Действующее законодательство регулирует векселеспособностьучастников вексельного обращения, определяя, что вексель может быть использован в предпринимательской деятельности для торгово-промышленных целей, т. е. в сделках по поставкам продукции.
Стремление к такому ограничению векселеспособности наблюдалось еще при подготовке Устава о векселях 1902 г. Оно не осуществилось только из-за боязни нарушить действующее вексельное обращение. Правоту подобного взгляда на определение векселеспособности подтверждает и зарубежный опыт. Сегодня за рубежом признано, что финансовые векселя, не связанные с реальными потребностями торгово-промышленного оборота, усложняют проведение банковской системой эффективной денежно-кредитной политики и могут использоваться для сомнительных операций. Поэтому национальные центральные банки не принимают их к переучету, а коммерческие банки — к учету.
В целях упорядочения вексельного обращения и сокращения количества необеспеченных финансовых векселей, наводнивших денежный рынок России, Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г., с одной стороны, расширяет границы векселеспособности (помимо юридических лиц векселями теперь вправе обязываться и граждане России), а с другой стороны, резко сужает возможности финансовых заимствований посредством выпуска векселей властями разных уровней (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации; городские, сельские, поселковые и другие муниципальные образования теперь имеют право обязываться по векселям только в специально предусмотренных случаях).
В современной российской практике возрастает прежде всего роль векселя как высоколиквидного средства расчетов. В условиях сужения рынков сбыта товаров и недостатка денежной массы вексель может способствовать ускорению реализации товаров и оборота средств предприятий, уменьшая реальную потребность в деньгах и смягчая проблемы взаимных неплатежей.
Однако преимущества векселя и его функции реализуются в полной мере, если вексель является товарным. Между тем в России сегодня наблюдается бурное развитие рынка финансовых векселей, основанных на отношениях долга между кредитором и заемщиком. Помимо финансовых органов и органов власти разных уровней векселя эмитируют банки и банковские синдикаты с целью дополнительного привлечения средств, а также в качестве инструмента получения дохода, вытесняющего облигации, сертификаты и банковские депозиты вследствие более льготной схемы налогообложения и возможности использования векселей как средства расчетов (в отличие, например, от депозитного сертификата). Эмиссия банковских векселей не регламентируется законодательством, не требует регистрации и выполнения нормативов ликвидности.
Вместе с тем установленный Банком России для коммерческих банков норматив риска собственных вексельных обязательств (Н 13) имеет целью сокращение объемов эмиссии не обеспеченных собственным капиталом банковских векселей. Норматив определяется как отношение суммы выпущенных банком векселей и банковских акцептов (в рублях и иностранной валюте), а также 50% забалансовых обязательств, вытекающих из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества, к собственному капиталу. Максимальное значение Н 13 на 1 марта 1997 г. не должно превышать 100%, т.е. вся вексельная эмиссия должна быть обеспечена собственным капиталом банка.
Объем эмиссии финансовых векселей достигает в настоящее время десятков триллионов рублей, в то время как обращение коммерческих векселей практически отсутствует. Внедряемые в некоторых регионах, а также между предприятиями определенных отраслей (энергетической, железнодорожной и угольной) системы взаимозачетов с использованием векселей находятся пока в стадии эксперимента и не лишены недостатков. Кроме того, тот факт, что векселями оплачивается, как правило, просроченная задолженность предприятий указанных отраслей, позволяет отнести эмитируемые ими векселя скорее к финансовым, нежели к коммерческим.
Коммерческие банки не имеют широкой базы для осуществления учетных операций, а Центральный банк РФ — переучетных. Таким образом, в качестве средства коммерческого кредитования, а также инструмента рефинансирования вексель практически не используется. Ситуация парадоксальная. Вексель выполняет не свойственные ему функции (например, средства получения дохода) и не выполняет основные, внутренне присущие ему.
Причины неразвитости коммерческого вексельного обращения в России кроются как в хронической неплатежеспособности предприятий, так и в незнании вексельного законодательства потенциальными участниками рынка векселей, в отсутствии полной и непротиворечивой нормативной базы.
Подавляющее большинство вексельных норм содержиться в нормативных правовых актах ведомств, главным образом ЦБ России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которые плохо согласуются между собой, а также с немногочисленными федеральными законами, регулирующими обращение векселей.
В большинстве развитых стран существует отдельная подотрасль – вексельное право, обычно в форме единого законодательного акта – вексельного устава или уложения, исчерпывающим образом регулирующая вексельное обращение и, что особенно важно, упрощенное и ускоренное взыскание по векселям.
Гражданское законодательство РФ о векселях состоит из нескольких статей ГК РФ и уже упоминавшемся ФЗ «О переводном и простом векселе». Из определения векселя (ст.815 ГК РФ) вытекает, что не может быть векселей, оплата которых производится товарами, или векселей, содержащих какие-либо условия оплаты.
Очевидно, что эмитировать переводные векселя невозможно, или, по крайней мере затруднительно. Эмитируемые в РФ векселя – это, по существу, квази-облигации, не имеющие реального обеспечения и облеченные в вексельную форму для того, чтобы избежать ограничений, налагаемых законодательством об эмиссии ценных бумаг.
Отношения участников вексельного рынка недостаточно урегулированы также в той части, где они выходят за рамки вексельного права. Это касается, в частности, налогового, банковского, таможенного, нотариального и процессуального законодательства.
В целях создания единого вексельного законодательства необходимо адаптировать Положение о переводном и простом векселе к особенностям и современному состоянию национального финансового рынка и денежного обращения. Нужна также существенная доработка внутреннего законодательства в части создания гарантий быстрого и необременительного взыскания долга по не оплаченным в срок и опротестованным векселям, компенсации всех издержек векселедержателя, более четкого определения векселеспособности, требований к оформлению векселей и т. д.
В определенной степени отмеченные недостатки законодательной базы учтены Федеральным законом от 11 марта 1997 г. В частности, в целях компенсации потерь кредитора законом предписывается проценты и пеню при увеличении исковой суммы по не оплаченным в срок векселям рассчитывать исходя из размера действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а не 6 и 3%, указанных в ЕВЗ; запрещается эмиссия бездокументарных векселей; вводится ускоренная процедура исполнения вексельных исков; Правительству Российской Федерации поручается привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с принятым Федеральным законом в трехмесячный срок.
Национальная правовая база, а также практика обращения векселей нуждаются в дальнейшей корректировке, с тем чтобы превратить вексель в действительно удобный и универсальный инструмент кредитования, расчетов и денежно кредитного регулирования, исключающий возможность необоснованных финансовых потерь участников вексельного обращения.