Спортивный арбитраж в зависимости от конкретных обстоятельств может выполнять различные роли - обычного арбитража, апелляционного арбитража, примирителя, консультанта.
В большинстве стран мира, особенно там, где арбитражные суды созданы не только в национальных олимпийских комитетах, но и в национальных федерациях по видам
спорта, они в той или иной степени реализуют все названные выше роли. Ряд стран, например Франция, являются исключением, отдавая приоритет в деятельности спортивного арбитража исполнению роли примирителя.
Представляется, что на данном этапе спортивный арбитраж в России может и должен выполнять следующие роли: обычного арбитража, примирителя, консультанта.
В дальнейшем, в случае создания спортивных арбитражей в федерациях по видам спорта, он может начать исполнять и роль апелляционного арбитража.
*
Достоинства спортивного арбитража
Основными достоинствами деятельности третейского суда являются его оперативность, обеспечиваемая самой процедурой формирования, меньшая загруженность, менее продолжительные сроки рассмотрения дел, возможность в наибольшей степени учесть специфику рассматриваемого дела и ДР.[2;3;4].
Вместе с тем, хотя третейский суд и не входит в систему судебной власти в России, являясь по своей сути внегосударственным институтом, его решения наделены силой акта, исполнение которого гарантируется государственным механизмом, в частности арбитражным судом.
Нормативно-правовая база деятельности спортивного арбитража
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность спортивного арбитража, являются:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 5 апреля 1995года;
- Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 5 апреля 1995 года и одобренный Советом Федерации 12 апреля 1995 года;
- Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 июня 1992 года;
- положение (устав), регламент и др. документы, устанавливающие процедуру рассмотрения споров конкретным третейским судом.
Учредитель спортивного арбитража
Спортивный арбитраж в форме постоянно действующего третейского суда может быть учрежден - в соответствии со ст. 2 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров - предприятиями, учреждениями, организациями и т.п., которые должны информировать арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого будет расположен третейский суд, о его создании и составе [5],
С учетом мирового опыта, в качестве учредителя спортивного арбитража наиболее целесообразно выступать Олимпийскому комитету России. Вместе с тем деятельность спортивного арбитража невозможна без участия некоторых других спортивных и иных организаций, в которых работают специалисты - профессионалы в области спорта и права.
В качестве учредителей спортивного арбитража выступают:
Олимпийский комитет России,
Российская государственная академия физической культуры,
Московская государственная юридическая академия.
Порядок утверждения документов, регламентирующих деятельность спортивного арбитража
Создание спортивного арбитража в форме постоянно действующего третейского суда фактически представляет собой "создание постоянных комиссий и определение сферы их компетенции", что связано с "внесением изменений и дополнений в Устав ВОК".
В связи с приведенными позициями ст. 12 Устава Всероссийского олимпийского комитета принятие решения о создании спортивного арбитража и утверждение документов, регламентирующих его деятельность, есть компетенция Олимпийского собрания как высшего руководящего органа Олимпийского комитета России.