Виды нарушений бюджетного законодательства,а также ответственность за нихустановлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).
Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений:нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществ—ле—ние государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением установленного порядка и др. В качестве мер принуждения предусмотрены: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и платы за пользование бюджетными средствами, взыскание пени, сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.
В то же время КоАП РФ предусматривает три состава административных правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП), нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП), нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).
Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) предусмотрены два специфических состава преступления в сфере бюджетных правоотношений:нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере – свыше 1,5 млн рублей (ст. 285.1 УК РФ) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (ст. 285.2 УК РФ).
25.Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения.
Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.(нац.оборона, судеб.власть,погащен.гос долга,соц политика ,здравоохранение, культура и искусство, образование, с/х и рыболовств, ЖКХ и т.д.)
Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Классификация видов расходов бюджета – это четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
25.Экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Капитальные и текущие расходы бюджетов. является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.
Данная классификация включает разделы:текущие расходы,капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.
В свою очередь разделы делятся на подразделыи включают виды расходов,которые делятся на статьи затрат. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ,субъектами РФ и МО для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную Деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
28.Ведомственная классификация расходов Федерального бюджета, РФ.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из фед.бюдж.(министерства, ведомства,организации,каждому из которых присвоен код). Второй уровень – это классификация целевых статей расходов фед.бюдж. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из фед.бюдж.по определенным разделам подразделам.Третий уровень – класс.фидов расходов фед.бюджет,определяющая напраления финансирования по целевым статьям детально.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФотражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетовотражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.