. Если сумма дох больше суммы расх то опред-ся превышение дох над расх. Сумма превышения= сумма дох-сумма расх-налоги и отчисления.
32. Бюджетные нормы и нормативы устанавливаемые органами власти - это размеры мобилизации средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Бюджетные нормы и нормативы являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования. Используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также в процессе исполнения бюджета и контроля за его исполнением. Применение бюджетных норм при планировании расходов на содержание бюджетных организаций, находящихся на сметном финансировании, позволяет: создать примерно равные условия для удовлетворения социально значимых потребностей населения на территории страны, региона, муниципального образования; научно обосновать расчет потребности отдельных получателей в бюджетных средствах. По содержанию бюджетные нормы классифицируют на материальные и денежные; по источнику финансирования - на финансовые (рассчитанные на все источники покрытия) и бюджетные (рассчитанные на покрытие за счет бюджета); по методам построения и сфере применения - на индивидуальные (по отдельным видам расходов), комбинированные (на единицу планирования в составе бюджетного учр-ния), укрупненные (на бюджетное учреждение в целом); по методам утверждения -на обязательные (утверждаемые органами государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции) и факультативные (устанавливаемые в ведомственном порядке финансовыми органами, главными распорядителями бюджетных средств). Бюджетные нормативы используются при планировании доходов бюджета (ставка налога, уровень собираемости налогов в бюджет), расчете предельного уровня дефицита бюджета и других показателей
33. Оперативные (производственные) показатели бюджетных учреждений и их роль в планировании расходов. Особенности сводного планирования
В основе планирования расходов бюджетных учреждений лежат производственные показатели. К ним относятся оперативно-сетевые показатели, т.е. показатели по сети учреждений, штатам, обслуживаемым контингентам, которые имеют свою отраслевую специфику и планир-ся при составлении индив. ср-в и при сводном планировании. При сводном планировании расходы расчитываются на единицу сети, т.е. учреждение или единицу контингента либо на 1 штатную единицу. Напр., произ-ные показ-ли для общеобраз-ой школы – ср.год. кол-во учащихся и число классов, для вузов – ср.год.кол-во студентов, по больницам – ср.год. кол-во коек, в поликлинике – ср.год. кол-во посещений.
При обосновании расходов по индивидуальной смете расчёты могут производиться как на единицу контингента, так и штатную единицу в зависимости от вида расходов.
Производственные показатели отражают не только специфику деятельности отдельных учреждений, но и объём деятельности, мощность учреждений.
Рассмотрим образование.
Сргод кол-во учащихся=(Кн.г*8+Кк.г*4)/12.
Сргод ко-во классов зависит от числа участников и наполняемости классов.
ФЗП учителей опред исходя из кол-ва ставок и р-ра ср ставки. Кол-во ставок+общее число часов по учеб плану для данной группы классов/ норма учеб нагрузки учителя для этой группы классов.
В ДДу осн пок-ли:число детей и сргод кол-во детодней. Кол-во детодней=сргод число детей* число дней посещения ребенком ДДУ. В Сузах и ВУЗах осн пок-ль число студентов по форме обучения. Сргод число студентов=число на нач года+прием*число мес с момента приема до конца года/12-выпуск*число мес с момента выпуска до к.г/12-сргод отсев.
Для обоснования потребнлстив фин рес на образ-е в целом по РБ и по отд ее регионам ежегодно опред общий объем расх на данные цели. Этот процесс представл собой сводное планир-е расх и заключ в основном в составлении сводных расчетов к проектам респ и всех мест б-тов.
Особенность сводного планир-ия заключ-ся в том, что расчеты по обоснованию вел-ны расх-ов всегда произ-ся на основе укруп-ых оператив-ых показ-ей и сред-их расчетных норм. Сводные расчеты по каждой группе однотипных учреждений отражают показ-ли, характер-щие плановые и отчетные данные прошлого периода и проект на новый год. По образ-ю усредненные нормы опред на 1 ребенка в ДДУ, одного воспитанника в дет домах, одного учащегося в школе, одного студента в вузах иссузах и т.д. эти нормы явл рез усреднения сложившихся фактич расх с некот поправкой на тек обстоятельства и возможности бюджета. Сводное планирование осуществл-ся на каждом Ур-не управ-ия соответ-ми фин.органами. Так при разраб-ке проекта респ. Бюд-та, прогнозир-ия консолидир. Бюд-та респ-ки сводные расчеты по определ-ию объема ассигнований произ-ся Мин.Фином, на Ур-не района эти фун-ии выпол-ют районные фин.органы.
34. Принципы фин-ния бюдж-ых орг-ций.Фин-ние бюдж-ых орг-ций регул-ся след-ми принц-ми:1) фин-ние в меру выполн-ия производст-ых показ-лей – объем фин-ния бюдж-ой орг-ции зав-т от вып-ния показ-лей, опред-щих объем деят-ти орг-ции; объема оказ-ных услуг; режима фугкц-ния и др. Собл-ние данного принципа позв-т фин-вым органам вести контроль за деят-тью бюдж-ой орг-ции; 2) целевой хар-р использ-ния бюдж-ых ср-в – бюдж-ые ассигнования предост-ся получ-лям бюдж-ных ср-в только на основе утвержд-ых смет, на заранее обусловл-ые цели, обозн-ные соотв-щими позициями бюдж-ой класс-ции р-дов. Строгое собл-ние этого принципа препятст-т нецелевому использ-нию бюдж-ых ассигн-ний; 3) фин-ние с учетом освоения ранее предост-ных бюдж-ых ср-в – принцип, к-рый наряду с другими позвол-т решать задачу эфф-ногоиспольз-ния бюдж-ых ср-в; 4) получение максим-ного эфф-та при минимуме з-т – достиг-ся, с одной стороны, экономное, а с другой стороны – эфф-ное использ-ние бюдж-ых ср-в. Эфф-т м/выраж-ся как в решении различных задач соц-но-экон-кого развития поср-вом бюдж-ых р-дов, так и в дополн-ном притоке в бюджет ден. ср-в за счет роста д-дов получ-лей бюдж-ых ср-в; 5) безвозвр-сть бюдж-ного фин-ния – предост-ние ср-в без выставл-ия условия их обяз-ного возврата в бюджет; 6) бесплатность бюдж-ного фин-ния – выделение бюдж-ых ср-в без уплаты гос-ву каких-либо д-дов в виде %% или др. видов оплаты в процессе фин-ния бюдж-ых орг-ций. В течение бюдж-го года объемы бюдж-го фин-ния м/уточн-ся в связи с внесением изменений в бюдж-ые сметы